Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В.В.Константинов Методологические основы психол...doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
2.52 Mб
Скачать
  1. Рациональное осмысление мира

Рациональное осмысление мира с позиций разума и рассудочной дея­тельности началось с возникновением первых философских учений. Философия как одна из форм общественного сознания впервые сло­жилась в рабовладельческом обществе.

Термин «философия» впервые встречается у Пифагора; в качест­ве особой науки ее впервые выделил Платон. Первоначально она объединяла всю совокупность знаний человека об окружающем ми­ре и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. Филосо­фия (греч. рНйег — люблю и зорМа — мудрость; любовь к мудрости), стала той наукой, в рамках которой человек впервые задумался о том, кто он есть, каково его место в окружающем мире, что такое ду­ша и как она связана с телом, каковы границы человеческого позна­ния и достоверность чувственных ощущений. Достаточно разверну-

тые и основательные философские учения и системы мы встречаем в античности.

Ведущей чертой античной философско-психологической мысли является ее стихийная диалектическая направленность. Мир пред­ставлялся древним ученым единым, бесконечно движущимся и из­меняющимся. Хотя природа трактовалась ими в целом нерасчленеи- пой, синкретично, однако первые попытки выделения одних явле­ний из совокупности других, стремление понять их па фойе общей картины мироздания имели место уже тогда. Явления душевной жиз­ни человека не могли не привлечь внимания древнего ученого вслед­ствие их своеобразия и специфической природы. Именно поэтому еще на заре научного знания психические явления достаточно четко вычленялись из чисто материальных и, более того, осуществлялись попытки внутренней дифференциации отдельных сторон души.

В античности более четко прослеживаются тенденции объясне­ния многообразия мира психических явлений с позиций религиоз- но-мистических или стихийно-материалистических. Причем каждая из этих позиций внесла определенный вклад в объяснение мира фе­номенов психического.

В целом в объяснении природы, сущности и структуры души в античной мысли можно выделить по крайней мере три направле­ния поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался окружающий космос и индивидуаль­ная человеческая душа как некий микрокосм.

  1. Натурфилософское, наивно-материалистическое объяснение психики исходило из наблюдаемых законов движения и развития материального мира. Гераклит считал, что этот космос, один и тот же для всего сущего, не создан ни Богом, ни человеком, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим [57].

Руководящей выступала идея о материальной природе души и определяющей зависимости душевных проявлений от физической природы. Эту зависимость античные мыслители пытались выразить в форме конкретных представлений о том, что содержание психиче­ских процессов черпается извне, путем проникновения в организм веществ физической среды.

Так, Фалес (VI в. до н. э.), принимая за первооснову всего сущего воду, считал, что душа есть тоже особое состояние воды. Она источ­ник движения, придает способность телам двигаться. Анаксиманд­ром (VI в. до н. э.) душа трактовалась как одно из состояний апей- рона (беспредельная и бескачественная материя, пи воздух, ни вода, пи что-либо иное). Анаксимен (V в. до н. э.) считал, что душа имеет воздушную природу и связана с дыханием человека. Гераклит (IV в. до н. э.) рассматривал душу как особое переходное состояние огня — психея. Это был первый собственно психологический термин для обозначения психической реальности.

Следует особо отметить, что, указывая на какое-либо конкретное первоначало, философы имели в виду не его (т. е. обычную воду, воз­дух и огонь), а нечто такое, что подобно воде присутствует во всех живых организмах, которое так же подвижно, изменчиво и текуче. Так, вода, испаряясь, превращается в пар; айперон, воздух, разряжа­ясь, превращаются в огонь. Эти элементы, сгущаясь, переходят в другие более плотные и твердые состояния. То есть за каждым из этих первоначал стояло философское его понимание, для которого пока не было найдено и сформулировано соответствующее фило­софское понятие, категория.

Особый интерес представляют взгляды древнегреческих материа- листов-атомистов на проблему природы души и механизмов ее функ­ционирования. По сообщению античного историографа Аэция, Эмпе­докл (V в. до п. э.), Анаксагор (V в. до и. э.), Демокрит (IV в. до н. э.), Эпикур (ГУ-Ш в. до п. э.), Лукреций Кар (I в. до и. э.) считали, что мир образуется вследствие соединения мельчайших материальных частиц, принимали [многочисленные] соединения и разъединения [их], возникновения же и гибели их в собственном смысле не допус­кали [56]. Они считали, что первооснову мира составляют мельчай­шие, невидимые частицы «гомеомерии», атомы, «семена» вещей, из которых, соответственно, и состоит душа. Она неразрывно связана с телом и со смертью человека распадается на первоэлементы. В теле человека душа локализуется в голове, груди и печени и выполняет управляющие функции: разумные, побудительные (волевые), аффек­тивные (чувственные, эмоциональные). Описывался также механизм чувственного (сенсорного) восприятия как продукт «истечений» ми­ниатюрных копий вещей, «идолов», «эйдосов», «призраков», «форм вещей», которые распространяются от каждой вещи во все стороны и, достигая органов чувств, вызывают соответствующий образ предмета. Деятельность механизмов мышления объяснялась потоками легчай­ших, подвижных и шарообразных атомов. Выделялись Душа (апгта), как жизненное начало, рассеянное по всему телу и отвечающее за рас­тительные функции организма, и Дух (аттиз) — управляющая сила, реализующаяся в чувствительности и разуме (Тит Лукреций Кар).

  1. Другое направление связано с тем, что, после того как была по­нята производпость души от физического мира, их внутреннее един­ство, психологическая мысль углублялась и ориентировалась не на природу в целом, а на живую природу. Это направление античной психологической мысли наиболее ясно представлено в философской системе Аристотеля (IV в. до н. э.) и философской школе древних стоиков (ГУ-Ш вв. до и. э. — V в. и. э.).

Психологическая концепция Аристотеля вытекает из его обще­философского учения о материи и форме. Формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого и расти­тельного мира. Предшествующими философами-материалистами душа представлялась как особое состояние первоосновы. По мнению же Аристотеля, душа ие может рассматриваться пи как одно из со­стояний первоматерии, ни как оторванная от тела самостоятельная сущность. Душа есть активное, деятельное начало в теле, его форма, но не само вещество или тело. Душа и тело неразрывно связаны. Для определения природы души Аристотель использует философское по­нятие энтелехия (греч. епШескега — имеющее цель в самом себе, как целеполагающее начало, способность живых тел стремиться к цели и реализовать ее).

Детально рассматривается им механизм познавательных психи­ческих процессов. Деятельность души не мыслилась вне связи ее с объективным миром. Ощущения и восприятия выступают как ис­ходные формы познавательной деятельности, на основе которых вы­растают более сложные формы психического мышления и духовная жизнь человека. Аристотель отмечает пять основных видов чувстви­тельности: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Однако отдельные виды ощущений не дают возможности уста­навливать различия между предметами. Синтез ощущений и выра­ботка представлений осуществляются в гипотетическом органе, ко­торый Аристотель назвал «общим чувством». В этом органе не только происходит синтез ощущений на основе ассоциаций, но и вырабаты­ваются память, представления и воображение. Общее чувство Ари­стотеля прокладывало мост между ощущением и мышлением. Мыш­ление он рассматривает как форму чувственных форм или просто форму форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и оста­ется обобщенное и общезначимое. Вырастая из чувственных форм, мышление не может протекать в отрыве от тела. Наряду с этим Ари­стотель выдвигает положение о существовании родового разума, ко­торый противостоит индивидуальному мышлению (зависимому от тела и исчезающему со смертью человека), с телом органически не связан, неразрушим, вечен и пределами жизни человека не ограни­чен (высказывается идея общественного сознания).

Душа связана нераздельно не только с познавательными способ­ностями, но и с эмоциональными чувствами. Эмоции, стремления (воля) вызываются естественными причинами. Ими являются по­требности организма и внешние предметы, которые ведут к их удов­летворению.

Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедеятельности организма. Кровь составляет не только основу всей жизнедеятель­ности организма, но выступает как материальный носитель всех ду­шевных функций, от низших до высших. В качестве центрального органа души выступает сердце. Головной мозг — это резервуар для охлаждения крови. Аристотелю (как врачу) было известно, что само мозговое вещество не обладает чувствительностью.

Рассматривая душу как форму организации психического, Ари­стотель выдвигает учение о способностях души. Душа едина и неде­лима, по проявляется в трех основных способностях: растительных, чувствующих и разумных.

Растительные способности обеспечивают питание и рост организ­мов, их размножение. Чувствующие способности возникают и разви­ваются на основе растительных способностей. В сферу чувствующих способностей входят ощущения и побудительные силы. Из чувст­вующих способностей вырастают разумные способности. Соотноше­ние между растительными, чувствующими и разумными способно­стями таково, что низшие способности имманентно входят в высшие, а высшие — необходимо включают низшие, образуя иерархию спо­собностей. Человеческой душе свойственны все три типа способно­стей, именно поэтому душа человека определялась Аристотелем как то, чем человек питается, чувствует и мыслит.