Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
SRYa_UMK (1).doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
477.7 Кб
Скачать

4 Семантика предложения.

Задание 1. Изучить материал лекций.

Задание 2. Проанализировать методический комментарий к разбору семантики предложения (диктум и модус), данный в Сборнике упражнений по синтаксису русского языка.

Задание 3. Подобрать четыре текстовых отрывка из разных источников, включая сеть Интернет, отражающих различные типы пропозиций и модусных смыслов.

Задание 4.

Проанализировать диктум одного из предложений.

1. Она гладила рукопись ласково, как гладят любимую кошку, и поворачивала её в руках, оглядывая со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец.

2. После вечерней прогулки мы каждый раз пили чай в её номере и разговаривали о прошлом, не боясь разбередить старые, но ещё не зажившие раны.

3. За окном мимо термометра летели снежинки, и мальчик равнодушно следил за ними, не испытывая при виде первого снега обычной радости.

4. И дети, тихонько толкая друг друга локтями, долго смотрели то на картину, то на настоящее открытое море, в туманной голубизне которого таял маленький парус дедушкиной шаланды.

5. В лиловом просторном платье, очень ей шедшем, откинув крупную седую голову, Анна Андреевна сидела у окна и выглядела очень величественно.

Задание 5.

Описать в одном из текстовых отрывков модусные смыслы.

1. У меня в Сухуме не было знакомых, и я часто бродил по окрестностям города один. Отходить далеко я не решался. По словам старожилов, в десяти километрах уже начинался встревоженный войной и междоусобицей Кавказ. На любом повороте горной дороги можно было получить пулю в спину или погибнуть под внезапным обвалом.

Успокоение приходило на Кавказ исподволь, можно сказать, крохотными шагами.

Хочу заметить, что для меня всё в Абхазии было тогда чужим и вследствие этого угрюмым и враждебным – и горы, и реки, и растительность, и народ.

2. Когда я думаю об эпохе Надсона, мне хочется сказать: какая скудная жизнь, какие бедные письма, какие несмешные шутки и пародии!

Мне показывали в семейном альбоме карточку, кажется, дяди Миши, меланхолика с пухлыми и болезненными чертами, и объясняли, что он не просто сошёл с ума, а «сгорел»: так гласил язык поколения. Так говорили о Гаршине, и многие гибели складывались в один ритуал.

3. Прежде чем перейти к описанию дальнейших событий, следует сказать несколько слов о Черноморской улице. Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире. Самый путь из города на Черноморскую улицу был своего рода лекарством от невзгод. Улочка тянулась по краю высокого обрыва над морем. Слово «тянулась» здесь вряд ли подходит, так как улица была недлинная. Её можно было пройти за несколько минут.

Среди неуютного быта тех дней она казалась хотя и обманчивым, но всё же «островом спасения» для заброшенных на неё жизненной бурей людей.

4. Живя среди книг и вещей, оставленных Швиттау, я за глаза составил представление об этом профессоре.

Он, конечно, был самодоволен, чисто умыт, носил русую бородку и золотые очки, и в глазах его присутствовал тот водянистый блеск, какой бывает у застарелых девственников.

Мне был неприятен этот воображаемый так называемый предшественник, поэтому при каждом удобном случае я растворял окна настежь, чтобы выветрить из дворницкой добропорядочный профессорский дух.

5. Ко всему этому хочу добавить, что утреннее моё пробуждение оказалось почти феерическим, если так можно сказать.

Я проснулся и долго лежал, не открывая глаз, ощущая у себя на лице чьи-то тёплые ладони. От них пахло цветущей мимозой. Это был, конечно, утренний бриз. Он наполнил каюту, лениво бродил по ней и прикасался ко всему, что попадалось ему на пути, в том числе и к моим щекам.

Позванивала якорная цепь. С палубы доносились обычные портовые возгласы: «Вира, чёртов банабак! Майна помалу!»

За иллюминатором блестело нестерпимое солнце, занявшее половину неба и половину моря. В его победоносном свете качалась снаружи живая стена роскошной растительности. И это было прекрасно.

5. Актуальное членение

Задание 1. Изучить материал лекций и учебников, Интернет-ресурсов.

Задание 2. Произвести актуальное членение в каждом высказывании одного из предложенных текстов. Определить тип тематической прогрессии и рематической доминанты.

1. [Я живу в маленьком доме на дюнах.] Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны. Здесь обрывается земля. И поэтому кажется удивительным, что в доме спокойно горит свет, поёт радио, мягкие ковры заглушают шаги, а на столах лежат раскрытые книги и рукописи.

Там, к западу, в сторону от Венспилса, за слоем мглы лежит маленький рыбачий посёлок. Обыкновенный рыбачий посёлок, с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким дымом из труб, с чёрными моторками, вытащенными на песок, и доверчивыми собаками с косматой шерстью. (К.Паустовский)

2. [Я живу в маленьком доме на дюнах.] Всё Рижское взморье в снегу. Он всё время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки.

Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то поднимает занавеску и осторожно следит за тобой. (К.Паустовский).

3. Оказалось, что товарищ Торелли снимает комнату у расстриги Просвирняка. Он узнал от расстриги, что мы – столичные журналисты. Столичным журналистам Торелли завидовал, хотя ни за что не согласился бы променять Одессу даже на работу в самом «Русском слове». В Одессе можно было «сделать» любую сенсацию. Написать, например, в газете «Одесская почта», что на рабочей окраине Пересыпи лопнул меридиан и катастрофа для города была предупреждена только благодаря героическим усилиям пожарных команд. В Москве и Петрограде такой номер никогда не прошёл бы.

4. В Москве три Обыденских переулка. Название этих переулков вводит людей в заблуждение. На самом деле ничего обыденного в них нет. Наоборот, переулки эти отличаются некоторыми приятными качествами. Они сбегают к Москве-реке и упираются в пустынную набережную. По обочинам этих переулков весной даже цветут одуванчики.

В Москву, в Обыденский переулок, я и переехал. В подвал старого купеческого особняка. Окно, пробитое ниже уровня земли, выходило в сад, обнесённый высокой кирпичной стеной. Над стеной поблескивал тусклым золотом купол храма Христа Спасителя и его тяжёлый крест. В то время этот храм ещё не собирались сносить.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]