Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогичес...doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
29.08.2019
Размер:
1.07 Mб
Скачать

4.4. Индивидуальные роли

Под индивидуальной ролью понимается поведение, которое выстраивает человек в соответствии с собственными ожиданиями. Что такое собственные ожидания? Из чего они складываются? Известно, что у каждого человека есть не только свой набор тех или иных черт, но также и набор определенных представлений себе. Один считает себя сильным, смелым, способным, решительным; другой — слабым, трусливым, неспособным, нереши­тельным. Подобные представления о себе сформировались в ре­зультате общения человека с окружающими, и прежде всего в об­щении со значимыми для него людьми: родителями, родственни­ками, друзьями, учителями.

Однако нас интересует не наличие представлений человека 0 себе и даже не механизм формирования этих представлений. Для нас существенно то, что представление о себе переживается каж­дым человеком по-разному.

Например, человек знает, что он веселый. Один рад этому, так как благодаря своей веселости он очень общителен, легко вступа­ет в контакты, оптимистично смотрит на жизнь, бывает душой компании. Для такого человека осознание «Я — веселый» достав­ляет радость, уверенность в жизни и общении. Другой человек не рад своей веселости, воспринимает ее с огорчением: «Все люди, как люди, могут серьезно трудиться, заниматься каким-то сто­ящим делом, а я какой-то не такой — вечно веселый, несерьез­ный, наверное, глупый. Меня замечают там, где надо побалагу­рить, посмеяться, пошутить, а в серьезном деле на меня и вни­мания-то никто не обращает».

Следовательно, переживания человека относительно прису­щих ему черт характера, задатков, способностей могут носить как положительный, так и отрицательный оттенок. Человек либо при­нимает себя со знаком «плюс», рассматривает свои черты харак­тера и другие особенности как достоинства, считает, что он в порядке, как минимум, не хуже других. Либо он воспринимает себя со знаком «минус», тревожится, что у него много недостатков, что он не такой как все.

Переживания самого себя являются не только важным элементом самочувствия человека, от чего во многом зависит его психическое здоровье. Эти переживания служат своеобразным интерпретатором поведения личности.

Человек ведет постоянный разговор с самим собой, постоянный внутренний диалог, в котором утверждает себя в своих силах, приобретает уверенность, настраивается на позитивное развитие своей жизни. Либо, напротив, убеждает себя в своей неспособности к чему-либо, в своей слабости и некомпетентности, настраивается на неудачи и провалы в жизни.

Например, идя на экзамен, школьник убеждает себя в что он знает учебный материал: занимался в течение года, читал лекционные и семинарские занятия, усердно готовился экзамену. Поэтому он настраивает себя на то, чтобы на экзамене не суетиться, а сосредоточиться на вопросах билета и экзаменатора, не торопиться с ответами, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Ученик говорит себе, что должен убедить экзамена, тора в хорошем владении учебным материалом, что должен успешно выдержать предстоящий экзамен.

Другой школьник, напротив, убеждает себя в обратном. Не­смотря на то что ученик так же добросовестно посещал занятия много читал и серьезно готовился к экзамену, он использует иные аргументы в разговоре с самим собой. Он говорит себе, что материал довольно сложный и объемный, что он почти ничего не помнит, все забыл, что ему обязательно не повезет и достанутся самые сложные вопросы, что экзаменатор «имеет на него зуб» Еще не приступив к экзамену, ученик уже настроился на нега­тивное взаимодействие с экзаменатором, на получение отрица­тельного результата.

Очевидно, что и поведение этих школьников на экзамене бу­дет различным. Первый настроен на то, чтобы слышать и пони­мать суть вопросов экзаменатора, на поиск ответов и решений, на нахождение аргументов и доказательств своих знаний. А второй ищет и находит подтверждения иным ожиданиям. Вопросы биле­та покажутся ему не самыми желанными, а, возможно, и самыми сложными. Во время подготовки к ответу он будет убеждаться в том, что действительно ничего не помнит. Дополнительные воп­росы экзаменатора будут восприниматься как стремление препо­давателя «завалить» ученика.

Мы не склонны утверждать, что позитивный настрой школьни­ка на экзамен обязательно обернется для него положительной от­меткой, а негативный — отрицательной. Мы лишь полагаем, что этот настрой существенно повлияет на его поведение на экзамене.

Очевидно, что каждый педагог также исполняет самые различ­ные индивидуальные роли, в которых он стремится утвердить себя в своих способностях успешно взаимодействовать со своими учениками и коллегами, в своих умениях решать стоящие перед ним задачи по обучению и воспитанию учащихся.

Обратимся еще к одному эпизоду, описанному А. Алексиным.

Да, Володя учился у меня в классе. Так получилось... Уговаривая меня стать классной руководительницей именно в 6-м «В», директор сказал:

— Не отказывайтесь! Это предрассудки. Кто усомнится в вашей объективности?

Я согласилась. И потом три года подряд доказывала ту самую объективность, которую, по словам директора, никто не мог взять под сомнение. Это незаметно для меня это превратилось в одну из моих главных педагогических задач. Я очень старалась... Все должны были видеть, что я строга, бескомпромиссна и требовательна к своему сыну. Как Володя терпел это, я теперь понять не могу.

Ни в одной педагогической книге не сказано, что должна делать учительница, если прямо под носом, на первой парте возле окна, сидит ее сын. Володя сидел на первой парте потому, что любил сидеть на последней. На примере именно его сочинений я объясняла всему классу, какие грамматические и смысловые ошибки являются наиболее характерными, доски я держала его очень долго и называла Кудрявцевым, хотя других ребят звала просто по имени.

Получалось, что я все же выделяла его. В отрицательном смысле...

Володя вынужден был отвечать по литературе только блестяще. Но однажды, почувствовав, что он плавает, я задала сыну коварный вопрос о том, чего в школе не проходили. Володя умолк. А я громко сообщила ему или, вернее сказать, всему классу:

— Двойка, Кудрявцев!..

Тогда-то Ваня Белов и объявил голодовку.

— Всегда помни, что ты мой сын! — внушала я Володе. — Пойми меня правильно...

Он помнил, понимал — и не обижался. Но Ваня Белов понимать не хотел! Он вторгался в мой план взаимоотношений с сыном-учеником. И все разрушал!

(Алексин А. Третий в пятом ряду // Сигнальщики и Горнисты: Повести. — М., 1985.-С. 10-11.)

Таким образом, исполнение индивидуальной роли связано с тем, что человек настраивает себя на определенную линию пове­дения, и это в определенной степени предопределяет его поступ­ки в конкретных ситуациях.