Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАСОВ История СП глава 5 в начале.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
975.87 Кб
Скачать

Глава 3

II. Егда же коего сына отдати во училище, книжного ради научения, то и тогда не малой воли ему не давай. Но в великой грозе держи его...

12. ...А потом поучи его и художеству, к каковому он свойствен будет. И каковому художеству, тягостному или к легкостному, научиши, то как твое хотение будет.

<...>

14. Нам не золотом, не серебром, но паче подабает нам себя украша-ти в воинском деле храбростию, в судейском деле — правосудием, в купечестве — праведным и неподвижным словом и товаром нелестным, мастеровым же людям — в тщательном художестве... к тому же украша-тися книжным учением, грамматическим и риторским, и философским разумом.

И аще в нас будут, то на весь свет будем мы славны, а и на оном свете не без похвалы будем. <...>

И обедая в людях, избирай себе куски из блюда худшие или кои тебе ближние; а от дальнего края не взимай, да не будеши мерзок посадив­шему тя за стол; и за столом сидя, не ускори прежде господина или честньшего тя гостя ясти. И сие творя, всем любезен будеши.

<...>

И сего ради, ты, чадо мое, не моги и близ себя допустити самоумни-чества, но во всяком деле, не токмо в духовном или во гражданском, но и в правлении, употребляй совета, ово ж и от посторонних людей.

<...>

23. А без совета, наипаче без женнего, отнюдь ничего не твори... О гражданском житии Глава 5

1. Живи ты, чадо мое, никого не обижай и ничего чужого не желай, но буде доволен своим си именем...

О пропитании книг и о почитании их. Егда будиши, сыне мой, книги читати, то читай их неборзостно и с прилежным вниманием. И держи при себе бумагу и чернила, и кая те речь понравится, записывай имен­но, в коей книге и в коей части... пользу бо великую себе и людям полу-чиши от тоя записки.

И никогда празден, сыне мой, не сиди: либо какое художественное дело делай, либо книги читай...

Антология педагогической мысли России XVIII в. —

М., 1985.-С. 64-68.

V Н. И. НОВИКОВ О воспитании и наставлении детей

О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его

Итак, исследуем здесь сперва: какой есть подлинный, истинный и последний предмет воспитания? <...>

...Обязанность родителей воспитывать детей своих как возможно луч­ше основывается на должностях их детям, государству и самим себе. Из сего следует, что достижение подлинной главной цели воспитания дол­жно заключать в себе купно исполнение должностей. А как, наконец, все должности родителей детям состоят в том, чтоб сколько возможно споспешествовать благополучию детей, должность же государству в от­ношении к детям их есть та, чтоб в оных доставить ему полезных граж­дан, то явствует, что благополучие детей и польза их государству состав­ляют существенные части предмета воспитания.

Принявши сии правила и рассматривая по оным разные особенные намерения, случающиеся при воспитании детей, увидим, что все сии особенные намерения никак не могут быть главным предметом воспита­ния и что сей, напротив того, ни в чем ином состоит, как в образовании детей благополучными людьми и полезными гражданами.

<...>

Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое, каса­ющееся до одного тела; нравственное, имеющее предметом образование сердца, то есть образование и управление натурального чувствования и воли детей; и разумное воспитание, занимающееся просвещением, или образованием, разума. Все сии три части вывели мы из правила, поло­женного всеобщим и последним предметом воспитания, то есть: Воспи­тывай детей своих счастливыми людьми и полезными гражданами.

Антология педагогической мысли России XVIII в. - С. 294-296.

А. Н. РАДИЩЕВ

Беседа о том, что есть сын Отечества

Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наимено­вания сына Отечества (патриота)... <...>

...Нет ни одного из смертных толико отверженного от природы, ко­торый бы не имел той вложенной в сердце каждого человека пружины, устремляющей его к люблению Чести. Всяк желает лучше быть уважаем, нежели поносим... Доказано уже, что истинный человек и сын Отече­ства есть одно и то же; следовательно, буде верный отличительный при­знак его, ежели он... честолюбив.

...Он возжигает сей благотворный пламень во всех сердцах; не стра­шится трудностей, встречающихся ему при сем благородном его подви­ге... и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью; если же она нужна для Отечества, то сохраняет ее для всемерного соблюдения законов ес­тественных и отечественных; по возможности своей отвращает все, мо­гущее запятнать чистоту и ослабить благонамеренность оных, яко пагубу блаженства и совершенствования соотечественников своих. Словом, он благонравен! Вот другой верный знак сына Отечества! Третий же и, как кажется, последний отличающий знак сына Отечества, когда он благо­роден.

Благороден же есть тот, кто учинил себя знаменитыми мудрыми и человеколюбивыми качествами и поступками своими... истинное Благо­родство есть добродетельные поступки, оживотворяемые истинною чес-тию, которая не инде находится, как в беспрерывном благотворении роду человеческому, а преимущественно своим соотечественникам, воз­давая каждому по достоинству и по предписуемым законам естества на-родонаправления. Украшенные сими единственно качествами как в про­свещенной древности, так и ныне почтены истинными хвалами. И вот третий отличительный знак сына Отечества!

Антология педагогической мысли России XVIII в. - С. 378, 379.

Г. Б. КОРНЕТОВ

Эволюция педагогических традиций в России в XVIII —третьей четверти XIX столетия

...XVIII столетие придало новый вектор движению российской циви­лизации, что, естественно, сопровождалось существенной трансформа­цией ее педагогических традиций. Идею «душевного строения» сменила установка на «выращивание новой породы людей»; православные идеа­лы воспитания стали составной частью идеалов формирования доброде­тельного гражданина; на первый план стали по преимуществу выдви­гаться задачи развития разума, а не образования сердца; была нарушена обязательность безусловного следования православно-религиозной тра­диции, так как превознесение Запада неизбежно порождало необходи­мость ее критического воспитания. Вместе с тем возросшее внимание к человеку, его внутреннему миру не привело к утверждению идеала неза­висимой личности, что соответствовало и автохтонным российским тра­дициям, и социально-политической ситуации в стране. Заметно также было стремление за восхвалением разума «не потерять» душу. Все ука­занные факторы определяли существо и направленность педагогических исканий российской мысли XVIII в., особенно его второй половины; они во многом были связаны с интенсивным проникновением в сторо­ну западных идей и опыта. Однако, как справедливо писал Н. А. Бердяев, «западная культура в России XVIII в. была поверхностным барским за­имствованием и подражанием. Самостоятельная мысль еще не пробуди­лась. Сначала преобладали у нас французские влияния и была усвоена поверхностная просветительная философия. Западные культуры русские баре XVIII в. усвоили себе в форме плохо переваренного вольтериан-ства... В общем уровень научного образования в XVIII в. был очень низок. Пропасть же между верхним слоем и народом все возрастала. Умственная опека нашего просвещенного абсолютизма очень мало делала положи­тельного и лишь задерживала пробуждение свободной общественной мысли».

Корнетов Б. Г. Цивилизационный подход к изучению всемирно-педагогического процесса. — М., 1994. — С. 194.