Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
403380_416DD_dubinina_t_v_psihologiya_truda_dly...doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
718.85 Кб
Скачать

Разочарование в людях

Данное «проклятье профессии» является неизбежным для представителей разных профессий, осуществляющих деятельность в системе «человек – человек», и происходит это со временем в силу накопления негативного опыта общения с людьми – учениками, клиентами, пациентами.

Опекаемый человек не всегда оказывается на высоте, порой не держит слова, данного психологу, не идет за ним к лучшей для себя жизни, не готов к борьбе за нее как личность. В этом случае психологу бывает очень обидно за свои бесплодные усилия, за потраченное время, за факт профессионального поражения, в котором нет его вины.

Р. Загайнов призывает коллег сформировать (воспитать) в своей личности прочную (в идеале пожизненную) психологическую установку, основой которой является всепрощающая любовь к человеку. Только это поможет психологу выстоять, сохранить как потребность, не уменьшающееся с годами желание бескорыстно помогать людям.

Неблагодарность

И здесь немалое значение имеет менталитет наших людей, которым необходимо проявить волевое усилие, чтобы обратиться к психологу за помощью. Сам факт обращения к психологу рассматривается большинством людей как признание в своей слабости, неполноценности, ущербности. Конечно, сегодня на такую ситуацию влияет уже упомянутый фактор того, что многие психологи компрометируют психологическую специальность своей недостаточно эффективной работой.

Р. Загайнов отмечает, что на протяжении 30 лет ему приходилось периодически сталкиваться с проявлениями неблагодарности, в меньшей степени со стороны своих клиентов, в большей — со стороны тех, кто их окружает. Ощущение неблагодарности было более острым, когда приходилось доказывать свое право на сопровождение опекаемого спортсмена на самые ответственные соревнования, куда почему-то попадали совершенно не обязательные и даже посторонние люди, а места для психолога не находилось. К фигуре психолога в высших инстанциях никогда не относились серьезно, подобное имеет место и в наше время.

Усиливает такую реакцию неблагодарности непонимание людьми того, что сама работа психолога (доверительные беседы с человеком, его настрой и многое другое) почти всегда закрыта от чужих глаз; от психолога же она порой требует сверхотдачи. Психологу важно осознавать то, что и сам клиент будет стараться свои встречи с психолом не афишировать не только потому, что боится выглядеть ущербным и слабым, а в связи с особенностями самой психологической работы: ведь эта работа касается души человека, практически всегда закрытой для всех других, кроме психолога. Один на один – вот ситуация, когда психолог получает благодарность от своего клиента. Психологи должны быть готовы, что аплодисменты достанутся другим.

Работа на уровне самопожертвования

«Твой пациент! Еще одна связка слов. Святых! Это означает, что этот человек включил тебя однажды в свой "личный список", — тех, кто всегда поможет, даже в самую страшную минуту. Эта минута наступила». Необходимо быть профессионально и личностно готовым работать на этом уровне, что возможно только в условиях постоянного самосовершенствования с целью воспитания определённых качеств.

Р.Загайнов выделяет составляющие профессионального мастерства практического психолога, без которых успех в работе невозможен.

  • В первую очередь, постоянная включенность в задачу, то есть ежесекундная готовность психолога включиться в любую проблему опекаемого им человека. Вот почему психолог всегда должен быть в рабочем, боевом состоянии, в своем лучшем "имидже".

  • Далее, универсализм в работе, умение в зависимости от ситуации и потребности опекаемого человека работать и как "психолог-священник" (успокоить, принять исповедь, обеспечить катарсис), и как "психолог-лидер" (помочь настроиться на предстоящую ситуацию, возбудить мотивацию, подавать пример, не смиряясь с неудачами клиента и т.п.), и даже как "психолог-диктатор" (в исключительных ситуациях психолог вынужден, и в интересах дела даже обязан, диктовать свою волю опекаемому им человеку). Последнее возможно при одном обязательном условии — абсолютном авторитете психолога и полном доверии к нему.

Известно, что в аудитории психологов имеет место неприятие диктаторской функции практического психолога. Р. Загайнов утверждает: в условиях жесткой конкуренции, что характерно не только для спорта, человек очень часто оказывается ослабленным и даже сломленным, прежде всего в волевом плане, и без деятельной психологической поддержки извне не способен вновь вернуться в свой сильнейший «образ». В этом случае психолог обязан применить любые практические средства, в том числе императивные, для решения стоящей перед ним и его клиентом задачи.

  • Воля, на которую будет опираться клиент, без чего невозможно работать на уровне "психолога-лидера" и тем более - "психолога-диктатора".

  • Интеллект, без развития которого на должном уровне невозможно находиться на одном духовном уровне с клиентами, общаться — и общаться продуктивно — на протяжении не только часов, но и месяцев, а то и ряда лет совместной работы.

  • Психологическая выносливость, без наличия которой невозможно выдержать напряжения проблем опекаемого человека, сопереживания с ним, своих собственных переживаний.

  • Любовь к профессии: под ее магию обязательно попадает клиент, собственная вера которого в психологию в этом случае резко возрастает.

  • Любовь к исследованию собственного (и чужого) опыта практической работы, которая выражается в фиксировании всех встречающихся в практике нюансов, во вскрытии различных закономерностей, в формулировании собственных законов, что позволяет психологу успешно миновать первоначальные ступени мастерства (ступени «новичка», «шарлатана», «любителя») и уверенно расположиться со временем на высших ступенях этой «лестницы» - «профессионала», «мастера», «духовного наставника».

  • «Профессионализм» в жизни (что для клиентов психолога имеет важнейшее значение), то есть насколько психолог в жизни вне своей деятельности нравственен, принципиален, духовно богат, верен семье, детям, друзьям, а также успешен в своей профессиональной карьере.

  • Предельное чувство ответственности за судьбу человека, который поверил в психолога и готов идти за ним и чем-то жертвовать ради решения проблемы. Начиная работать с запросом, психолог обязан знать психологическую цену проделанной клиентом работы, поскольку жизнь продолжается, и не дай Бог, если в азарте погони за решением проблемы уплачена слишком большая цена (разочарование, обесценивание, потеря семьи, одиночество и пр.);

  • Способность быть личным примером, олицетворять собой все то, к чему психолог призывает людей: терпение, волю, веру в себя и в будущее, любовь к людям и к жизни, оптимизм;

  • Готовность не ждать благодарности от других, уметь быть внутренне благодарным: себе — за высококачественную работу, судьбе — за то, что подарила возможность заниматься любимым делом — и продолжать самосовершенствование своей личности. Иначе переживаемая неблагодарность сделает невозможным продолжение работы на уровне полной отдачи, самопожертвования.

Р. Загайнов пишет, что многолетние раздумья о своей профессии дают основания считать ее не только труднейшей (по технологиям, вкладываемым усилиям и другим составляющим), но и жестокой, безжалостно отсеивающей психологов, не справляющихся с теми задачами, за решение которых волею судьбы им пришлось браться, не соответствующих им.

Как это сложно помогать человеку, желательно во всем — и в его деле, и в личной жизни, и в здоровье, и в вечной борьбе с самим собой: с наследственностью, слабостями, с памятью об уже накопившихся грехах.

Быть «соответствующим» задачам практической психологии означает обязательное наличие способностей к этой профессии, даже таланта, но это не дает никаких гарантий будущего профессионального успеха. Поэтому в дополнение к таланту необходимо наличие всех качеств, перечисленных выше, в том числе готовности к самопожертвованию, без чего успех в психологической работе нереален.

Но главное, что преподносит судьба психологу, ускоряя его становление в профессии и способствуя созреванию его души и личности, — то, что психолог имеет возможность наблюдать буквально «в упор», как трудно человеку дается любая победа, как нелегко в обыденной жизни сохранять даже «норму», не говоря уже о том, чтобы быть повседневно на высоте.

«Человек один на льдине в океане общечеловеческих проблем ищет свой путь к победе. Лишь единицы правильным воспитанием в семье подготовлены к этому сложному и всегда небезопасному пути к успеху в избранной деятельности и в жизни. А большинство людей начинают с нуля и вынуждены все природные запасы мужества и воли использовать с первых шагов своей жизни – борьбы, чтобы даже не победить, а хотя бы выстоять».

И тогда в личности психолога обязательно и ускоренными темпами образуется фундаментальное человеческое качество – гуманность. Без этого фундамента человек не может состояться как психолог. Человек, лишённый гуманности, не нужен в трудную минуту другому человеку.

Именно гуманность, любовь к человеку, чувство долга перед ним поможет выстоять и самому психологу в его трудную минуту, когда он ощутит всю тяжесть груза своей профессии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]