Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
403380_416DD_dubinina_t_v_psihologiya_truda_dly...doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
718.85 Кб
Скачать

Дубинина Т.В.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

И

МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПЕРСОНАЛУ

Глава 1. Основные организационно-содержательные проблемы в исследованиях по психологии труда

Психология труда - отрасль прикладной психологии, занимающаяся изучением психологических закономерностей трудовой деятельности человека. Трудовая деятельность обладает свойствами, общими для всех видов деятельности, а именно - целенаправленностью, предметностью, социальностью и другими свойствами, а также своими специфическими свойствами (Соколова Е.Е.).

Многие работы, выполненные в русле психологии труда, посвящены вопросам промышленного труда и именно труда рабочих, а исследования человека, занятого, например, в области управления или в сфере искусства стоят несколько обособленно. Хотя теоретически во всех случаях изучается не что иное, как ведущая деятельность взрослого человека - профессиональный труд, работа.

Особый интерес при изучении трудовой деятельности представляют несколько аспектов: а) изучение личности профессионала, его способностей; б) особенности протекания психических процессов человека в профессиональной деятельности; в) психологические факторы, которые побуждают человека к труду, а также программируют и регулируют трудовую активность.

В данное время имеет место большое количество исследований в области трудовой деятельности, в первую очередь за рубежом. Размах исследований обусловлен многообразием видов труда, типов организаций, в которых работает человек, условиями работы, стадиями профессионального развития человека и пр.

Так, рассматривая только одну проблему - о стадиях развития профессиональной жизни человека, - можно выделить сразу несколько направлений в работе психолога:

а) консультирование при выборе профессии;

б) работа с контингентом безработных молодого возраста;

в) этапы в развитии карьеры;

г) кризис в середине профессиональной жизни;

д) подготовка к выходу на пенсию.

Очевидно, что этот спектр проблем не может реализовать в своей деятельности один специалист. В области психологии труда имеется множество специализаций, а на российском рынке среди наиболее востребованных специализаций по психологии труда можно выделить следующие:

1. Тренировка и обучение персонала.

2. Профотбор и профподбор.

3. Управленческое консультирование и развитие организации.

В области персонал-технологий имеется множество задач: подбор персонала; кадровые перемещения; отбор и выдвижение специалистов на учёбу; оценка уровня надёжности сотрудников; анализ психологического климата в коллективе; комплектование рабочих групп по совместимости и срабатываемости; корпоративное обучение персонала; создание резерва руководителей; осуществление организационного и управленческого консультирования и т.д.

1.1. Специфика изучения человека в работах по психологии труда

В работах по психологии труда преобладают методы общепсихологических исследований познавательных процессов и личностных особенностей профессионала. Данные методы не позволяют изучать человека в условиях реальной профессиональной деятельности, и, как следствие, результаты, полученные в процессе использования общепсихологических методов, часто бывают оторваны от практики. Например, на этапе профотбора точность восприятия и зрительная дифференцировка кандидатов на работу изучается с помощью бланковых и аппаратурных методик. Это абсолютно не соответствует условиям реальной профессиональной деятельности, где и будут востребованы особенности зрительной дифференцировки. Со всей очевидностью встает вопрос о прогностической ценности общепсихологических методов анализа особенностей человека при решении широкого круга вопросов: профессиональная ориентация человека, отбор кандидатов на работу, продвижение работника по службе, планирование карьеры специалиста и пр.

Многие исследования в русле психологии труда проводятся в условиях лабораторного эксперимента, однако, в условиях лабораторных экспериментов имеют место следующие особенности:

  • У человека совершенно другой уровень мотивации, чем на реальном рабочем месте (другая ответственность, иной контроль деятельности).

  • Человек имеет дело с непрофессиональным материалом. Остаются незадействованными такие компоненты деятельности, как профессиональные знания и навыки, что ведет к искажённому представлению о психологических компонентах реальной профессиональной деятельности специалиста. В связи с этим падает прогностическая ценность используемых тестовых процедур и методик.

Профессиональная деятельность имеет такую сложную структуру, что в результате лабораторных экспериментов, являющихся её слабыми аналогами, невозможно выдать полные рекомендации по эффективному освоению данной деятельности.

Обозначенные выше моменты лежат в основе того, что попытки психологов реализовать полученные знания на практике, трансформировать их в конкретные рекомендации для специалистов-профессионалов часто заканчиваются разочарованием и не приводят к успеху. Исключением является изучение типичных профессий операторского типа.

Многие исследования подтверждают факт, что особенности профессиональной деятельности обуславливают специфику интеллектуальной активности человека. Поэтому следует направлять усилия не на исследование абстрактной психики, а на психологию деятельности личности в реальных рабочих условиях. Такая ориентация позволит понять процесс специализации психических функций под влиянием профессионального обучения, а также непосредственного влияния самой трудовой деятельности.

Лабораторные эксперименты на "непрофессиональном" материале позволяют строго контролировать и фиксировать независимые переменные, избегать многих организационных трудностей. Если, однако, полученные результаты применяются на практике, становятся очевидными преимущества модельных и натурных экспериментов с привлечением "профессионального" экспериментального материала и испытуемых - профессионалов.

Приведём пример. Н.Д. Завалова и В.А. Пономаренко сообщают об исследовании поведения лётчиков в случае отказа в полёте автопилота и возникновения резкого крена. У двух из четырёх обследованных лётчиков субъективная модель возникших в полёте условий соответствовала замыслу эксперимента. Один из них, мысленно проверив возможные причины кренения, быстро понял, в чём дело, и через 56 сек. после ввода отказа отключил автопилот. Другой лётчик не сумел разобраться в произошедшем и передал управление второму пилоту.

У двух других пилотов субъективная модель не соответствовала замыслу эксперимента. Один из них ещё до полёта заподозрил возможность какой-то неожиданной проверки в воздухе и предположил (заметив, что краска на кнопке выключения автопилота несколько стёрлась), что этой проверкой может стать ввод отказа автопилота. Когда его догадка подтвердилась в полёте, он отлично справился с заданием, выключив автопилот за 2 сек. Другой лётчик после отказа автопилота продолжал полёт с вышедшим из строя и мешавшим управлению прибором. Казалось, его надо считать не справившимся с заданием. Однако, как выяснилось, он правильно поняв причину кренения, оценил ситуация как благоприятную для проверки возможности управлять самолётом при отказе автопилота и фактически провёл в воздухе свой собственный эксперимент.

Понятно, что ни тот, ни другой случай нельзя принимать во внимание для характеристики возможного поведения лётчика в случае выхода из строя автопилота. В обоих случаях испытуемые-профессионалы иначе оценили условия проводившегося эксперимента, нежели предполагали исследователи. Выяснить это удалось из откровенной беседы. Можно представить себе, насколько были бы искажены выводы проведённой работы, если бы исследователи приняли во внимание только объективные поведенческие характеристики исполнения профессиональных действий.

С точки зрения конечных целей исследования, лучше получить интересное исключение и знать, чем оно вызвано, нежели остаться при выпадающем из общей картины результате, никак не объяснимом (Теплов Б.М., Борисова М.Н..

Необходимость постоянства внешних условий эксперимента осознаётся всеми. Для их поддержания принимаются все возможные меры: применение специализированной аппаратуры, использование звукоизолированных камер и т.д. Но, к сожалению, психологи-исследователи достаточно часто проявляют непростительную беззаботность в отношении внутренних условий эксперимента. Вышеприведённые примеры достаточно убедительно проиллюстрировали данную мысль.

Однако существуют ряд причин, которые мешают непосредственно изучать профессиональную деятельность. Во-первых, психолог не знает специальность или профессию, которую ему необходимо изучать. Во-вторых, профессионалы часто не имеют желания что-либо объяснять психологу, или просто не могут объяснить некоторые тонкости в своей деятельности. Выносить намеренно более простые суждения, - замечают авторы, чем те, к которым человек прочно привык в условиях соответствующей деятельности, дело нелёгкое. Это происходит и по причине того, что в процессе овладения деятельностью, в результате профессионализации происходит формирование навыков, и профессионалу трудно вывести на сознательный уровень то, что уже автоматизировалось, т.к. имеет место затруднение вербализации автоматизированных процессов. Именно по этой причине некоторые высококлассные профессионалы затрудняются в обучении новичков, в связи с тем, что не могут объяснить закономерности профессиональной деятельности во всех нюансах, во всей многоаспектной сложности ее протекания.

Профессионалы, выступающие в роли испытуемых, на исследование должны быть приглашены, а за их отказ сотрудничать с психологом им не должны грозить никакие санкции. Принцип добровольного участия в исследовании ставит перед психологом задачу поиска и приглашения испытуемых-профессионалов для участия в исследованиях проблем в области психологии труда.

Изучение индивидуального стиля профессиональной деятельности и факторов, влияющих на его формирование. Индивидуальный стиль деятельности - совокупность приёмов и способов деятельности, а также форм реагирования, позволяющих добиваться специалисту высокой успешности деятельности. При формировании индивидуального стиля деятельности максимально используются и развиваются индивидуально-типологические и личностные свойства человека, максимально соответствующие требованиям деятельности. Данные свойства при обучении профессиональной деятельности выступают как способности. Благоприятные свойства закрепляются, неблагоприятные - преодолеваются, но не все.

Человек может строить себя, свою личность, преодолевая свои слабые стороны, определяемые психофизиологическими особенностями нервной системы, и развивая сильные, а может «плыть по течению», подгоняя под склад своей личности свой образ жизни, что проявляется и в выборе соответствующей профессии, и в адаптации требований профессии к своим особенностям, т.е. в формировании индивидуального стиля профессиональной деятельности (Климов Е.А.).

Поведенческие проявления, на основе которых мы судим о личностных и профессиональных особенностях человека, существенно зависят от основных свойств нервной системы. При этом физиологические свойства, в том числе и свойства нервной системы, не предопределяют полностью поведенческие проявления и тем более склад личности (Теплов Б.М.).

В основе преодоления неблагоприятных индивидуально-типологические и личностные человека свойств лежат два механизма. Один из них - маскировка неблагоприятных свойств условно-рефлекторными связями. Часто это происходит спонтанно, без целенаправленного участия самого человека. Значительную помощь в реализации механизма маскировки может оказать квалифицированный индивидуальный инструктаж, соответствующий психологическим особенностям человека.

Второй механизм касается тех неблагоприятных особенностей, которые в условиях конкретной профессиональной деятельности преодолеть не удаётся - это механизм компенсаторных отношений друг с другом различных свойств и качеств человека. Например, по данным В.С. Мерлина люди со слабым типом нервной системы, т.н. "слабые" быстрее втягиваются в работу и в большей степени, чем "сильные" повышают производительность в процессе работы, но у них ниже, чем у "сильных" начальная производительность. Таким образом, меньшая производительность в начале работы у "слабых" компенсируется большим повышением производительности труда в результате втягивания в работу.

Хорошо известно, что некоторые люди стремятся делать тщательно всякую работу, за которую берутся, для другого типа людей важным принципом в любой работе является минимизация усилий. По-видимому, эти особенности могут быть связаны со свойствами нервной системы. Например, низкая подвижность, слабая переключаемость нервных процессов является основой для формирования ригидности как свойства характера, которое проявляется в профессиональной деятельности в виде склонности к последовательности, порядку, аккуратности и даже педантичности.

Слабость нервной системы может быть основой реакции тревоги, в поведении это может проявляться как стремление всё предусмотреть, лишний раз проверить, обо всём побеспокоиться и может интерпретироваться самим человеком как ответственность в работе.

Компенсирующая функция индивидуального стиля деятельности проявляется в образовании связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности: нейродинамическими, психодинамическими и личностными (Мерлин В.С.). Таким образом, благодаря индивидуальному стилю возникают новые связи между индивидуальными свойствами, хотя сами эти свойства или некоторые из них остаются теми же.

Индивидуальный стиль понимают как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которых достигается определённый результат. Благодаря целесообразному характеру их связи, стиль деятельности не может быть ошибочным. Ошибочным может быть лишь конкретное действие профессионала.

Индивидуальный стиль не только воспитывается, формируется извне, но и выбирается самим субъектом деятельности не только потому, что он успешнее, но и потому, что он приносит большее эмоциональное удовлетворение, вызывает состояние внутреннего комфорта.

Развитие индивидуального стиля в наибольшей степени определяется выбором индивидуальных систем движений, операций и стратегий промежуточных целей. Таким образом, выбор таких целей, действий и операций, которые наиболее эффективны при данных индивидуальных свойствах, характеризует усвоение индивидуального стиля деятельности. На выбор промежуточных целей, действий, операций при реализации деятельности может повлиять опытный наставник, руководитель, психолог.

Межличностные отношения - ещё один фактор, влияющий на особенности индивидуального стиля деятельности человека. Так, А.В. Петровский доказал, что при одинаковом содержании деятельности один и тот же человек проявляет разные свойства личности в разных коллективах, в зависимости от существующих там межличностных отношений. Известно, что разные свойства личности у одного и того же человека проявляются в одной и той же деятельности также в зависимости от изменений объекта деятельности, от градиента цели, от факта достижения работником в деятельности успеха или неуспеха.

4. Проблема изменения познавательной и личностной сферы в процессе профессионализации (Мильман В.Э., Поливанова Н.И., Саврасов В.П. и др.). В связи с рассмотрением проблемы профессионализации встают вопросы: Есть ли разумные пределы профессионализации психических функций? Каковы психологические закономерности профессионализации? При каких условиях накопление профессионального опыта дает наибольший вклад в эффективность деятельности специалиста?

Необходимы специальные прикладные исследования, результаты которых позволили бы лучше понять, почему так часто нет корреляции между стажем работы и квалификацией специалиста. Первым шагом на пути решения этих вопросов может быть методика, прогнозирующая трудности усвоения профессионального опыта будущим специалистом. а вторым шагом - методика формирования у будущего специалиста умения обобщать и накапливать профессиональный опыт.

5. Проблема компенсации недостаточного уровня развития профессионально важных качеств (ПВК). Часто данная проблема решается за счет формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности (Коссов Б.Б., Леонтьев Д.А., и др.). Здесь от психологов следует ждать рекомендаций по формированию основ индивидуального стиля деятельности уже в процессе обучения профессиональной деятельности, учитывая "плюсы" и "минусы" конкретного работника. Однако, когда речь идёт о профессиональной деятельности, в которой доминируют интеллектуальные компоненты, а предмет труда и условия встающих перед специалистом задач крайне вариативны, использовать в качестве компенсации формирование у специалиста индивидуального стиля деятельности оказывается крайне затруднительным по причине значительного разнообразия профессиональных задач, встающих перед ним.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]