Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Европа 16-17вв..doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
16.07.2019
Размер:
331.78 Кб
Скачать

Нидерланды

Само название — Нидерланды — показывает, что страна низменная. Она лежит в устьях рек Рейна, Мааса и Шельды и по своему местоположению часто подвергалась наводнениям со стороны моря. Обитатели ее еще с древних времен старались оградить себя от наводнений плотинами и осушали почву каналами, которые при этом сделались удобным средством сообщения. Постоянная борьба с природой развила в жителях энергичность и привычку к упорному труду. В начале XVI века Нидерланды были богатейшей страной в Европе, со многими цветущими городами, в которых кипела торговая и промышленная деятельность (Антверпен, Брюгге, Брюссель, Гент, Амстердам). Город Антверпен, как говорят, в течение месяца имел торговый оборот больший, нежели Венеция в два года. Каждый день в гавани его, на Шельде, приставало до трехсот судов, и каждую неделю до двух тысяч возов с товарами приходили сухим путем из Германии и Франции. Во главе нидерландских провинций {штатов) стояли штатгальтеры, но сословия в своих внутренних делах пользовались значительной самостоятельностью: например, подати налагались не иначе как с согласия провинциального собрания, состоявшего из духовенства, дворянства и городских представителей; иностранцы не допускались здесь к государственным должностям.

Благодаря торговым сношениям из соседних стран проникли в Нидерланды лютеранство и кальвинизм.

Нидерландских штатов и решилзся энергичными мерами истребить здесь Реформацию. Обер-штатгальтером, или правительницей Нидерландов, он назначил свою сестру, Маргариту, герцогиню Пармскую, умную, энергичную и образованную женщину, и расставил гарнизоны из наемных испанских отрядов, вопреки старым нидерландским правилам, по которым иностранные войска не допускались в города. Протестанты начали подвергаться заключению, пыткам и торжественному аутодафе. Но народ встретил аутодафе иначе, чем в Испании. Суеверные испанцы сбегались на это зрелище, как на праздник, а нидерландцы смотрели на него с ненавистью. Введение инквизиции было решительным нарушением нидерландских привилегий. Нидерландские дворяне по большей части оставались верными католицизму, но они ненавидели инквизицию и решили противиться ей всеми силами. Они составили между собой союз, члены которого известны под названием гёзов, то есть нищих. Это название произошло по следующему случаю. Однажды несколько сот дворян съехались в Брюссель и в торжественной процессии отправились ко дворцу правительницы, чтобы подать ей просьбу об отмене строгих мер против еретиков. При виде такого числа просителей Маргарита смутилась. Тогда один из ее советников заметил ей, что нечего бояться «этих нищих». Дворяне узнали об этом и с тех пор сами стали называть себя гёзами. Во главе недовольных находились принц Вильгельм Оранский и граф Эгмонт, которые занимали места штатгальтеров. Вильгельм Оранский принадлежал к княжеской германской фамилии (Нассауской) и в молодости был любимцем Карла V, который умел ценить его ум и силу характера. Он отличался большой скрытностью, так что получил прозвище Молчаливого. Эгмонт прославился как храбрый полководец и характером совсем не походил на своего друга, Вильгельма Оранского: веселый, беспечный, приветливый, он был любимцем народа.

Реформация продолжала распространяться в Нидерландах, и строгости только раздражали народ, так что в некоторых местах чернь принялась выбрасывать из церквей иконы и ломать католические часовни (1566). Услышав о том, Филипп II решил усилить преследования. (Он неоднократно говорил, что лучше совсем не будет царствовать, нежели царствовать над еретиками.) Вместо Маргариты Пармской он сделал правителем Нидерландов герцога Альбу, отличного полководца, но вместе с тем человека с мрачным и крайне жестоким характером. Альба привел с собой в Нидерланды новое испанское войско. Вильгельм Оранский, предвидя опасность, удалился в свои немецкие владения; его примеру последовали многие другие дворяне. Граф Эгмонт не захотел послушать предостережений своего друга и остался. Действительно, Альба велел его схватить, обвинил в государственной измене и торжественно казнил, вместе с несколькими вельможами. Везде на площадях были расставлены виселицы и зажжены костры. Жадные испанцы бесцеремонно расправлялись с богатыми гражданами, чтобы воспользоваться их имуществом. Тогда многие тысячи нидерландцев бежали в соседние области Германии, составили там отряды и объявили войну испанцам, пригласив военачальником Вильгельма Оранского. Последний постоянно терпел поражения от герцога Альбы, но не терял бодрости; он умел скоро оправляться от поражения и возобновлял войну. В то же время некоторые из беглецов спаслись за морем, в Англии, собрали небольшой флот и под именем морских гёзов начали досаждать испанцам с моря. Мелководье и песчаные дюны нидерландских берегов не позволяли свободно действовать большим тяжелым кораблям испанцев против легких кораблей гёзов. Испанцы начали терять приморские города. Видя, что от жестоких мер восстание только усиливается, Филипп отозвал герцога Альбу в Испанию (1573).