Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Европа 16-17вв..doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
16.07.2019
Размер:
331.78 Кб
Скачать

Успехи французской культуры

Походы в конце XV — начале XVI века познакомили французов с культурой Италии, где в то время происходило возрождение наук и искусства. Влияние Италии отразилось преимущественно на произведениях архитектуры. Средневековый готический стиль начал уступать стилю Возрождения, вместо остроугольных сводов и резных украшений появляются закругленные арки, греческие колонны и настенная живопись. Искусство процветало во Франции, так же как и в Италии, под покровительством государей, стремившихся придать блеск своему двору. Особенно заботился о наружном великолепии Франциск 1, он приглашал на службу итальянских художников и щедро платил за их произведения. Благодаря ему предпринят целый ряд изящных построек. Лучшими памятниками французского стиля Возрождения служат увеселительные королевские замки Шамбор, Фонтенбло и дворец Тюильри (сожженный коммунарами в 1871 году). Жилище королей в Париже, средневековый замок Лувр, был перестроен Франциском I также во вкусе Возрождения. Несколько позднее стала развиваться во Франции живопись, утвердившая себя и прославившая произведениями Никола Пуссена, творившего в первой половине XVII века.

Из Италии пришло во Францию также и увлечение классической литературой. Латинский язык вошел в моду до такой степени, что знатные женщины изучали его и свободно на нем говорили. Знакомство с классической литературой вызвало к жизни подражательное творчество, стремление следовать образцам писателей, особенно греческих трагиков (Софокла и других); само содержание и действующие лица французских драм часто заимствовались из греческой и римской истории или мифологии. Это литературное направление известно под названием классицизм.

Замечательнейшим поэтом и драматургом этой эпохи был Пьер Корнель. Самая известная его трагедия «Сид> основана на испанских преданиях и написана под влиянием испанских трагиков, но следующие его пьесы («Гораций», «Полиевкт» и другие) — подражания древним. Он начал свое поэтическое поприще под покровительством кардинала Ришелье, который сам имел притязание на писательство и заботился о процветании изящной словесности. С этой целью Ришелье учредил (1635) так называемую Французскую академию бессмертных», или собрание ученых, которые, получая от правительства хорошее содержание, должны были стать судьями литературных произведений. Академические требования окончательно утвердили во французской поэзии господство классицизма.

Величайшим французским комедиографом был современник Корнеля Мольер. В ранней молодости он обнаружил страсть к театру, многие годы провел в труппе странствующих актеров, испытал нужду; потом завел собственную труппу и приехал с ней в Париж. Здесь представления его так понравились молодому Людовику XIV, что он принял его труппу ко двору. Сначала Мольер также подражал древним, но впоследствии сделался самобытным писателем и содержание своих комедий брал из жизни французского общества. Лучшая его комедия «Тартюф», в которой он выставил на обозрение образец лицемерной набожности, или ханжества своего времени.

В числе литературных знаменитостей XVI века занимает не последнее место сестра Франциска I, Маргарита Наваррская, писательница и ученейшая женщина своего времени. Она написала ряд остроумных, рассказов в духе новелл Боккаччо. Современником Маргариты Наваррской был и Рабле. Он отличался беспокойной натурой: был то францисканским, то бенедиктинским монахом, то профессором медицины, то проповедником. Бессмертную славу Франсуа Рабле составил сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он осмеивает современные ему нравы, особенно монахов и вельмож, и легковерие народа.

Французский двор в эту эпоху сделался самым блистательным и самым веселым во всей Европе. Роскошные пиры, концерты, карусели, маскарады, игры в карты, в мяч и тому подобные увеселения сменяли друг друга. Королевская охота также получила характер веселого празднества; в ней принимали участие и придворные дамы. И вообще женщины в то время начали играть при дворе большую роль.

Наиболее глубокими и оригинальными мыслителями того времени являются Декарт и Паскаль. Рене Декарт, или Картезий, сначала посвятил себя военной службе и участвовал в Тридцатилетней войне; потом оставил военное поприще и удалился в Голландию, где с большей, чем в католической Франции, свободой мог заниматься философией. Впоследствии, по приглашению шведской королевы Кристины, он переселился в Стокгольм, где и умер (1651). Декарт считается отцом так называемой умозрительной, или спекулятивной, философии. (Его исходным пунктом было следующее положение: «Cogito ergo sum» — «Я мыслю, следовательно, существую». Из человеческого мышления, или разума, он выводит также доказательства бытия Божия, свободы и бессмертия души; иначе и сами эти понятия не могли бы существовать у человека.) Влез Паскаль принадлежал к янсенистам. Так на-зывачись в первой половине XVII века последователи епископа Янсена, который боролся против вредного влияния иезуитов на общественную нравственность, особенно против их учения о том, что хорошая цель оправдывает дурные средства. Паскаль выступил самым красноречивым проповедником янсенизма в своих «Письмах к провинциалу». Декарт и Паскаль, кроме того, были глубокими знатоками математики и своими трудами оказали важные услуги этой науке.

В первой половине XVII века во Франции появилась первая газета, в которой печатались известия о событиях внутри страны и за ее пределами. Кардинал Ришелье принял ее под свое покровительство, он сам нередко присылал статьи, если желал распространить известия о чем-либо по всей Европе. Впоследствии по образцу этой газеты появились и другие; таким образом, во Франции и в других европейских странах утвердилась периодическая, или «журнальная», литература.

Замечательные успехи искусства, литературы и культуры общежития французов XVI и XVII веков, вместе с политическим могуществом их страны, подготовили последующее французское влияние на остальную Европу; другие народы начали во многом им подражать; при европейских дворах и в высших классах начали распространяться французский язык, французские обычаи и моды.

ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА И РАЗДРОБЛЕНИЕ ГЕРМАНИИ 1618-1683

Уния и лига. Восстание чехов. Рудольф II и иезуиты в Германии. Фердинанд II. Фридрих V. Белогорская битва. Судьба Чехии. Тилли. Альбрехт Валленштайн. Реституционный эдикт. Густав II Адольф в Германии. Разорение Магдебурга. Поражение Тилли. Люценская битва. Смерть Густава Адольфа и Валленштейна. Участие французов в войне. Фердинанд III. Вестфальский мир и последствия войны. Леопольд 1 и венгры. Восстание венгров и осада Вены. Ян Собесский. Карловицкий мир

УНИЯ И ЛИГА. ВОССТАНИЕ ЧЕХОВ

В Германии благоприятное для иезуитов время наступило в царствование сына императора Максимилиана Рудольфа II (1576—1612). Он был воспитан при дворе Филиппа II Испанского и совершенно подпал под влияние иезуитов. Иезуиты склоняли его на разные меры против протестантов и постепенно забрали в свои руки школы, воспитание юношества. И снова разгорелась религиозная вражда между католиками и протестантами. Германия опять разделилась на два лагеря. Протестантские князья (сторонники Реформации), при виде опасности, заключили между собой Протестантскую унию (1608); главой ее они признали курфюрста Пфальцского Фридриха V и вступили в союз с французским королем Генрихом IV. Тогда католические князья образовали между собой Католическую лигу, рассчитывая на помощь Испании.

Душой Католической лиги были два самых ревностных ученика иезуитов: герцог Баварский Максимилиан и герцог Штирийский Фердинанд. Когда они получили в управление наследственные земли, то начали энергично преследовать своих подданных-протестантов. Особой жестокостью отличался Фердинанд, эрцгерцог австрийский. двоюродный брат Рудольфа II: он отдавал приказы взрывать церкви протестантов, жечь их книги и казнил или изгонял из своих владений всех, кто не хотел посещать католическую мессу. Подобно своему дяде Филиппу II, Фердинанд любил повторять слова: «Лучше пустыня, нежели страна, населенная еретиками».

Местом столкновения Католической лиги и Протестантской унии стала Чехия; произошло это по следующему поводу. В Богемии протестанты построили себе две церкви. Католики одну церковь закрыли, а другую разрушили. Чехи объявили это нарушением своих привилегий, так называемой Грамотой его Величества, дарованной им Рудольфом II.

Толпа богемских протестантов во главе с графом Турном бросилась в королевский замок в Праге, ворвалась в зал государственного совета и, по чешскому обычаю расправы, выбросила из окна замка двух наиболее ненавистных советников (Мартиница и Славату). К счастью, советники упали в ров, и так удачно, что остались живы. Не задумываясь, чехи выставили войско против эрцгерцога Фердинанда. Так началась Тридцатилетняя война (1618—1648).

Счастье первоначально благоприятствовало восставшим чехам: пожар восстания распространился на другие славянские земли, Моравию, Силезию, а также на Венгрию. Граф Турн подступил к самой Вене, в которой тогда не было войска. Протестанты ворвались во дворец Фердинанда; тот был почти в их руках, однако оставался тверд и не соглашался ни на какие уступки. Не известно, чем кончился бы этот приступ, если бы ко дворцу не прорвался отряд австрийской кавалерии. Протестанты спешно ретировались, и Фердинанд II был спасен почти чудом. Тем не менее чехи вручили корону Богемии вождю Протестантской унии Фридриху V, курфюрсту Пфальцскому. Выбор оказался очень неудачным. Фридрих был человеком ленивым и легкомысленным. Вместо того чтобы снаряжать войско и приобретать союзников, он в этот ответственный момент тратил время и доходы на празднества по случаю своей коронации. А Фердинанд II, уже как император Священной Римской империи, избранный незадолго до того, получил помощь от своего друга Максимилиана Баварского, вождя Католической лиги. Максимилиан двинулся прямо к Праге. Богемское войско сразилось с ним недалеко от города, на Белой Горе, но, не имея хорошего полководца, было разбито. Фридрих V во время битвы спокойно пировал, а когда узнал о поражении, то совсем потерял голову и поспешно бежал из Праги. Оставшись без предводителя, пражане растерялись и отворили ворота победителям. Фердинанд жестоко отомстил чехам за восстание: самые непримиримые протестанты без пощады были казнены, до тридцати тысяч семейств изгнаны из Богемии, а имения их конфискованы и перешли в руки католиков; протестантская религия подверглась гонению. В Чехии водворились иезуиты. До Белогорской битвы Чехия считалась одной из самых цветущих стран Европы, а после нее она пришла в такой упадок, от которого никогда не смогла оправиться. С того времени Габсбургам удалось сильно онемечить эту славянскую страну.

Германский император Фердинанд II лишил Фридриха V его пфальцских владении на Рейне и передал их Максимилиану Баварскому вместе с титулом курфюрста. За Фридриха V подняли оружие несколько протестантских князей, которые набрали дружины из вольных ратников и содержали их за счет грабежа католических городов. И у протестантов, и у католиков были одинаково замечательные полководцы: у первых — граф Мансфельд, а у вторых — граф Тилли, вассал Максимилиана Баварского. Тилли был человек суровый, безусловно преданный католицизму и очень искусный в военном деле. Он огнем и мечом прошелся по землям Пфальца, когда они отказались признать Максимилиана Баварского своим курфюрстом. На помощь германским протестантам выступил датский король Кристиан IV(пo наущению кардинала Ришелье и Голландской республики). Фердинанд II боролся с протестантами преимущественно войсками Католической лиги и, следовательно, находился от нее в некоторой зависимости. Когда же к его врагам присоединились датчане, он решился собрать собственную армию и нашел единомышленника и четкого исполнителя своих планов в лице Валленштейна,