Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Европа 16-17вв..doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
16.07.2019
Размер:
331.78 Кб
Скачать

Вестфальский мир и последствия войны

Общее истощение от затянувшейся войны побуждало все стороны желать мира, и уже несколько лет шли мирные переговоры в двух вестфальских городах — Мюнстере (между Германией и Францией) и Оснабрюкке (между католиками и протестантами). Наконец в 1648 году последовало заключение Вестфальского мира. По этому миру Франция приобретала несколько пограничных германских земель и австрийскую часть Эльзаса; Швеция получила западную Померанию (а восточная досталась Бранденбургу); Бавария сохранила часть рейнского Пфальца и свои курфюршества, а остальная часть Пфальца и звание курфюрста возвращались сыну Фридриха V. За германскими князьями были признаны права самодержцев в их владениях, а также право заключать союзы с другими государствами; лютеранам и кальвинистам предоставлялась свобода исповедания наравне с католиками.

Последствия Тридцатилетней войны и Вестфальского мира для Германии были весьма важны и неоднозначны. С ослаблением императорской власти единство Германии было потрясено окончательно; империя представляла теперь слабый союз самостоятельных государств, число которых простиралось до 300 (курфюршества, герцогства, маркграфства, графства, архиепископства, епископства, аббатства, вольные города). Привыкнув во время войны содержать наемные войска и облагать свои земли податями без согласия земских чинов, князья продолжали поступать так же и после заключения мира: войска и подати стали постоянными.

Тридцатилетняя война нанесла страшный удар благосостоянию Германии. Многие города были совершенно разорены, множество сел исчезло, и на их месте образовались пустынные пространства. Хроники свидетельствуют, что в течение этой войны уничтожилось более половины ее народонаселения. Поля оставались необработанными, и голод доходил в некоторых местах до каннибализма. Германская промышленность и торговля, достигшие в XV и XVI веках интенсивного развития, почти совсем остановились. Шайки разбойников, не опасаясь, разгуливали повсеместно. Целые поколения выросли в эпоху военных бурь без всякого образования и привыкли к кровавым сценам; поэтому нравы одичали. Науки, литература и искусство, процветавшие в эпоху Реформации, теперь заглохли. Протекло более столетия, прежде чем Германия могла оправиться от такого потрясения. (Этим объясняется, почему позднее германцы легко подчинились влиянию французской культуры.) При своем чрезвычайном раздроблении Германия скоро обнаружила и политическую слабость, так что с трудом могла противостоять завоевательным устремлениям Людовика XIV. Австрийские Габсбурги хотя продолжали носить звание германских императоров, то есть императоров Священной Римской империи, но могли располагать только силами своих наследственных владений. Притом на юго-востоке они в то же время должны были вести борьбу с Оттоманской империей.

Восстание венгров и осада вены

Фердинанду III наследовал его сын Леопольд I (1658—1705). Он был воспитан иезуитами и усердием к католицизму напоминал своего деда Фердинанда II. Он любил астрологию, алхимию, охоту и не имел никаких воинственных наклонностей, так что никогда не начальствовал над войском. Духовники-иезуиты были его главными советниками, и в деле религиозных преследований он был неумолим.

В наследственных габсбургских землях протестантизм дольше всего сохранялся в Венгрии. Она пользовалась правами отдельного самостоятельного королевства и имела свой сейм, который подтверждал избрание каждого нового государя. В случае нарушения своих привилегий со стороны короля венгры присвоили себе право вооруженного восстания; это право было подтверждено королевскими хартиями. Попытки Габсбургской династии изгнать Реформацию из Венгрии и утвердить здесь свое самодержавие вызвали в XVII веке целый ряд восстаний. Борьба Габсбургского дома с мятежными венграми осложнялась тем. что они обыкновенно получали помощь от турок. Леопольд I еще решительнее, чем его предшественники, взялся искоренить в Венгрии протестантизм, уничтожить право сейма избирать королей и тем самым подчинить Венгрию центральной власти. Он занял венгерские крепости немецкими наемными войсками, и под защитой вооруженных отрядов католическое духовенство насильственно обращало протестантов в католиков. Последние начали открыто сопротивляться правительству; их тайно поддерживал Людовик XIV деньгами и оружием. Восстание сделалось всеобщим и вспыхнуло с особой силой, когда нашло себе достойного вождя в молодом графе Имре Тёкёя (отец его был казнен в числе нескольких магнатов за сношения с турками). Тёкёя отдался под покровительство турецкого султана, который уже владел значительной частью Венгрии (Трансильванией.) Султан Мехмед IV отправил своего великого визиря Кара-Мустафу во главе двухсотпятидесятитысячной армии завоевывать всю Венгрию и саму Вену. В этой армии кроме турок и татар находились мамлюки, албанцы, греки и целые племена арабов и курдов. Австрия не была готова к подобному нашествию: императорское войско состояло под начальством хорошего полководца, герцога Карла Лотарингского, но по своей малочисленности оно должно было отступить перед этими дикими полчищами, которые сопровождали свой путь тотальным опустошением, а жителей уводили в неволю. Леопольд I вместе с двором малодушно бежал в западные владения, предоставив столицу на произвол случая.

Раскинув вокруг Вены свой необозримый лагерь, турки принялись громить ее стены артиллерией и устраивать приступы. Небольшой венский гарнизон, подкреплявшийся самими гражданами, долго защищался под командованием мужественного графа Штаренберга. Наконец город уже едва держался. Между тем просьбы императора о помощи не остались тщетны. Некоторые германские князья присоединились к Карлу Лотарингскому. Пришел и польский король Ян III Собеский. Объединенное христианское войско насчитывало теперь до 70 000 человек. Осажденные пускали сигнальные ракеты, давая знать о своем крайне бедственном положении. И вдруг однажды ночью они заметили огни на соседних высотах Каленберга, а на рассвете с неописуемой радостью увидели там христианские полки. Ян Собеский и Карл Лотарингский решились немедля, с марша вступить в битву. Мужество и искусство были на стороне христиан, и они одержали полную победу; огромная неприятельская армия обратилась в бегство и оставила в добычу победителям свой лагерь, набитый награбленными сокровищами (1 сентября 1683 года). Жители Вены встретили Собеского с восторгом, как своего избавителя, но Леопольд I, возвратившийся в столицу, напротив, обошелся с ним холодно.

Вслед за тем многие венгерские города были отняты у турок. Кара-Мустафа за неспособность к командованию был обезглавлен по приказу султана. Война с турками продолжалась еще долгое время. В ней приняли участие Россия и Венецианская республика в союзе с Германией и Польшей. К тому времени относятся Крымские походы князя Василия Голицына (любимца царевны Софьи), а потом Азовские походы Петра Великого. Венецианцы в эту войну отняли у турок Морею (но не надолго); бомбами их флота были разрушены некоторые драгоценные памятники греческого искусства в Афинах, и, между прочим, пострадал при этом знаменитый Парфенон. Наконец победы австрийского полководца, принца Евгения Савойского, заставили турок подписать мир в местечке Карловцы (1699) и отказаться от большей части своих владений в Венгрии. Эта общая борьба христианских государств «Священной лиги» против Оттоманской империи нанесла сильный удар ее могуществу. С тех пор начался ее постепенный упадок.