Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Коновалова ал-Идриси .doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
08.07.2019
Размер:
1.76 Mб
Скачать

Поволжье

В "Нузхат ал-муштак" дано описание целого ряда народов, обитавших в бассейне реки Атил: хазар, булгар, буртасов, басджиртов. Обо всех этих народах в арабской географической литературе имелись довольно подробные сведения, основной костяк которых сложился еще в IX-Х вв. Сообщения ал-Идриси о народах бассейна Атила включали в себя как книжные данные, так и устные известия. Но преимущественно сведения ал-Идриси об этих народах традиционны, причем известия, взятые им из предшествующей литературы, ал-Идриси повторяет, как правило, в сокращенном виде.

Хазары. Отдельные упоминания о хазарах и Хазарии встречаются во многих разделах "Нузхат ал-муштак", однако основные данные помещены в 7-й секции V климата и в 6-й секции VI климата 370. Несмотря на то, что хазары почти целиком охарактеризованы ал-Идриси по трудам арабских писателей IX-Х вв., географ пишет о Хазарии как о современной ему стране. В связи с этим мы вправе задаться вопросом - чем же был вызван интерес сицилийского географа к государству, прекратившему свое существование почти за два века до написания "Нузхат ал-муштак"? Во-первых, и после падения Хазарии во второй половине X в., на территории Восточной Европы - главным образом в Крыму и на Тамани - еще и в XI-XII вв. продолжало сохраняться хазарское население 371, поэтому ал-Идриси мог воспринимать этноним "хазары" как актуальный. Во-вторых, помимо этнонима продолжал употребляться - применительно к Восточному Крыму - и хороним "Хазария", чему есть свидетельства в современных нашему

189

географу византийских и еврейских источниках 372. Выше мы говорили о том, что в распоряжении ал-Идриси были сведения о городах Крыма, восходящие к информации итальянских мореплавателей. Возможно, что наименование "Хазария" (итал. Gazaria) географ мог услыщать именно от них 373. Наконец, нельзя забывать, что ал-Идриси работал в непосредственной близости от мусульманской Испании, где местны иудеи, состоявшие в X в. в переписке с хазарским царем 374, накопили много данных о Хазарии. Интерес к хазарам не угас в Испании в XII в., где в 1141 г. появилось написанное по-арабски сочинение Иегуды Галеви, посвященное хазарам 375. Сведения о Хазарии циркулировали и в ближайшем окружении ал-Идриси. Известно, например что работавший при дворе Рожера II ученый грек Нил Доксопатр в своем труде говорит о Хазарии как о территории, входившей в состав Константинопольской патриархии 376. Таким образом, можно полагать, что внимание ал-Идриси к сообщениям ранних арабских географов о хазарах и Хазарии было связано, с одной стороны, с сохранением самого имени Хазарии в составе актуальной географической номенклатуры, а с другой - с определенным интересом, который вызывала эта страна и ее история в ученых кругах Западного Средиземноморья.

Из относящегося к хазарам материала различных секций "Нузхат ал-муштак" ясно, что информация ал-Идриси о Хазарии восходит к двум различным группам источников - устным, более или менее современным нашему автору, и книжным, отражающим реалии IX-Х вв. Соответственно и описываемые ал-Идриси хазарские земли отчетливо локализуются в двух разных районах: в Северо-Восточном Причерноморье и Нижнем Поволжье.

Хазария, расположенная на побережье Черного моря, упоминается в авторском предисловии к сочинению, а также при характеристике маршрута, связывавшего Трапезунд с городами Восточного и Северо-Восточного Причерноморья. Ее приморские границы, согласно ал-Идриси, простирались от Алании на юге до Тмутаракани на севере 377. По всей вероятности, именно к этой части Хазарии следует отнести и город ал-Хазарийа, о котором мы уже говорили выше.

Иной характер имеют содержащиеся в "Нузхат ал-муштак" данные об исторической Хазарии на Нижней Волге. Здесь сведения ал-Идриси обнаруживают практически полную зависимость от сообщений более ранних авторов. На включение целого комплекса старых сведений о Хазарии в "Нузхат ал-муштак", возможно, оказали влияние бытовавшие в мусульманской Испании во времена ал-Идриси рассказы о существовании страны хазар в устье Волги. Например, испанский ученый XII в. Абу Хамид ал-Гарнати, отправляясь из Дербента на Нижнюю Волгу, был совершенно уверен, что плывет в

190

страну хазар", хотя из его же собственного описания Нижнего Поволжья явствует, что путешественник на самом деле не встретил там ни одного хазарина 378.

Ал-Идриси называет пять городов Хазарии - ее столицу Итиль, а также Самандар, Баланджар, ал-Байда и Хамлидж. И сами названия городов, и маршруты, их соединяющие, были взяты ал-Идриси из сочинений арабских географов IX-Х вв. Ибн Хордадбеха, ал-Истахри и Ибн Хаукаля 379. Описание Итиля составлено по данным Ибн Хаукаля 380. Этнографические данные о хазарах (религия, одежда, язык) были заимствованы ал-Идриси из трудов ал-Истахри и Ибн Хаукаля 381.

Ал-Идриси также сообщает о том, что в стране хазар есть гора Батира ("Острая"), где добывают серебро и олово, отправляемое затем во все земли 382, - это известие не встречается в предшествующей литературе. Как мы уже говорили выше, сообщение о горе Батира могло войти в состав "Нузхат ал-муштак" под влиянием современных ал-Идриси данных, основанных на рассказах купцов и путешественников наподобие рассказа Абу Хамида ал-Гарнати о распространенности торговли оловом в низовьях Атила 383.

Булгары. Сведения о Булгарии, содержащиеся в 7-й секции V климата, 6-8-й секциях VI климата и 6-й секции VII климата "Нузхат ал-муштак", также обнаруживают большую зависимость ал-Идриси от авторов IX-Х вв. Ал-Идриси повторяет в сильно сокращенном виде сведения ал-Истахри и Ибн Хаукаля о местоположении булгар, о продолжительности дня в земле булгар, о маршрутах, связывавших булгар с Итилем, Русью, басджиртами 384.

Дополнения, сделанные ал-Идриси к сообщениям более ранних авторов, касаются описания городов Булгарии, а также некоторых данных этнографического характера о булгарах.

"Ал-Булгар - это название города. Среди его жителей есть христиане и мусульмане. В нем имеется соборная мечеть. Близ него расположен город Сувар. Его постройки деревянные, в них укрываются его жители зимой, а летом они укрываются в шатрах" 385.

В отличие от более ранних авторов, слова о деревянных постройках булгар ал-Идриси относит только к городу Сувару, в то время как у Ибн Хаукаля эти сведения отнесены к обоим булгарским городам. Еще одно отличие сведений ал-Идриси от данных своих предшественников состоит в том, что наш географ называет жителями Булгара не только мусульман, но и христиан. Возможно, что это его утверждение является переосмыслением фразы Ибн Хаукаля о том, что мусульмане и христиане являются жителями "внутренних булгар" 386. Однако нельзя исключать и того, что у ал-Идриси были и новые, современные ему данные о Булгаре, касающиеся религиозного облика

191

жителей города. Археологические материалы из Булгара свидетельствуют о том, что в XII в. в состав населения Волжской Булгарии входили волго-окские славяне, финны и скандинавы, что в самом Булгаре было несколько посадов с небулгарским населением, занимавшихся ремесленной деятельностью 387. По древнерусским источникам извести что в начале XIII в. в Булгаре существовало христианское кладбище 388.

О том, что в распоряжении ал-Идриси имелись не только старые традиционные данные о булгарских городах, говорит и упоминание в "Нузхат ал-муштак" еще одного города в Булгарии: "Что касается страны булгар, то там находится город Сабун. Это укрепленный город, [расположенный] на вершине горы и окруженный возделанными землями, дающими хорошие урожаи. На севере этой страны [лежит] гора Кукайа" 389. Название города, по всей вероятности, дошло до ал-Идриси в искаженном виде. В рукописях "Нузхат ал-муштак" имеется целый ряд различных чтений этого топонима: Сабун, Сабук, Камуни Масуни, Махуни 390. Информацию ал-Идриси об этом булгарском городе, возможно, стоило бы сопоставить с данными писателя того же времени Наджиба Хамадани, который говорит о существовании четырех крепостей в Булгарии: Йасу, Мерджи, Эрнаса и Техшу 391. Одно из чтений названия булгарского города у ал-Идриси - Масуни - позволяет соотнести его с наименованием крепости Йасу, о которой пишет Наджиб Хамадани. Сказать что-либо определенное об идентификации города Сабун пока не представляется возможным.

Буртасы. Буртасы, сведения о которых помещены в 7-й секции V климата и в 6-й секции VI климата "Нузхат ал-муштак", охарактеризованы ал-Идриси в русле традиции ал-Истахри и Ибн Хаукаля. Ал-Идриси повторяет данные этих авторов о соседстве буртасов с хазарами, о двух буртасских городах - Бургасе и Суваре, приводит традиционные маршрутные данные 392. Сообщения ал-Идриси о буртасах довольно краткие, поскольку в его изложении утрачены многие конкретные детали из рассказов предшественников. Б.Н.Заходер полагает, что известия восточных источников о буртасах восходят к периоду до IX в., в связи с чем уже писавший в X в. Ибн Фадлан не упоминает о них 393.

Басджирты. Сведения, приводимые ал-Идриси о басджиртах (башкирах), также отчасти повторяют данные более ранних писателей 394. Новая информация касается городов басджиртов: "Из городов внутренних 395 басджиртов [назовем] Мастр и Кастр. Оба города невелики, и купцы редко посещают их. И никто в них не бывал, так как [туземцы] убивают всех чужестранцев, которые хотят проехать через их страну. Оба города стоят на реке, впадающей в Исил" 396.

По всей вероятности, эти данные ал-Идриси получил из вторых рук: информатор географа сам вряд ли бывал в городах басджиртов и

192

знал лишь их названия, а также имел представление о труднодоступности этих городов для купцов. Наличие целого ряда вариантов чтения названий городов (Мас.т.р, Маст.р, Мамир, Мас.рада; Кас.т.р, Камир, Кас.р) также говорит о недостаточной конкретности полученных ал-Идриси сведений о городах басджиртов.

Основными занятиями башкир в XII в. являлись кочевое и полукочевое скотоводство, охота, в том числе пушной промысел, бортничество 397- Никаких городов в XII в. у башкир не было. Даже в XIII в. путешественник Вильгельм Рубрук отмечал полное отсутствие каких-либо поселений в стране башкир 398. Данные ал-Идриси о наличии городов у басджиртов могут отражать дошедшие до его информатора сведения о башкирских родо-племенных названиях - кесе и мишар 399.