Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
С.С. Аникин. Профилактика наркотизма.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
12.11.2018
Размер:
1.9 Mб
Скачать

2.3.2. Динамика табачной инфотипизации

Анализ развития табачного ПИНС показывает, что активный интерес к табакокурению у детей начинается в младшем подростковом возрасте и достигает своего апогея к старшему подростковому возрасту, совпадая по значениям с эпизодическим курением в раннем юношеском возрасте (рис.14).

По мере взросления в среде учащихся все больше распространяется табачный инфотип поведения (ИП), а вслед за ним и табачный инфотип зависимого поведения (ИЗП). В старшем подростковом возрасте (9 класс) возрастает количество «убежденных» курильщиков, которые совместно с «самоубежденными» транслируют соответствующий инфотип в среду сверстников, привлекая их в свои ряды, способствуя формированию у них поведенческого инфотипа наркогенного содержания (ПИНС).

Рис.14. Динамика табачной инфотипизации учащихся и студентов г. Красноярска, %

Обращает на себя внимание факт, что «убежденных» курильщиков среди учащихся ПТУ больше, чем среди студентов вузов. Курение как фактор ухудшения здоровья, рассогласование психических функций, памяти, внимания, мышления отражается на успеваемости учащихся. В результате у курящих школьников резко уменьшаются шансы продолжить образование в вузе, поэтому многие из них вынуждены идти учиться в ПТУ.

Анализ литературы и полученные данные показывают, что чем раньше начинает ребенок курить, тем больше вероятность того, что в будущем он будет принадлежать к более низкому образовательному страту. Вероятно, это можно объяснить изменением психофизиологических процессов, связанных с поглощением табачного дыма, в результате чего происходит снижение умственной деятельности курильщика.

Табачная инфотипизация детской и молодежной среды отражается не только на форме поведения детей и молодежи, но и на их здоровье, в первую очередь, деятельности головного мозга, что ведет к изменению психофизических показателей курильщика. Курильщик быстрее становится зависимым от компонентов табачного дыма, чем потребитель спиртного от алкоголя. Это способствует активной трансляции табачного ИЗП в социум.

В связи с тем, что поглощение табачного дыма снижает умственную деятельность детей и молодежи, а трансляция табачного инфотипа поведения приобрела массовый характер, курение не может быть личным делом курильщика. Известно, что пассивное курение детей в семьях курильщиков отрицательно сказывается как на физическом развитии и здоровье детей, так и на их успеваемости (Р.П. Клещева, 1991; др.). Противодействие курению является делом государственной важности. Поэтому для предупреждения развития табачного ПИНС следует в ранней латентной и хронической фазе заражения наркотизмом формировать у учащихся убеждение здорового образа жизни, настраивая их на резко отрицательное отношение не только к курению, но и табачным инфотипам.

2.3.3. Динамика наркотической инфотипизации

Анализ динамики наркотического ПИНС в детской и молодежной среде показал, что он имеет некоторые существенные характеристики (рис.15). В отличие от траектории двух предыдущих ПИНС, проявляющихся уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, кривая наркотического интереса начинает активно обнаруживаться к старшему подростковому возрасту. Несмотря на то, что часть детей демонстрирует наличие наркотического ПИНС в младшем школьном возрасте, младший и средний подростковый возраст обнаруживает сведение кривых к нулевой отметке, что дает основание предполагать, что период раннего подростничества может оказаться оптимальным для проведения профилактической работы. Это тот сенситивный период развития, когда влияние социальных факторов является ведущим по сравнению с биологическими (А.Г. Щедрина, 2001).

Рис.15. Динамика наркотической инфотипизации учащихся и студентов г. Красноярска, %

Настораживает, что около 20 % выпускников школ показали наркотический ПИНС. Среди учащихся ПТУ таковых оказалось 40 %, а среди студентов вузов – 25 %. Причем 9 % студентов, имеющих опыт употребления наркотиков - носители инфотипа зависимого поведения (ИЗП), тогда как среди учащихся ПТУ их 3 %. Вероятно, это связано с разным уровнем убежденности, у студентов она выше и более «окультурена», чем учащихся ПТУ.

Таким образом, можно заключить, что, не смотря на то, что наркотический ПИНС более развит в среде учащихся ПТУ, в студенческой среде убежденность «окультуренного» употребления наркотиков выражена сильнее. Отсюда следует, что фактор риска наркотической зависимости в студенческой среде выражен сильнее. Это объясняется, в первую очередь, отсутствием воспитательной работы среди студенческой молодежи, наличием установки на «культурное» употребление опьяняющих веществ, их «незлоупотреблением», а также отсутствием контроля со стороны родителей.

Для предупреждения развития наркотического ПИНС следует с начальной школы, а также в латентной и хронической фазе ИП формировать трезвенные ценностные установки, противоположные установкам наркотизма. Особое внимание следует уделить младшему и среднему подростковому возрасту, периоду, благоприятному для развития самосознания и рефлексии.