Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_meditsiny_Rabochaya_tetrad_2013_LECh_PE.doc
Скачиваний:
218
Добавлен:
09.03.2016
Размер:
2.41 Mб
Скачать

Письменные вопросы и задания

  1. До открытия Дженнера с оспой боролись, используя метод вариоляции. В чём заключается принципиальное отличие метода, предложенного Дженнером?

  1. На мемориальной доске, установленной на здании Эколь Нормаль, так лаконично записана хронология научной жизни Пастера:

«Здесь была лаборатория Пастера.

1857 _____________________________________________________

1860 _____________________________________________________

1865 _____________________________________________________

1881 _____________________________________________________

1885 _____________________________________________________».

Впишите заслуги Пастера рядом с датами его открытий.

  1. Докажите, что школам А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана присущи все признаки научной медицинской школы.

Особенности научных

медицинских школ

Школа Эрисмана

Школа Доброславина

Научность

Прикладной характер

Общественная значимость

Системность

  1. Историк медицины А. В. Петров утверждает, что земская медицина в решении принципиальных вопросов здравоохранения доказала свою полную несостоятельность. В частности, за четверть века её существование не оказало никакого влияния на такой важнейший показатель здоровья нации, как уровень смертности (35,5 промилле). Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Почему?

Занимательные факты из истории медицины а. П. Чехов и земская медицина

Вопросы труда и быта врачей привлекали к себе внимание А. П. Чехова с первых шагов его литературной деятельности. Больницы и амбулатории, нелегкие условия, в кото­рых работали и жили врачи, фельдшеры, болели и выздоравливали люди,- все это в описаниях А. П. Чехова значительно дополняет картину станов­ления медицины в России прошлого века.

А. П. Чехов с большой любовью и уважением относился к своим коллегам, особенно к земским вра­чам, высоко ценя их подвижнический труд. А. И. Куприн вспоминал, как однажды А. П. Чехов «рассердился, когда кто-то начал свысока третиро­вать медицину по роману Золя «Доктор Паскаль». «Золя ничего не понимает и все выдумывает у себя в кабинете, -сказал он, волнуясь и покашливая.- Пусть бы он поехал и посмотрел, как работают наши земские врачи и что они делают для народа». В этих репликах ощущается большая профессиональная гор­дость. Дымов, Соболь, Королев, Астров - это лишь небольшая часть полюбившихся чеховских врачей. В рассказе «Враги», например, описан один неза­мысловатый эпизод из области медицинской деонто­логии. Но какой невероятной грустью веет от этого небольшого рассказа! Фабула его такова. У земского врача Кириллова только что скончался единственный шестилетний сын. В это время за ним приезжает сосед - помещик Абогин и приглашает его к забо­левшей жене. Доктор убит горем, он не может соб­раться с мыслями. «Доктор, я не истукан, отлично понимаю ваше положение... сочувствую вам! - умо­ляющим голосом сказал Абогин, прикладывая к свое­му кашне руку. - Но ведь я не за себя прошу... Уми­рает моя жена! Если бы вы слышали этот крик, ви­дели ее лицо, то поняли бы мою настойчивость!» И врач машинально натягивает сюртук и отправ­ляется в путь. В квартире остается в одиночестве оцепеневшая от ужаса мать. Долгая слякотная доро­га. И, наконец, по приезде на место выясняется, что вызов врача... оказался ложным! Кириллов оконча­тельно теряет присущее ему самообладание. «Я врач, - говорит он Абогину, - ...вы считаете вра­чей и вообще рабочих, от которых не пахнет духами и проституцией, своими лакеями и моветонами, ну и считайте, но никто не дал вам права делать из человека, который страдает, бутафорскую вещь!»

Бесхитростный и честный земский врач Соболь («Жена») самоотверженно выполняет большую работу. Он трудится напряженно, откликаясь на пер­вый зов нуждающихся в его помощи! А жить трудно: «Табаку купить иной раз не на что», - жалуется он.

«Заработался, - говорит Астров («Дядя Ваня»). - От утра до ночи все на ногах, покою не знаю, а ночью лежишь под одеялом и боишься, как бы к больному не потащили... В великом посту на третьей неделе поехал я в Малицкое на эпидемию... Сыпной тиф... В избах народ вповалку... Грязь, вонь, дым, телята на полу с больными вместе... Поросята тут... Возился я целый день, не присел, маковой росинки во рту не было, а приехал домой, не дают отдохнуть - при­везли с железной дороги стрелочника. Положил я его на стол, чтобы ему операцию делать, а он возьми и умри у меня под хлороформом. И когда вот не нуж­но, чувства проснулись во мне, и защемило мою со­весть, точно это я умышленно убил его... Сел я, закрыл глаза - вот этак, и думаю: те, которые будут жить через 100-200 лет после нас и для которых мы теперь пробиваем дорогу, помянут ли нас добрым словом?»

Источник: Лихтенштейн Е. И. Помнить о больном. Пособие по медицинской деонтологии. Киев: Вища школа, 1978.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]