Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

nepomnin_o_e_istoriya_kitaya_xx_vek

.pdf
Скачиваний:
665
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
13.41 Mб
Скачать

УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ

АКАДЕМИИ НАУК

Институт востоковедения РАН

ИСТОРИЯ СТРАН ВОСТОКА XX ВЕК

Серия основана в 1999 г .

Редакгцюиная коллегия

В. В. Наумкин (главный редактор)

В. М. Алпатов, В. Я. Белокреницкий, Э. В. Молодякова. А. 3. Егорин, И. В. Зайцев, И. Д. Звягельская,

Ю. В. Чудодеев (ученый секретарь серии)

О.Е. НЕПОМНИН

ИСТОРИЯ КИТАЯ XX век

Москва ИВ РАН КРАФТ+

2011

УДК 94(510)”19” ББК 63.3 (5 Кит)

Н 19

Рецензенты:

Г.И. Чуфрин,

Л.Б. Алаев,

В. Я. Белокреницкий

Ответственный редактор

Ю.В. Чудодеев

Редактор

А.З. Алмазова

^^дНепомнин, Олег Ефимович

И стория К итая. XX век /О .Е . Непомнин. - М.: Институт востоковедения РАН, Крафт-Ь, 2011. - 736 с. - (История стран Востока. XX век). - ISBN 978-5-89282- 445-3

Книга охватывает события истории Китая более чем сто­ летней амплитуды - начиная с последних годов XIX века по наши дни. Автор предлагает свое видение закономер­ ностей исторического развития этой великой страны, ус­ матривая их в чередовании линейной эволюции с перио­ дическими циклами упадка и процветания.

ISBN 978-5-89282-445-3

 

© Непомнин О. Е., 2011

 

© Институт востоковедения

 

РАН, 2011

9 785892 824453

© Издательство «Крафт+»,

оформление, 2011

Введение

Китай - это великая держава и огромная страна, издавна именовавшая себя Срединным государством и Поднебесной империей. Это одна из древнейших цивилизаций, давшая чело­ вечеству шелк, чай, фарфор, бумагу, книгопечатание, компас и порох, построившая Великую Китайскую стену, Великий канал и дворец Гугун в Пекине. Это страна богатейшей культуры, родина иероглифической письменности, конфуцианства и дао­ сизма, утонченной живописи, изящной поэзии и богатейшего литературного наследия, включая гигантское собрание истори­ ческих письменных памятников и сочинений. Что касается ве­ ликой истории Китая, то ученые до сих пор спорят о ее дли­ тельности - сорок или пятьдесят столетий? Если это пять ты­ сячелетий, то Древний Китай является «ровесником» Шумера, Вавилонии и Древнего Египта. Их истории прервались, а циви­ лизации умерли, тогда как китайский феномен жив и здравст­ вует, и его бытование никогда не прерывалось.

В отличие от западноевропейской модели истории с ее ли­ нейным поступательным движением Китай искони развивался по иному сценарию, циклически. Дело в том, что эволюция ки­ тайского социума как до середины XIX в., так и в последующие сто лет (1840-1949) была связана с существованием сельского хозяйства трудоинтенсивного типа. Это порождало периодиче­ ские династийно-демографические циклы, которые неизменно завершались колоссальным социально-политическим крахом и сменой правящих династий.

Начиная с эпохи Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) в эволю­ ции Срединного государства явно наблюдается некая циклич­ ность: речь идет о чередовании династийных циклов. Вкратце каждый такой цикл развивался одинаково. Он начинался после очередного военного или политического катаклизма - крестьян­ ской войны, народных восстаний или нашествия кочевников, когда погибало иногда более 70% всего населения страны.

Цикл открывался с воцарения новой династии в условиях всеобщей разрухи. На смену ей приходила стадия восстановле­ ния, во время которой для обработки заброшенной земли уже не хватало рабочих рук. Однако по мере роста населения залежи поднимались, а затем приходил период стабилизации, когда на­ ступало равновесие между площадью пахотных земель и чис­ ленностью крестьянских дворов. По миновании этого пропор­ ционального соответствия демографический потенциал начинал превышать допустимые пределы. Крестьянские владения, се­ мейные наделы и сами поля дробились. На каждого едока при­ ходилось все меньше земли, зерна и прочего продовольствия. Возникало избыточное население, для которого в деревне уже не было ни еды, ни работы. «Лишние» люди перемещались в города, в сферы ремесла, торговли, горнодобывающих промы­ слов и транспорта. На очередной стадии цикла уход из сферы земледелия уже не был средством противодействия наступав­ шему кризису, так как и в недеревенских делах наступал избы­ ток рабочей силы. Уходившие из сельского хозяйства люди ока­ зывались выброшенными из всех сфер экономики. Такой период внутри цикла становился острой фазой кризиса. По логике цик­ ла, в соответствии с данной исторической моделью, социальное и политическое положение в стране неуклонно ухудшалось.

Из-за возраставшего демографического давления на эконо­ мику все новые и новые миллионы людей лишались источников существования. Впадая в нищету, они превращались в «горючий материал», искали выход в бродяжничестве, воровстве, разбое и восстаниях. Острая фаза кризиса перерастала в стадию катастро­ фы. Массовая вооруженная борьба в виде восстаний и крестьян­ ских войн зачастую длилась не одно десятилетие. Государственная власть слабела. Смута, особенно в сочетании с политической раздробленностью и нашествием кочевников, приводила к массо­ вой гибели населения, запустению деревень, разрушению горо­ дов, падению ремесла, торговли, горных разработок и транспор­ та. Этой стадией-катастрофой завершался очередной цикл. Ста­ рая династия гибла, и на смену ей приходила новая. Фаза разрухи открывала собой новый социально-демографический цикл, и все повторялось сначала - по описанному сценарию.

В истории Китая насчитывается восемь таких круговоро­ тов - циклов. Первым был Раннеханьский (206 г. до н.э. - 24 г. н.э.);

вторым - Позднеханьский (25-220). После долгого перерыва почти в четыре столетия наступил третий - Танский (618-907). Четвертым стал Сунский (960-1279), пятым - Минский (1368-1644). За ним последовал шестой круговорот в истории Китая - Цинский (1644—1870). Его сменил седьмой - Тайпинский (1870-1949). Почти все циклы называются именем правившей тогда дина­ стии, соответственно, мы указываем начало и конец каждого цикла по годам правления династии. Такая датировка весьма условна. На самом деле «граница» между фазой катастрофы прошедшего цикла и стадией разрухи наступившего весьма условна и не может быть указана с точностью до года.

Смена одного цикла другим, как и смена любых историче­ ских процессов, не может иметь жесткой хронологии. Кроме того, необходимо учесть разновидность источников: Поздне­ ханьский цикл, например, прослеживается на цифровых пока­ зателях, а Раннеханьский - только на описательном материале. Как видим, в истории Китая было шесть «больших» циклов продолжительностью от 200 до 300 лет каждый - с Раннеханьского до Цинского включительно, и два «малых» - Тайпинский (80 лет) и Маоистский, продолжающийся уже более половины столетия.

С учетом фактора цикличности вся история Китая распа­ дается на четыре неравные эпохи. Первая, доциклическая пора - от Шан до Хань (XVI - начало III в. до н.э.) - охватывает при­ мерно 18 столетий; вторая - два Ханьских цикла (Ранний и Поздний) - более 4 столетий (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Третья эпоха являла собой нециклическую, или межциклическую, поло­ су - от конца Позднеханьского до начала Танского цикла (Ш-V n вв.), т.е. около четырех столетий. Это была эпоха политической раз­ дробленности, междоусобных войн, смут и нашествий кочев­ ников. Тогда одна волна разрухи сменялась очередной фазой разорения страны и гибелью массы населения. И, наконец, чет­ вертая и последняя эпоха - целиком циклическая, которая ук­ ладывается в рамки господства четырех династий - Тан, Сун, Мин, Цин. Из этой череды выпадает период монгольской дина­ стии Юань (1279-1368), поскольку все эти без малого сто лет оказались наполнены непрекрашавшейся вооруженной борьбой китайского народа с завоевателями. На смену Цинскому пришли «малые» циклы - Тайпинский и Маоистский.

Циклическая эпоха с двумя небольшими перерывами - пе­ риоды «Пяти династий» (907-960) и Юань - длится уже почти четырнадцать столетий (618-2010). Таким образом, вся история Китая представляет собой сочетание нециклического и цикли­ ческого развития, когда первое сменялось вторым. При этом именно циклическая эпоха отличалась наиболее интенсивными нашествиями кочевников - киданей, тангутов и чжурчжэней. создавших в Северном Китае свои государства (Χ-ΧΙΙΙ вв.). За­ тем наступала полоса иноземных завоеваний всего Китая и соз­ дания неханьских династий - монгольской Юань и маньчжур­ ской Цин (1644-1911).

В эволюции Срединного государства до эпохи Хань име­ лись определенные признаки линейной поступательности. Од­ нако в русле Раннеханьского и Позднеханьского циклов на­ блюдалось возвратное, попятное движение. Эпоха межциклической (или нециклической) истории Китая, которую мы ви­ дим от конца империи Поздняя Хань до становления Таиской империи (220-618) - не подпадает под четкое определение. В ней не отмечалось линейного развития и наблюдались лишь некоторые признаки цикличности. В VII в. мы имеем оконча­ тельное наступление циклического типа эволюции. Начиная с эпохи Тан и до наших дней наблюдалась последовательная смена одного цикла другим при явном сокрашении продолжи­ тельности самих циклов. Именно с этого времени Китай и За­ падная Европа пошли по разным направлениям общественной эволюции. Европа бесповоротно перешла к линейному посту­ пательному варианту исторического движения.

В отличие от Запада Китай с VII вплоть до XXI в. пребы­ вал в русле циклического буксования с повторением одних и тех же внутрициклических фаз и стадий. В то время как Запад встал на путь неуклонной модернизации обшественного бытия, Китай четырнадцать веков потратил на замораживание истори­ ческого процесса, сохранение и воспроизводство традиционно­ го общества, т.е. на застой. Тем не менее застой китайского традиционного общества, который в исторической ретроспек­ тиве особенно заметен на фоне быстро прогрессировавшего Запада, не следует считать абсолютным. С внутрисистемной же точки зрения, нельзя сказать, что поступательного движе­ ния в циклической модели вообще не было.

8

Первым таким видом было внутрициклическое движение, т.е. скольжение от одной фазы цикла к другой. В фазе восста­ новления разрушенного система выходила на уровень стадии стабилизации предшествовавшего цикла. В этой фазе нового цикла не просто возобновлялся былой потенциал городской экономики и культуры, но и наблюдалось его определенное обогашение и совершенствование в связи с бурным ростом го­ родов. Экономический, социальный, материальный и духов­ ный уровень фаз стабилизации и кризиса в данном цикле ока­ зывался несколько выше, нежели на тех же стадиях предыду­ щего цикла. Правда, в фазе катастрофы эти более чем скром­ ные достижения смывались волной разрухи. Затем тот же сце­ нарий повторялся в следующем цикле. В его двух фазах - ста­ билизации и кризисе - движение внутри цикла выходило на более высокий уровень. Тем самым при переходе от одного цикла к другому имела место некоторая поступательность.

В итоге возникал второй вид движения - межцикловой, когда с каждым новым циклом общество поднималось на но­ вый горизонт. Однако эти достижения во многом гасились с наступлением фаз катастрофы и разрухи. Так внутрицикловое движение низводило межцикловое к минимуму. Практиче­ ски эти два вида движения препятствовали друг другу, сводя эволюцию Китая к состоянию, близкому к стагнации. Резуль­ таты межциклового движения становятся осязаемы главным образом при сравнении циклов, крайне удаленных друг от дру­ га во времени, например, Позднеханьского и Цинского. В то время как Запад вышел на устойчивое линейное развитие с по­ стоянно поднимавшими показателями общественного прогрес­ са, в Китае сложилась иная ситуация. Здесь поступательность наблюдалась в виде крайне пологой спирали с минимальным расстоянием между ее витками.

Все это не позволяло Китаю выйти на более высокий уро­ вень общественного состояния и, в частности, ослабляло его оборонный потенциал. Военной слабостью Срединного госу­ дарства регулярно пользовались северные кочевники, особенно когда Китай вступал в фазу смуты и катастрофы. В итоге ма­ лочисленные, но хорошо организованные номады не раз завое­ вывали огромную земледельческую страну. Китайская империя оставалась настолько отсталой и слабой, что начало XX столе­

тия встретила под пятой очередных завоевателей - маньчжу­ ров. Последние возвели на китайский престол свою династию Цин, присоединили к Китаю Маньчжурию, Монголию, Джун­ гарию. Кашгарию и Тибет. Тем самым была создана гигантская Цинская империя.

Началась эпоха Цин (1644-1912), весьма специфическая часть гигантской четырехтысячелетней истории Китая. К нача­ лу XVII в. в силу особенностей своей модели исторической эволюции Срединное государство отстало от Западной Евро­ пы. В то время как последняя вступила в полосу буржуазного развития и новой общественной формации. Поднебесная импе­ рия осталась в русле традиционности и азиатского способа производства в его особом китайском варианте. В Европе уже началась эпоха новой истории, а Срединное государство за­ стряло в болоте средневековья.

Китаю история уготовала очередное «варварское» завоева­ ние, еще одно воцарение чужеземной династии и обычный для китайской исторической модели социально-демографический цикл, т.е. круговорот со сменой определенных фаз - разрухи, восстановления, стагнации, нового кризиса и неизбежного по­ литического, демографического и экономического краха. Этот Цинский цикл начался в 80-е годы XVII века и завершился

в70-е годы XIX. Внещне империя Цин выглядела вполне благо­ получным государством - богатые города, развитые ремёсла и торговля, древняя и высокая цивилизация. За китайский щелк, чай и фарфор Европа и Америка расплачивались серебром.

Между тем Запад перещел от феодализма к капитализму, от средневековья к новому времени. Китай же остался отста­ лой и «закрытой» от остального мира страной, и только в пору торговых, или «опиумных» войн середины XIX в. Цинская им­ перия оказалась насильно вовлечена в систему мирового рынка и общемирового развития. Именно тогда для Китая начался период новой истории, продолжавшийся вплоть до падения Цинской монархии в 1912 г. и Первой мировой войны. В силу этих причин эпоха Цин для Китая не целиком может быть оха­ рактеризована как период его новой истории. Весь XVII, XVIII и большую часть XIX в. Китай оставался в русле традиционно­ сти и средневековья и только с последней трети XIX в. вступил

впериод новой истории и переходного общества.

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]