Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Materialy_podgotovki_k_seminarskim_zanyatiam

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
1.42 Mб
Скачать

реходом в новое качество, когда разрушалось тело, но бессмертная душа оставалась неприкосновенной. Кроме того, душа вполне могла возвратиться, войдя в новорожденного младенца. Вот почему во все времена и у всех народов детям старались давать имена прославленных, уважаемых предков.

Родовой быт древних славян первоначально вел людей к обособлению. Родовой строй – это такая форма общественного устройства, при которой вся жизнь отдельного человека определяется жизнью его рода – большой семьи, состоящей из нескольких поколений родственников. Они живут под одной крышей или в тесном соседстве, сообща трудятся и потребляют продукты своего труда. Подобный род, «сидевший» в дебрях нехоженого леса, находился на полном самообеспечении. Пищевых излишков было немного, но никто не голодал. Нужда в посуде, одежде, орудиях труда полностью удовлетворялась изделиями домашнего ремесла. Торговать такой «экономической единице» было особо нечем и незачем. Поэтому род не интересовался чужеземцами, даже ближайшими соседями, кроме тех случаев, когда вставал вопрос о невестах для юношей или женихах для девушек. Согласно законам мифологического мышления родственниками не рождались. Каждый новорожденный непременно проходил обряды принятия в семью. Но, однажды пройдя их, он становился членом накрепко связанного коллектива, из которого его могли вырвать только чрезвычайные обстоятельства. Смерти это, кстати, было не под силу, так как умершие предки незримо продолжали жить рядом с живыми, помогая им и храня от беды.

Ушедшего от родни человека славяне обозначали словом «изгой», которое происходит не от слова «изгонять», а от древнерусского «гоить» – «жить, пользоваться уходом». Буквально же «изгой» – «лишенный жизни», вычеркнутый из жизни. Таких людей еще называли «извергами», потому что род «извергал» их из себя. Легко предположить, что от отчаяния и безысходности такие люди нередко обращались к разбою. Поэтому в современном русском языке «изверг» – это жестокий, безнравственный человек.

Вдохристианское время князья не имели ни склонности, ни возможности вмешиваться в общественную жизнь, если к ним не обращалось за этим само население. Человека защищал не князь, а род, свои близкие люди. Мощную поддержку рода человек чувствовал постоянно, даже через века после «разложения» родового строя. Случись вражеский набег или стихийное бедствие, многочисленный род мчался на помощь: отстроить дом погорельцу, приютить обездоленных, поделиться последним. Помогал род и оступившемуся человеку. По законам древних славян род нес коллективную ответственность за каждого своего члена. Например, платился штраф за правонарушителя, или возмещалось обиженному человеку, чтобы потом, уже дома, всыпать провинившемуся, дабы впредь не срамил рода.

Если же совершалось убийство, вступал в силу закон кровной мести. При этом было четко оговорено, какой родственник, за какого должен мстить. Месть была направлена не обязательно на убийцу. Мстители старались досадить не столько ему самому, сколько роду, вырастившего злодея. Поэтому старались истребить самого лучшего, уважаемого и знаменитого человека. Конечно, обычай был «диким», но в ту пору не существовало ни милиции, ни полиции, ни прокуратуры. А вождь (князь) с его правосудием был, как правило, далеко. Княжеская власть в языческом обществе не имела силы и значения государственной власти как в более позднем периоде. [62.c.258]

Вбольшей части территории семейный быт отличался грубостью, везде существовал обычай многоженства. Сам князь Владимир до своего крещения держался этого обычая.

Язычество было соединением религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен не могло быть осуществлено язычеством. И в самом язычестве было сравнительно мало специфических национальных черт, свойственных только одному народу.

Влучшем случае, по признаку общего культа объединялись отдельные племена, население отдельных местностей.

Между тем, стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, страх покинутости, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения.

Стремление к преодолению пространства заметно в народном творчестве. Люди воздвигали свои строения на высоких берегах рек и озер, чтобы быть видными издалека. Устраивали шумные празднества, совершали культовые моления. Народные песни были рассчитаны на исполнение в широких пространствах. Яркие краски требовались, чтобы быть замеченными издалека. Люди стремились быть гостеприимными, относились с уважением к купцам-гостям, так как те являлись вестниками о далеком мире, рассказчиками, свидетелями существования других земель.

Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах. И это более осознанное понимание мира, чем, которое давалось язычеством, приходило с тех торговых и военных дорог, где вырастали государственные образования.

К концу Х в. население Киевской Руси разделяется как бы по вертикали на различные слои. Верхи общества считали для себя необходимым обращаться

спросьбами и молитвами к одной группе богов, низы – к другой.

Врезультате экономического развития страны языческая религия постепенно перестает быть связующим звеном между различными социальными группировками в Киевском государстве. С течением времени эта трещина должна была все более и более расширяться. Рано или поздно язычество пришлось бы заменить другой религией, которая смогла бы более или менее удовлетворить все имеющиеся на Руси социальные прослойки.

Князь Владимир I Святославович в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского до Черного моря, включая в свой состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские. В Киеве он создал пантеон богов, поставив на холме Перуна (финно-угорского Перкуна), Хорса (бога тюрк-

ских племен), Дажьбога, Стрибога (богов славянских), Симаргла, Мокошь (богиня племени мокошь).

Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Этот зов явно слышался там, где люди разных племен и народов больше всего общались между собой.

Христианство стало проникать в восточнославянские земли задолго до крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к I веку нашей эры. В летописях упоминается хождение брата апостола Петра Андрея Первозванного на Русь. Занимаясь миссионерской деятельностью, он попал на Киевские горы, и предсказал возникновение здесь великого христианского государства. Многие историки считают это легендой, хотя бы потому, что в I в. восточных славян еще не существовало, они не сформировались в единый народ.

Русь познакомилась с Христовой верой благодаря торговым сношениям с Грецией. Варяжские купцы и дружинники раньше славян ходили в Царьград, там обращались в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь Святого Ильи, поскольку было много варягов – христиан. Жена князя Игоря княгиня Ольга также приняла христианство после смерти мужа. К середине Х в. христиане стали в Киевской Руси реальной общественной и политической силой. Во время правления князя Игоря христианство в Киеве обретает статус официально признанного вероисповедания, хотя сам Игорь был язычником.

Для принятия христианства у Руси было много причин и политического, и экономического, и духовного характера. Как отмечал Ф.И. Успенский, «Россия в Х веке не могла не быть вовлеченной в общий исторический поток; для всех народов представлялась одна и та же альтернатива: или принять христианство и тем положить начало созданию государственности, или уступить место другому».

Каковы же были предпосылки крещения Руси? Назовем некоторые из

них:

1.В Х в. сложилась ситуация, когда главными соседями Руси были государства с христианским населением. Это и Северное Причерноморье, и Византия, и движение христиан по основным торговым путям, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток.

2.Торговые связи по пути «из варяг в греки». Для того чтобы вести торговые сделки со своими партнерами из христианских стран (а это страны Центральной, Западной и Южной Европы), русским купцам объективно приходилось отказываться от язычества. В противном случае вполне могло оказаться так, что их товары, называемые «погаными», не нашли бы покупателя в христианских странах.

3.Служба славяно – руссов в качестве наемников в византийских войсках. Ряд византийских источников содержит сведения о «росах», служивших в императорской армии, флоте, реже – в гвардии – гетерии.

4.Поход Игоря на Царьград в 941 г. Он завершился сокрушительным разгромом руссов на суше и на море. Особенно трагичной была судьба русского флота, против которого византийцы применили «греческий огонь». Это небывалое оружие христиан навело ужас на язычников – руссов. Страшное бедствие, постигшее руссов, могло быть осознано ими как кара свыше, воздаяние за зверство, святотатство. Гибель наиболее ревностных язычников и сильное впечатление от пережитого бедствия способствовали тому, что до этого почти незаметные киевские христиане становятся силой, активно влияющей на ход общественно – политической жизни Древнерусского государства.

5.Ужасная смерть князя – язычника Игоря могла пошатнуть веру в языческих богов и усилить страх перед Богом христиан. Игорь был привязан древлянами к вершинам двух предварительно пригнутых деревьев и разодран на части во время сбора дани осенью 944 г. Л.Н. Гумилев считает, что за гибелью Игоря последовала резкая перемена политического курса Киева: «Ольга и

Свенельд восстановили славяно-русскую традицию и вернули Русь на тот путь, по которому она двигалась до варяжской узурпации».

6.Крещение Великой княгини Ольги стало важной вехой на пути России к восприятию истины Христовой. Ее крещение и миссионерская деятельность еще более укрепили положение христиан в Киеве.

7.Гибель сына Ольги Святослава и его дружинников, упорно не принимавших новую веру, нанесла славяно-русскому язычеству смертельный удар, однако его агония продлилась еще около полутора десятков лет.

8.Сокращение числа междинастических браков, столь важных в ту эпоху как средство, обеспечивающее верность сторон заключенному договору. Ни один из христианских государей Европы не отдал бы свою дочь за русского князя – язычника.

9.Переломное значение в развитии религиозного сознания князя Владимира имело событие, когда в благодарность за удачу в войне с ятвягами, киевские язычники решили принести своим богам человеческую жертву. Жребий, очевидно, не случайно, пал на Иоанна, сына варяга – христианина. Его отец Федор на требование выдать сына смело ответил: «Ваши боги суть дерево, ныне оно есть, а завтра сгниет, один только Бог, Ему служат греки и поклоняются, сотворил Он небо и земли, и звезды, и луну, и солнце, и человека, и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны». Разъяренная толпа язычников растерзала Федора и Иоанна. Но слова «ваши боги – суть дерева» продолжали звучать в памяти свидетелей и участников кровавого события, в числе которых был и князь Владимир. Согласно летописному повествованию, вскоре после событий, имевших место в Киеве в 983 г., Владимир начинает вдруг «испытывать» разные веры, бесе-

дуя с приходящими к нему миссионерами.

Миссионеры представляли основные мировые религии: христианство (католик и православный), мусульманство, иудейство. Чем мотивировал Владимир свое решение креститься по греческому обряду? Дело в том, что кроме

догматов в любой религии существуют обычаи, традиционно передаваемые из поколения в поколении. Например, обычаи мусульман не пить вино, не есть свинину, для славян были неприемлемы. По русскому обычаю князь делил трапезу с дружиной, это был ритуал, который скреплял дружбу князя с воинами. Во время трапезы пили пиво и вино, которые снимали усталость от походов.

Сложнее были причины отказа немцам – католикам. Известно, что в середине Х века у власти иногда пребывали очень грешные люди. При Иоанне XII двор Ватикана стал вертепом. К тому же римский первосвященник давал пиры с возлияниями в честь древних языческих богов и пил за здоровье Сатаны. Вести о таких «подвигах» достигала Руси. К тому же у католиков церковная служба шла на латинском языке.

Что касается иудейской веры, то в Х веке Палестина была в руках мусульман, и хазарские иудеи делали последнюю попытку прибрать к рукам киевского князя, когда Хазарский каганат уже не существовал. Но Владимир был проницателен.

Православная вера была выбрана Владимиром за красоту служб и храмов, очарование греческой литургии (церковной службы), возвышение княжеской власти, возможности вести церковную службу на родном языке. К тому же именно с Византией у Руси были тесные торговые, культурные, военные связи. Руси так же импонировала политическая умеренность Византии, искренность константинопольских патриархов. Важным оказалось и то, что православие ответственность за грехи, творимые по собственной воле, возлагало на грешника. Это было понятно и приемлемо для русских язычников.

О том, как крестился князь Владимир и как он крестил народ, существует много легенд. Это предание о беседах с посланцами разных вероисповеданий и испытание веры через своих послов, отправленных в страны, где исповедовали различные веры. Это поход на Корсунь, женитьба на православной царевне Анне и чудесное исцеление от слепоты князя Владимира во время самого таинства крещения.

Датой христианизации Руси принято считать 988 г. После успешного похода на Корсунь Владимир вернулся в Киев с греческим духовенством и начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. В Киеве он крестил народ на берегу Днепра. Кумиры старых богов были повергнуты на землю и сброшены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. Однако в глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века.

Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Это было ее внутренним делом, и она сама делала свой выбор. Надо отметить, что возможность выбора веры, представившаяся в тот момент народам Древнерусского государства, - уникальная особенность их судьбы.

Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, оно привнесло целый ряд новых установлений и учреждений. Смена духовных и нравственных приоритетов - это трудный процесс. Не был он простым и для Руси. При крещении широко применялось насилие. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занимались разбоем. Это можно понять, поскольку принятие христианства означало изменение всего строя жизни: от семейных отношений до общественных установлений. Простой пример. Язычество не возбраняло многоженство и наличие наложниц. По смерти хозяина убивали жен и наложниц, чтобы они сопровождали его в загробной жизни. Теперь предлагалось перейти к другим основам жизни. Христианство рассматривает семью как священный союз мужчины и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю жизнь. Многоженство категорически исключалось. Дети признавались законными только в том случае, если они рождены в браке, освященном церковью. На этом примере видно, что принятие христианства было глубокой революцией в жизни людей, и оно не могло пройти без борьбы.

Новая религия способствовала стабилизации феодальных отношений в стране. Появление княжеских, боярских, церковных, монастырских вотчин в Киевском государстве знаменовало собой новый, более высокий уровень развития древнерусского общества.

Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества. Вместе с сознанием равенства пришло на Русь и сознание общей истории всего человечества, и участие в этой истории всех народов.

По мере усвоения жителями страны христианского вероучения стали исчезать отдельные как славянские, так и неславянские племена и народности. Они складываются в единую древнерусскую народность, обогащая друг друга различными познаниями. Так, например, в угро-финских поселениях появляются славянские орудия труда, чего не было в языческие времена.

После крещения Руси мощный толчок в своем развитии получили русские города. Увеличилось их население и, в первую очередь, ремесленное. Появились новые отрасли древнерусского ремесла. Иностранные мастера – христиане получили возможность приезжать в Киевское государство, передавать свои знания и опыт русским коллегам, не опасаясь, что будут принесены в жертву языческим божествам.

Увеличилось число междинастических браков. Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Сын Владимира Святославича Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира Мария была выдана за польского князя Казимира I. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла замуж за норвежского короля Гарольда Смелого. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Еще можно привести много примеров родственных связей русских князей XI – XII вв. Сами по себе они свидетельствовали об огромном престиже Руси среди всех народов Европы.

Несомненно, громадное значение Болгарии в принятии христианства. Исключительна роль и авторитет языка, перешедшего к нам с церковными книгами из Болгарии. Язык церковной письменности и книг, которые были к нам привезены или у нас переписывались, был литературным языком, принятым у болгар. Благодаря болгарской письменности, христианство сразу же выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Богослужение совершалось именно на этом языке. Он был языком высокой культуры, постепенно принимавшим восточнославянскую лексику, орфографию. Церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение.

После крещения Руси «книжное учение» стало предметом государственной заботы. На Руси возникают школы с учителями – священниками при церквах и монастырях. Появляются книжники – любители просвещения, которые собирали и переписывали книги. В монастырях и княжеских дворах образовывались большие библиотеки. Таким образом, образованность стала важной христианской добродетелью.

Представители духовенства уже в XI – начале XII вв. сумели создать великолепные образцы русской литературы, такие как “Слово о законе и благодати”, “Память и похвала князю Владимиру”, “Повесть временных лет”, “Сказание о Борисе и Глебе”. Получает развитие летописание. В страну проникают произведения зарубежных авторов, которые переводятся на русский язык.

Духовенство указывало князю, что тот не может оставаться безучастным к насилию и злу в своей земле. Христианской добродетелью явилось милосердие богатых по отношению к бедным и убогим. Духовенство восставало против грубых форм рабства на Руси. Оно учило господ быть милосердными с рабами, помнить, что раб такой же человек и христианин, как и сам господин. Церковь сама опекала и кормила тех, кто не мог сам себя содержать: нищих, больных, убогих. Она давала приют и покровительство всем изгоям. Церковь, получая

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]