Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Materialy_podgotovki_k_seminarskim_zanyatiam

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
1.42 Mб
Скачать

вести эсеров множество жертв. Но не просто давалась им эта видимая решимость. Савинков, - писатель, эсер – теоретик, террорист, политический деятель, в своих «Воспоминаниях» пишет, что Каляев, убивший в феврале 1905 г. великого князя Сергея Александровича, «любил революцию так глубоко и нежно, как любят ее только те, кто отдает за нее свою жизнь, видя в терроре «не только наилучшую форму политической борьбы, но и моральную, быть может, религиозную жертву».

Были среди эсеров и «рыцари без страха и упрека», особых сомнений не испытывавшие. Террорист Карпович говорил Савинкову: «Нас вешают – мы должны вешать. С чистыми руками, в перчатках, нельзя делать террора. Пусть погибнут тысячи и десятки тысяч – необходимо добиться победы. Крестьяне жгут усадьбы – пусть жгут … Теперь не время сантиментальничать – на войне, как на войне». И здесь же следом Савинков пишет: «Но он сам не экспроприировал и не жег усадеб. И я не знаю, много ли встречал в моей жизни людей, которые за внешней резкостью хранили бы такое нежное и любящее сердце, как Карпович».

Эти мучительные, почти всегда неразрешимые противоречия поступков, характеров, судеб, идей пронизывают историю эсеровского движения. Эсеры свято верили в то, что посредством устранения тех губернаторов, великих князей, жандармских офицеров, которые будут признаны наиболее преступными и опасными врагами свободы, они сумеют утвердить в стране царство справедливости. Но, субъективно сражаясь за некое светлое будущее и бесстрашно жертвуя собой, эсеры фактически расчищали дорогу безнравственным авантюристам, лишенным каких – либо сомнений и колебаний.

Далеко не все террористические акты заканчивались удачно, многие боевики были арестованы и казнены. Эсеровский террор вел к ненужным жертвам и среди революционеров, отвлекал их силы и материальные средства от работы в массах. Кроме того, ведь революционеры фактически вершили самосуд, хотя и оправдывали свои действия интересами народа и революции. Одно насилие неиз-

бежно порождало другое, а пролитая кровь смывалась обычно новой кровью, создавая какой-то порочный круг.

Большинство мелких покушений осталось безвестным, но одно убийство 20-летней девушкой Марией Спиридоновой Тамбовского «усмирителя» крестьян Луженовского, благодаря газете «Русь», прогремело на весь мир. Убийство Луженовского явило миру весь ужас российской действительности: жестокость властей (Спиридонову не только избили так, что врач в течение недели не мог освидетельствовать, цел ли у нее глаз, но еще и изнасиловали) и доведенное до готовности жертвовать своей жизнью отчуждение молодежи от правительства.

Благодаря протестам мировой общественности, Спиридонова не была казнена. Казнь была заменена каторгой. Режим на Акатуйской каторге в 1906 г. был мягок, и там Спиридонова, Прошьян, Биценко – будущие левоэсеровские вожди - прогуливались по тайге, предавались самым смелым мечтам о социализме. Акатуйские каторжане были идеалистами самой высокой пробы, верными товарищами, бессребрениками, настолько чуждыми бытовой стороне жизни, насколько это возможно только в России. Например, когда в декабре 1917 г. Прошьян, назначенный народным комиссаром почт и телеграфов, пришел принимать наркомат – в блузе и драных валенках, - швейцар не пустил его дальше передней.

Но дело в том, что весь парламентский, думский опыт развития страны прошел мимо них. К 1917 году они пришли с 10-летним опытом каторги или изгнания, быть может, большими максималистами, чем были в молодости.

Прибегали эсеры и к такому весьма сомнительному средству революционной борьбы как экспроприации. Это было крайнее средство пополнения партийной кассы, но «эксы» таили в себе угрозу вырождения деятельности революционеров в политический бандитизм, тем более что они часто сопровождались убийствами ни в чем не повинных людей.

Во время I революции организации эсеров начали быстро расти. Манифестом 17 октября 1905 г. была объявлена амнистия, стали возвращаться революционеры – эмигранты. 1905 год стал апогеем неонароднического революционного

демократизма. В этот период партия открыть призывает крестьян к захвату помещичьих земель, но не отдельными крестьянами, а целыми деревнями или обществами.

У эсеров были различные взгляды на роль партии в тот период. Правые неонародники считали, что необходимо ликвидировать нелегальную партию, что она может переходить на легальное положение, поскольку политические свободы уже завоеваны.

В. Чернов же полагал, что это преждевременно. Что самая насущная проблема, стоящая перед партией, - это охват партийным влиянием масс. Он считал, что пария, только что вышедшая из подполья, не будет изолирована от народа, если использует возникающие массовые организации. Поэтому эсеры ориентировались на работу в профсоюзах, советах, Всероссийском крестьянском союзе, Всероссийском железнодорожном союзе и Союзе почтово-телеграфных служащих.

В годы революции эсеры развернули широкую пропагандистскую и агитационную деятельность. В разное время в этот период издавалось более 100 эсеровских газет, печатались и распространялись в миллионах экземплярах прокламации, летучие листки, брошюры и т.д.

Когда началась избирательная кампания в I Государственную думу, первый съезд партии постановил бойкотировать выборы. Однако некоторые эсеры приняли участие в выборах, хотя многие из эсеровских организаций выпускали листовки с призывом к бойкоту Думы и подготовке вооруженного восстания. Но ЦК партии в своем «Бюллетене» (март 1906 г.) предлагал не форсировать событий, а использовать обстановку завоеванных политических свобод для расширения агитации и организованной работы в массах. Совет партии (высший орган между партийными съездами, куда входили члены ЦК и ЦО и по одному представителю от областных организаций) принял специальную резолюцию о Думе. Считая, что Дума не способна оправдать чаяния народа, Совет вместе с тем отмечал оппозиционность ее большинства, наличие в ней рабочих и крестьян. Отсюда

делался вывод о неизбежности борьбы Думы с правительством и о необходимости использовать эту борьбу для развития революционного сознания и настроения масс. Эсеры активно влияли на крестьянскую фракцию в I Думе.

Поражение вооруженных восстаний в 1905-1906 гг., распространение в народе надежд на Думу и развитие в связи с этим конституционных иллюзий, снижение революционного напора масс – все это неуклонно вело к изменению настроений в среде эсеров. В частности, это проявилось в преувеличении значения Думы для развития революционного процесса и сплочения. Эсеры стали рассматривать Думу как орудие в борьбе за созыв Учредительного собрания. Появились колебания в тактике по отношению к партии кадетов. От полного неприятия кадетов и разоблачения их как предателей революции, эсеры приходили к признанию, что кадеты не являются врагами партии эсеров, и с ними возможны соглашения. Особенно это проявилось в период избирательной компании во II Думу и в самой Думе. Тогда эсеры, идя навстречу народным социалистам и трудовикам во имя создания народнического блока, приняли многие тактические установки кадетов.

Однозначно оценивать деятельность эсеров в период отступления революции нельзя. Партия эсеров не переставала работать, пропагандировала свои программные требования и лозунги, носившие революционно – демократический характер. Поражение революции резко изменило обстановку, в которой действовала партия эсеров. Но эсеры не считали концом революции наступившую реакцию. Чернов писал о неизбежности нового революционного взрыва, а все события 1905-1907 гг. рассматривал лишь как пролог революции.

III Совет партии (июль 1907 г.) определил ближайшие цели: собирание сил как в партии, так и в массах, и в качестве очередной задачи – усиление политического террора. Одновременно отвергалось участие эсеров в III Думе. В. Чернов призывал эсеров идти в профессиональные союзы, кооперативы, клубы, образовательные общества и бороться с «пренебрежительным отношением ко всему

этому «культурничеству». Не снималась с повестки дня и подготовка к вооруженному восстанию.

Но сил у партии не было, она распадалась. Из партии уходила интеллигенция, организации в России гибли под ударами полиции. Ликвидировались типографии, склады с оружием и книгами.

Сильнейший удар по партии нанесла аграрная реформа Столыпина, направленная на разрушение общины – идейной основы эсеровской «социализации».

Кризис, разразившийся в связи с разоблачением Евно Азефа, который долгие годы был агентом охранки и одновременно руководителем Боевой организации, членом ЦК партии, довершил процесс распада партии эсеров.

Вмае 1909 г. V Совет партии принял отставку ЦК. Был избран новый состав Центральный комитет. Но вскоре и он перестал существовать. Партией стала руководить группа деятелей, именовавшаяся «Заграничной делегацией», а «Знамя труда» стало постепенно утрачивать положение центрального органа.

I мировая война вызвала очередной раскол в партии эсеров. Подавляющее большинство эсеров за границей рьяно отстаивали позиции социал-шовинизма. Другая часть во главе с В.М. Черновым и М.А. Натансоном заняла интернационалистские позиции.

Вброшюре «Война и третья сила» Чернов писал, что обязанность левого течения в социализме – это противостоять «всякой идеализации войны и всякой ликвидации – ввиду войны – основной внутренней работы социализма». Международное рабочее движение должно явиться той «третьей силой», которая призвана вмешаться в борьбу империалистических сил. На ее создание и выработку общесоциалистической мирной программы должны быть направлены все усилия левых социалистов.

В.М. Чернов призывал социалистические партии переходить «к революционному наступлению на основы буржуазного господства и буржуазной собственности». Тактику эсеровской партии в этих условиях он определял как «пре-

вращение переживаемого цивилизованным миром военного кризиса в кризис революционный». Чернов писал, что не исключено, что именно Россия явится той страной, которая даст толчок к переустройству мира на социалистических началах.

Февральская революция 1917 г. явилась крупным поворотом в истории России. Самодержавие пало. К лету 1917 г. эсеры стали самой многочисленной политической партией, насчитывающей в своих рядах свыше 400 тыс. человек. Имея большинство в Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов, эсеры и меньшевики 28 февраля 1917 г. отклонили возможность сформировать Временное правительство из состава Совета, и 1 марта приняли решение поручить формирование правительства Временному комитету Государственной думы.

Вапреле 1917 г. Чернов вместе с группой эсеров прибыл в Петроград. На III съезде партии эсеров (май-июнь 1917 г.) он вновь избран в состав ЦК. После апрельского кризиса Временного правительства, 4 мая 1917 г., Петроградский Совет принял резолюцию об образовании коалиционного Временного правительства, в состав которого теперь вошли 6 министров – социалистов, в том числе и В.М. Чернов в качестве министра земледелия. Он вошел также в состав Главного земельного комитета, на который была возложена задача подготовки земельной реформы.

Теперь партия эсеров получила возможность непосредственно осуществить свою программу. Но она выбрала верхушечный вариант аграрной реформы. В резолюции III съезда партии эсеров предлагалось вплоть до Учредительного собрания проводить лишь подготовительные меры к будущей социализации земли. До Учредительного собрания все земли должны были быть переданы в ведение местных земельных комитетов, которым предоставлялось право решать все вопросы, связанные с арендой. Был издан закон о запрещении земельных сделок до Учредительного собрания. Этот закон вызвал бурю негодования у помещиков, которые лишались права продавать свои земли в преддверии земельной реформы. Была издана инструкция Земельным комитетом, которая устанавливала

надзор за эксплуатацией пахотных и сенокосных земель, учет необработанной земли. Чернов считал, что до Учредительного собрания необходимы некоторые изменения в земельных отношениях. Но ни одного закона или инструкции, серьезно идущих навстречу крестьянству, издано не было.

После июльского политического кризиса аграрная политика Министерства земледелия сместилась вправо. Но руководство эсеровской партии опасалось, что крестьянское движение окончательно выйдет из-под контроля, и они пытались оказать давление на кадетов, чтобы те приняли временное аграрное законодательство. Чтобы осуществить это законодательство, надо было порвать с политикой соглашательства. Однако тот же Чернов, первым поняв, что работать в одном правительстве с кадетами невозможно, порвать с ними не решался. Он выбрал тактику лавирования, пытаясь убедить буржуазию и помещиков пойти на уступки. В то же время призывал крестьян не вести захватов помещичьих земель, не сходить с позиций «законности». В августе Чернов подает в отставку, она совпала с попыткой мятежа генерала Л.Г. Корнилова. Руководство эсеров в связи с корниловским мятежом в начале встало на сторону образования «однородного социалистического правительства», т.е. правительства, состоящего из представителей социалистических партий, но вскоре вновь стало искать компромисса с буржуазией.

Новое правительство, в котором большинство портфелей принадлежало министрам-социалистам, обратилось к репрессиям против рабочих, солдат, стало участвовать в карательных мероприятиях против деревни, что привело к крестьянским восстаниям.

Итак, будучи у власти после падения самодержавия, эсеры не смогли осуществить свои главные программные требования

Необходимо сказать, что уже весной – летом 1917 г. в партии эсеров заявило о себе левое крыло, насчитывавшее 42 человека, которое в ноябре 1917 г. конституировалось в партию левых эсеров. У левого крыла партии эсеров обна-

ружились принципиальные расхождения по программным вопросам с остальной частью партии. [50.C.365-366].

Например, в вопросе о земле они настаивали на передаче земли крестьянам без выкупа. Были против коалиции с кадетами, выступали против войны, стояли по отношению к ней на интернационалистских позициях.

После июльского кризиса фракция левых эсеров выступила с декларацией, в которой резко отмежевывалась от политики своего ЦК. Левые активизировались в Риге, Ревели, Новгороде, Таганроге, Саратове, Минске, Пскове, Одессе, Московской, Тверской и Костромской губерниях. Еще с весны они занимали сильные позиции в Воронеже, Харькове, Казани, Кронштадте.

По-разному отнеслись эсеры и к Октябрьской революции. На II съезде Советов присутствовали представители всех основных социалистических партий России. Левое крыло партии эсеров поддержало большевиков. Правые же эсеры считали, что произошел вооруженный переворот, который не опирается на волю большинства народа. И это приведет только к гражданской войне. На II съезде Советов они настаивали на образовании власти, опирающейся на все слои демократии, включая и Временное правительство. Но идея переговоров с Временным правительством вызвала неприятие большинства делегатов. И правые эсеры покидают съезд. Вместе с правыми меньшевиками они ставят цель собрать общественные силы, чтобы оказать упорное сопротивление попыткам большевиков захватить власть. Не оставляют надежды они на созыв Учредительного собрания.

Вечером 25 октября 1917 г., во время работы II съезда Советов, левые эсеры организовали фракцию. Они остались на съезде, настаивали на образовании правительства, опирающегося если не на всю, то, по крайней мере, на большинство революционной демократии. Большевики предложили им войти в первое советское правительство, но левые отклонили это предложение, т.к. это окончательно бы разорвало их связи с ушедшими со съезда членами партии. А это исключало бы возможность посредничества их между большевиками и ушедшей частью партии эсеров. Кроме того, левые эсеры считали, что 2-3 министерских

портфелей – это слишком мало, чтобы выявить собственное лицо, не затеряться, не оказаться «просителями в большевистской передней».

Несомненно, отказ войти в Совет народных комиссаров не был окончательным. Большевики, понимая это, четко обозначили платформу возможного соглашения. С каждым часом в руководстве левых эсеров усиливалось понимание того, что изоляция от большевиков гибельна. Особую активность в этом направлении проявляла М. Спиридонова, а к ее голосу прислушивались с необычайным вниманием: она была признанным руководителем, душой, совестью левого крыла партии.

За сотрудничество с большевиками IV съезд партии эсеров подтвердил ранее принятые ЦК постановления об исключении из своих рядов левых эсеров. В ноябре 1917 г. левые образовали свою партию – партию левых социалистов – революционеров.

В декабре 1917 г. левые эсеры разделили власть в правительстве с большевиками. Штейнберг стал наркомом юстиции, Прошьян – наркомом почт и телеграфа, Трутовский – наркомом по местному самоуправлению, Карелин – наркомом имуществ Российской республики, Колегаев – наркомом земледелия, Бриллиантов и Алгасов – наркомами без портфелей.

Левые эсеры были также представлены в правительстве Советской Украины, занимали ответственные должности в Красной Армии, на флоте, в ВЧК, в местных Советах. На паритетных началах большевики разделили с левыми эсерами руководство отделами ВЦИК.

Что же включали в себя программные требования партии левых эсеров? В политической области: диктатуру трудового народа, Советскую республику, свободную федерацию Советских республик, полноту местной исполнительной власти, прямое, равное, тайное голосование, право отзыва депутатов, выборность по организациям труда, обязанность отчета перед избирателями. Обеспечение свободы совести, слова, печати, собраний и союзов. Право на существование, на труд, на землю, на воспитание и образование.

В вопросах рабочей программы: рабочий контроль над производством, который понимается не как отдача фабрик и заводов рабочим, железных дорог – железнодорожникам и т.д., а как организованный централизованный контроль над производством в общегосударственном масштабе, как переходная ступень к национализации и социализации предприятий.

Для крестьянства: требование социализации земли. Партия эсеров ставила перед собой задачу завоевания на свою сторону крестьян. Именно уступка большевиков крестьянам в Декрете о земле (Декрет о земле – это эсеровский проект) во многом способствовала установлению сотрудничества между эсерами и большевиками. Левые эсеры поясняли, что социализация земли – это переходная форма землепользования. Социализация не предполагала сначала согнать землевладельцев с насиженных мест, а потом приступить к общему уравнительному наделению, начав с батраков и пролетариев. Наоборот, задачи социализации состояли в том, чтобы отнять у тех, у кого избыток, в пользу тех, у кого нехватка земли до уравнительной трудовой нормы, и дать возможность всякому желающему потрудиться на земле.

По мнению левых эсеров, крестьянские общины, законно опасаясь дробления земли на мелкие участки, должны усиливать формы совместной обработки и устанавливать вполне последовательные, с точки зрения социализма, нормы распределения продуктов труда по едокам, независимо от трудоспособности того или иного члена трудовой общины.

По их мнению, поскольку в основе социализации лежит принцип созидания, то отсюда стремление вести коллективные формы хозяйства, как более продуктивные по сравнению с единоличными. Повышая производительность, устанавливая новые социальные отношения в деревне, проводя в жизнь принцип коллективного права, социализация земли ведет прямым путем к социалистическим формам хозяйства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]