Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psikhologia_semi_voprosy_the_end.doc
Скачиваний:
110
Добавлен:
19.04.2015
Размер:
378.37 Кб
Скачать

22.Коммуникативный подход в системной семейной терапии. Основные положения (аксиомы) теории коммуникации.

Аксиомы коммуникаций.

  1. Никто не может не общаться

  2. У каждого послания есть аспекты, связанны с содержанием послания и с взаимоотношением.

Функциональная семья

Дисфункциональная семья

Содержание

(Информация)

Письменная речь

Отношение

(Команда)

Устная речь

  1. В любой человеческой коммуникации есть 2 канала передачи сообщения: цифровой и аналоговый

    Цифровой

    Аналоговый

    имя

    образ

    описание

    явление

    вербальный

    невербальный

    Абстрактные связи, условность. Есть только описание явления, а не оно само

    Нет отрицания, отсутствие абстрактных связей

  2. Понимание коммуникации людьми зависит от того, как они воспринимают последовательность (по-разному воспринимают стимул-реакцию)

  3. Все коммуникативные акты симметричны или комплиментарны (дополняют)

В функциональных парах различия и сходства переживаются с симпатией, в дисфункциональных - наоборот. Они выбирают один стиль общения.

Техники коммуникативного подхода: неоконченные предложения, дублирование, прояснения, перефразирования и др.

23.Исследования коммуникативных нарушений в семьях больных шизофренией. “Двойная ловушка” и парадоксальное сообщение.

Парадоксальная коммуникация:

Очаровательная и ошеломляющая коллекция парадоксальной коммуникации была опубликована Гринбургом. Вот один из его перлов:

Подарите вашему сыну Марвину две спортивные рубашки. Когда он впервые наденет одну из них, посмотрите на него с печалью и скажите споим басом: «А другая тебе не понравилась?»

Эффекты парадокса в человеческой коммуникации впервые были описаны Бейтсеном, Джексоном, Хэйли и Виклендом в работе, озаглавленной «К теории шизофрении» (18), опубликованной в 1956 году. Эта исследовательская группа подошла к феномену шизофренической коммуникации с точки зрения, радикально отличающейся от тех гипотез, которые рассматривают шизофрению как интрапсихическое нарушение (беспорядок мыслей, слабая функция эго, и тому подобное) и которое косвенно воздействуют на взаимоотношения пациента с другими людьми. . Согласно их гипотезе, больной шизофренией «должен жить в мире, где последовательность событий такова, что его коммуникационные привычки, чуждые условностям, будут в некотором смысле соответствующими» (18, стр. 253). Это привело их к постулированию и идентификации определенных существенных характеристик такой интеракции, для которой они ввели понятие «двойная ловушка».

Составляющие «двойной ловушки». В отчасти переработанном и расширенном определении, составляющие двойной ловушки могут быть описаны следующим образом:

(1) Двое или больше людей вовлечены в интенсивные взаимоотношения, которые имеют высокую

степень физической и/или психологической ценности выживания для одного, нескольких или для них всех. Ситуации, в которых типично присутствуют такие интенсивные взаимоотношения не ограничены семейной жизнью (особенно, интеракцией родитель—ребенок); возрастом, материальной зависимостью, дружбой, любовью, лояльностью к вере или идеологии; контекстами, влияющими па социальные нормы или традиции, и психотерапевтической ситуацией.

(2) В таком контексте, дается сообщение, которое настолько структурировано, что

(а) оно что-то утверждает,

(б) оно что-то утверждает о своем утверждении,

(в) эти два утверждения взаимоисключающие.

Таким образом, если сообщение является предписанием, то оно должно быть нс подчиняющим, чтобы быть подчиняемым; если оно является определением самого себя или другого, то человек, определенный посредством этого сообщения, является таким типом личности, только если он не определен и не является этим типом, если он определен. Следовательно, значение сообщения неопределенно.

(3) И наконец, получатель сообщения защищен от выхода из рамок, установленных этим сообщением, или с помощью метакоммуникатировапия (комментирования) о нем, или благодаря избеганию. Следовательно, даже если сообщение логически бессмысленно, оно является прагматической реальностью: он не может не реагировать на него, но никогда не сможет реагировать на него соответствующим образом (непарадоксально), т. е. сообщение само по себе парадоксально. Эта ситуация часто усложняется более или менее открытым запрещением показывать какую-либо осведомленность в противоречии или в реальной проблеме. Тем самым, человек в двойной ловушке, вероятно, ощущает себя наказанным (или, по крайней мере, виновным) за правильное понимание и дает определение «плохая» или «ненормальная» даже инсинуации, которая является расхождением между тем, что он видит и что он «должен видеть»".

В этом и заключается сущность двойной ловушки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]