Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия.doc
Скачиваний:
79
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
1.65 Mб
Скачать

42. Дифференциация правового статуса религиозных объединений в законодательстве зарубежных стран (раздел статьи «Конфессиональные приоритеты вероисповедной политики России»)

И. А. Куницын

Законодательство России устанавливает для всех религиозных объединений универсальное правовое регулирование, предпола-гающее предоставление им равного объема прав и обязанностей независимо от их конфессиональной принадлежности. Государство не вмешивается во внутреннюю деятельность религиозных объединений, в частности, оно не уполномочено вмешиваться в их внутреннее управление, контролировать расходование средств, связанных с удовлетворением религиозных потребностей. В свою очередь религиозные объединения не выполняют никаких госу-дарственных функций.

Дифференциация религиозных объединений по объему предо-ставляемых им прав и обязанностей знакома законодательствам многих зарубежных стран. Подобное правовое положение конфессий закрепляется либо в конституциях, либо в законодательных актах. В зависимости от роли в истории развития страны, вклада в культурную и социальную жизнь некоторые из них ставятся в привилегированное положение, другие же наделяются «стандарт-ным» набором прав согласно международному праву. В некоторых странах религиозные объединения, не отнесенные к разряду привилегированных, вообще не наделяются правовым статусом религиозного объединения, а действуют на общих основаниях в виде ассоциаций, как, например, в Италии и Испании. Современная мировая законодательная практика знает несколько видов подобной дифференциации.

Для правового статуса государственного религиозного объеди-нения характерны: полное или частичное освобождение от налого-обложения, наличие широких имущественных прав на землю, здания, сооружения, предметы культа, получение субсидий и материальной помощи, выполнение государственных функций в сфере семейных отношений, возможность широкого участия в политической жизни. Глава светской власти, как правило, является главой государственной церкви. Руководящие государственные должности вправе занимать лица, исповедующие государственную религию. Назначение на высшие руководящие должности в рели-гиозных объединениях может осуществляться либо по решению, либо по согласованию со светской властью.

Так, статусом государственного религиозного объединения официально наделена Англиканская церковь в Великобритании, Евангелическая лютеранская церковь в Дании и Исландии, Право-славная церковь в Греции. Почти в 30 странах мира, в числе которых Иран, Ливия, Судан, Иордания, Египет, ОАЭ, государственной религией официально признан ислам. Само государственное право в этих странах включает положения мусульманского права либо полностью основывается на них. Тем не менее, в этих государствах также обеспечиваются религиозные свободы объединений, не принадлежащих к государственной религии, хотя они весьма ограничены в правах.

В ряде стран мира за религиозными объединениями закрепляется консенсуальный правовой статус. Его сущность заключается в том, что объем прав и обязанностей религиозных объединений зависит от достигнутого между руководством конфессии и государством консенсуса, фиксируемого соответствующим согла-шением или их совокупностью. Этот вид правового статуса позво-ляет субъектам оставаться автономными, не нарушая принципа светскости государства. Необходимым условием здесь являются: наличие волеизъявления соответствующего религиозного центра и достаточной социальной базы. Последнее условие позволяет охва-тить большинство верующего населения страны, что не только не нарушает религиозные свободы, но и позволяет наиболее оптимально реализовать их. Поэтому предметом соглашения является предо-ставление религиозным объединениям возможности участия в широ-ком спектре общественных отношений, в которых оно не противо-речит интересам общества и государства. Не нарушаются при этом и права религиозных меньшинств, обладающих «стандартным набо-ром» прав в соответствии с международно-правовыми актами.

В Германии допускается существование религиозных объеди-нений с юридическим статусом одного из двух видов: специальным или обычным. Чтобы претендовать на специальный статус, религиозное объединение должно иметь в числе своих членов не менее 1% населения соответствующей земли. Специальный статус дает ему право претендовать на государственную поддержку и заключать соглашения на право доступа в такие учреждения, как боль-ницы, школы, вооруженные силы и т.п. В Италии подобный статус имеют Римо-католическая церковь, пользующаяся предпочтительным положением, и религиозные общины, существующие здесь в течение длительного времени (вальдезианцы, иудеи и протестанты), которые достигли соглашения с государством. На территории Испании консенсуальный статус присущ Католической церкви и религиозным обществам, «получившим явное укоренение в Испании», среди которых – евангелисты, иудеи и мусульмане.

Правовой статус официально признанных религиозных объеди-нений характеризуется наличием правовых норм, закрепляющих данный факт в законодательных актах. В отличие от статуса государственных религиозных объединений здесь отсутствует указание на их государственную поддержку, государство также не вмешивается в их внутреннюю религиозную жизнь. Например, у него нет полномочия контролировать назначение на должности в религиозных объединениях.

В Конституции Болгарии закреплено: «Традиционная религия в Республике Болгария – восточно-православное вероисповедание». Тем не менее это не означает наличие у данного вероисповедания статуса государственного, поскольку: «Религиозные институты отделены от государства». Закон Литовской Республики «О религиозных общинах и сообществах закрепляет статус официально признанных религиозных общин и сообществ, «представляющих из себя часть исторического, духовного и социального наследия Литвы: католиков латинского обряда, евангелистов-лютеран, евангелистов-реформатов, ортодоксов (православных), старообрядцев, иудеев, мусульман-суннитов и караимов». Это пример наиболее радикального отношения, так как здесь допускается наделение литовским законодательством правами юридического лица одних религиозных обществ и лишение таких прав других, не являющихся частью наследия Литвы. В Ирландии на основании Конституции статусом официально признанного религиозного объединения обладают Римо-католическая церковь, находящаяся на особом положении как хранительница религии, исповедуемой значительным большинством граждан, а также: «Ирландская цер-ковь, пресвитерианская церковь в Ирландии, Ирландская церковь методистов, Ирландское религиозное общество квакеров, а также еврейские общины и другие религиозные вероисповедания, сущест-вующие в Ирландии на день вступления в действие настоящей Конституции». Из этого положения следует, что все религиозные общества, не принадлежащие к указанным вероисповеданиям, признанными не являются1.