Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Мода - Век Модельеров (1900-1999) - 441

.pdf
Скачиваний:
1039
Добавлен:
26.03.2015
Размер:
27.37 Mб
Скачать

с. 102:

Эскиз спортивного костюма в крупную клетку, 1928 (крайнее слева)

с. 102, сверху вниз слева направо:

Шанель с подругой в типичном костюме из джерси. Маленький костюм из джерси становится более узким и шикарным. Сама Шанель носит его с блузкой, поясом и украшениями.

Ансамбль из трех частей, 1935 Темно-синий костюм с белой окантовкой, 1938

ощущения жизни. Десятилетия спустя это назвали «стилем жизни».

В 1918 году она расширила свое парижское предприятие. Она завоевала город ансамблем платье-пальто из бежевого джерси и вечерним платьем из черного кружева и тюля, расшитого бисером. Эти платья казались простыми, но были настоящим чудом портновского искусства. Работать и добиваться успеха Шанель научилась от монахинь.

Она несла крест своего совершенства с гордым удовлетворением, однако ее портнихи и бедные манекенщицы, которым приходилось часами дожидаться, пока она наконец сделает пройму рукава достаточно высокой и узкой, были мученицами ее изысканного вкуса.

В 1926 году Шанель создала вечернюю одежду для обновленной женщины: стройной и спортивной, с короткой прической, в юбке, в которой можно запрыгнуть на подножку трамвая и танцевать чарльстон. Платье-футляр из черного крепдешина, которое американский «Vogue» за его демократичную функциональность назвал «фордом» моды. Этот «форд» существует и сегодня, всегда новый, на коктейлях и званых обедах по всему миру.

Подвижность с самого начала была девизом облика, создаваемого Шанель. Ее модели были удобны для тела, а коллекции соответствовали духу двадцатых. Будь то прорезиненные плащи, модель которых она подглядела у своего шофера, ее «русский стиль» с вышивками и меховой опушкой, или геометрические узоры, модели Шанель откликались на политические события, такие как Первая мировая война или поток русских дворян-эмиг- рантов, который захлестнул Париж после Октябрьской революции. Не остались в стороне и различные направления авангардного искусства.

вверху слева направо:

Удивительно современно выглядит этот пляжный ансамбль из лифа и брюк на бретелях, созданный Шанель для мадам Мэнсфилд в 1930 г.; Коко Шанель в 1930 г. в своем имении на юге Франции в излюбленном пуловере и удобных брюках из джерси. Шанель сделала классические мужские брюки со стрелками приемлемыми для женщин

Коко Шанель

103

С. 104:

Вечернее платье Дома Шанель - создательница была одновременно лучшей манекенщицей

с. 105:

Сдержанная роскошь Шанель стала очевидной, когда в 1996 г. Карл Лагерфельд вновь вернул к жизни узкое платье из золотого кружева и тюля для Дома Шанель: 1280 часов понадобилось Лесажу для вышивания, чтобы воспроизвести индийский узор кружев с разноцветными камешками

Коко Шанель

105

За кулисами: мадемуазель за работой с манекенщицами. Шанель предпочитала девушек из хороших семей, например, дочерей эмигрировавших русских дворян. Поскольку необходимо было часто и быстро переодеваться, большинство манекенщиц i госили платьехалат (внизу слева)

В своем ателье, 1962 г. - Коко Шанель во время работы над коллекцией

(внизу справа)

Она считала своими друзьями Пикассо и

роскошных флаконах и давали ей назва-

Дягилева, этого невыносимого импреса-

ния типа «Китайская ночь» или «Плач по-

рио «Русских сезонов», спала с Игорем

целуев», она же и здесь осталась верна се-

Стравинским и создавала костюмы для по-

бе - никакой сентиментальности. Ее имя и

становок Кокто «Антигона» и «Орфей».

номер. Считается, что это номер пробных

Конкуренты, Поль Пуаре и позднее Эль-

духов, которые ей больше всего понрави-

за Скиапарелли, предпочитали полно-

лись: пятая попытка. Даже при выпуске ду-

стью подчиняться своему вдохновению.

хов она не удовольствовалась чем-то

Пуаре - восточной экзотике «Русского ба-

обычным. У гения бизнеса Боя Кепела она

лета», Скиапарелли - занимательному по-

научилась тому, что настоящий успех ждет

трясению сюрреализма. Шанель же, на-

лишь того предпринимателя, который ис-

против, никогда не уступала своим прин-

пользует все новейшие достижения в об-

ципам и упрямо настаивала на том, что

ласти науки и техники.

первейший «смысл существования» мо-

Ее парфюмер Эрнест Бо эксперимен-

ды - служение тем, кто ей следует. Шляп-

тировал в своем ателье в Грассе с альде-

ка в форме телефона или юбка, в которой

гидами и синтетическими душистыми

можно лишь семенить, были для нее абсо-

веществами, и с одобрения Шанель в

лютно неприемлемыми. «Элегантная жен-

1921 году он произвел первые современ-

щина должна совершать покупки так,

ные духи. В их состав вошли более 80 ком-

чтобы при этом ее не высмеивали домо-

понентов, среди которых искусственный

хозяйки, - говорила она. - Кто смеется,

аромат жасмина в форме бензил-ацета-

тот всегда прав». В этом обывательском,

та, конечно, более интенсивный и стой-

бескомпромиссном взгляде на моду и от-

кий, чем природный жасмин. «Я не хочу

казе от крайностей и заключено то, что

запаха роз или ландышей. Мне нужны

впоследствии было названо «вневремен-

составные духи. Это парадокс. Но жен-

ностью» облика Шанель.

щина, пахнущая естественным цветоч-

Свой сороковой день рождения Шанель

ным ароматом, - это нечто искусствен-

отметила выпуском первых духов, «Ша-

ное. Вероятно, естественно пахнущие

нель № 5». Другие создатели моды выпус-

духи должны быть созданы искусствен-

кали свою парфюмерную продукцию в

но», - говорила Шанель.

Классика: простой флакон для первых духов Шанель, которые выгодно отличались от сладких цветочных ароматов своего времени. Не в последнюю очередь благодаря этому дизайну «Шанель № 5» стали одними из самых знаменитых духов в мире

106

Коко Шанель

В то время как ее конкурентки мадам Гре, Вионне, Ланвон оставались портнихами для избранного крута, Шанель стала знаменитостью. С безошибочным чутьем на то, что произведет сенсацию у публики, она создала свою собственную легенду, образ, одинаково привлекательный для женщин в Европе и Америке. Профессия и личная жизнь переплелись в привлекательном образе, растиражированном благодаря газетам и модным журналам, который способствовал росту продаж ее духов.

Жизнь Коко Шанель в 20-е и 30-е годы представляла собой захватывающее соединение богемы и буржуазии, романтики и кропотливой работы. Она обедала с художниками в шикарных парижских ресторанах. В отличие от писательницы Джуны Варне она считала, что после 12 вечера не стоит развлекаться, однако на практике все получалось иначе, а на следующее утро она уже делала примерку и обсуждала вырез платья на спине с ведущей портнихой своего ателье. Она оплатила Жану Кокто курс лечения от пристрастия к опиуму и ездила с самым богатым человеком Англии, герцогом Вестминстерским, на отлов лососей в Шотландию. Она вела философские беседы с поэтом Пьером Реверди, а на следующий день играла в карты с Уинстоном Черчиллем.

Лишения, испытанные в юности, пробудили в ней небывалую жажду к блеску и комфорту. Ее апартаменты над салоном мод украшали китайские ширмы из короманделя, хрустальные люстры и мебель XVIII века, а ее поместье в Ривьере напоминало виллы кинозвезд на холмах Голливуда.

В 1931 году голливудский продюсер Сэмюэл Голдвин сделал ей предложение одевать его звезд за неслыханную по тем временам сумму - миллион долларов в год. Деньги были ей нужны для рекламы, но совместная работа не принесла успеха. Ее одежду можно было представить себе только на актрисах, созвучных личности Шанель, таких как Луиза Брукс, Марлен Дитрих или Барбара Стенуик; но Голдвин имел в виду стареющую диву Глорию Свенсон, которая сочла строгую элегантность Шанель банальной. Королева мод отомстила по-своему. Нигде больше не выглядела она как кинозвезда, кроме как на фотографиях, которые сделали вскоре после этого фотографы «Vogue» Жорж Хойнин- ген-Хюне, Хорст П. Хорст и Сесил Битон.

В 53 года она была еще красивее, чем в 30, она перестала выщипывать брови в ниточку, а черты ее лица приобрели меланхолическую нежность.

Модные украшения существовали и до Шанель, но она вдохнула в них душу. Теперь целью при их создании была не точная имитация настоящих драгоценностей, а чисто эстетический эффект - игра с роскошью восторжествовала над финансовой реальностью, женский принцип - над мужским. Сама она все еще играла украшениями, надевая жемчуг или колье с изумрудами, которые преподносили ей ее любовники, такие как великий князь Дмитрий и герцог Вестминстерский, вместе с собственной превосходной бижутерией, на фоне которой драгоценности блекли. Шанель-женщина была соблазнительной и принимала подарки. Но она не продавалсь. Она имела собственные украшения.

Во второй половине 30-х годов она устала. В результате мирового экономического кризиса доходы сократились, политический барометр в Европе предсказывал бурю, приближалась Вторая мировая война. Шанель чувствовала, что мир вот-вот рухнет, и это был ее мир. В 1936 году бастующие работницы отстранили ее от работы в собственном ателье - оскорбление, которого королева-крестьянка, какой была она, перенести не могла. Предыдущим летом у нее на глазах на теннисном корте в «Ла Позе» ее возлюбленный, иллюстратор

Контроль: заняв все свободные места, приглашенные наблюдаю' за дефиле, в то время

как «мадемуазель» CTOI

позади на знаменитой лестнице и наблюдает за всем происходят,™

Коко Шанель

К

С. 108:

Шанель и ее мир. В апартаментах на РюКамбон и сегодня всегда стоят белые лилии, ее любимые цветы

Коко, какой увидел ее Сесил Ботон. Придя к ней однажды без камеры, этот великий фотограф нарисовал Шанель перед большим камином в апартаментах, где она так часто фотографировалась

Коко Шанель

В 30-х гг. по эскизам сицилианского графа ди Вердура было создано несколько самых красивых украшений для коллекций Шанель. Сама она больше всего любила его широкие браслеты из металла, покрытого лаком цвета слоновой кости, украшенные разноцветными кристаллами

ихудожественный директор Поль Иррибе перенес инфаркт и вскоре после этого умер. Она чувствовала себя одинокой и преданной прессой, которая теперь предпочитала эксцентричный облик Скиапарелли. Когда Англия и Франция в ответ на вторжение Гитлера в Польшу в 1939 году объявили войну, она закрыла Дом Шанель

иуволила всех своих служащих.

Она бежала в Виши, но вскоре вернулась

воккупированный Париж и закрутила роман с немецким дипломатом, который помог освободить из плена ее племянника. После войны она переселилась вместе с ним в Швейцарию. На упреки в коллаборационизме она отвечала: «От женщины моего возраста нельзя ожидать, что она будет требовать у мужчины паспорт, если он захочет с ней переспать».

Из Лозанны она наблюдала триумф Кристиана Диора, который представил свою коллекцию в Нью-Йорке в 1947 году. Осиные талии, жесткие юбки и жакеты, женщина, похожая на семенящую конфету, - призраки, изгнанные ею в 20-х, возвращались. Модой опять управляли мужчины, именно их желание определяло силуэты, авторами которых были такие модельеры, как Диор, Баленсиага и Фат.

Пьер Вертхаймер, владелец лицензии на парфюмерную продукцию Шанель, сообщал Коко, что несмотря на признание Мерилин Монро, что в постели она использует

только «Шанель № 5», обороты продаж духов сильно уменьшились. Шанель было 70, и она решила вернуться.

Французские и английские журналисты назвали коллекцию, которую она представила 5 февраля 1954 года в своем старом доме моделей на Рю-Камбон, «меланхолической ретроспективой» и «фиаско». 60-е годы во многом будут повторять 20-е, но только Шанель знала это в 1954 году. Однако американская пресса была на ее стороне, и два сезона спустя она выиграла эту битву. Ее новый костюм с золотыми пуговицами, украшенными львиными головами, хотела бы иметь каждая женщина, будь это оригинал или копия. Зрительно удлинявшие ноги туфли-лодочки с контрастными пяткой и носком, броши из разноцветного стекла и сумочки с цепочкой через плечо воспроизводили различные модные фирмы по всему свету, и даже в конце века они определяли понятие «аксессуары».

Коко Шанель умерла 10 января 1971 года, в воскресенье, в окружении своей свиты, в отеле «Ритц» в Париже. Ее последние слова, обращенные к горничной Селине, были: «Смотри, так умирают». «Time Magazine» оценила ее ежегодный доход к моменту смерти в 160 миллионов долларов. Стены ее последней спальни были совсем без украшений, без картин, белые, как в монашеской келье.

С. 1 1 1 :

В 50 лет Шанель была еще красивее, чем прежде, и охотно позировала самым знаменитым фотографам своего времени, прекрасно понимая, какой мощной рекламой станут эти фотографии. Так же действовал в 80-е гг. Жиль Сандер. На этом снимке в профиль, сделанном Меном Реем, Шанель предстает с неизменной сигаретой и своими любимыми украшениями

110

Коко Шанель

Показ коллекции Карла Лагерфельда для Дома Шанель весной 1998 г. Кутюрье, не снимающий солнечные очки, омолодил и сделал более современным стиль Шанель, который поначалу некоторых шокировал, но много лет спустя был расценен как несомненный успех

За несколько лет, прошедших после возвращения, Коко Шанель пополнила арсенал моды, из которого позднее Карл Лагерфельд возьмет элементы для моды 80-х.

Этот крупный буржуа из Гамбурга во многом был поразительно похож на Шанель, добившуюся успеха своими собственными силами: от личной трагедии - и у Лагерфельда любовь всей его жизни умерла слишком рано - до необычайного фанатизма в работе, доходящего до гениальной легкости, с которой он использовал в своих моделях влияние всего, что его окружало.

Его успех заключался в том, что он настолько бесцеремонно использовал наследие Шанель, что оно снова ожило и сохранило свою актуальность. В коллекции конца 90-х он обращается к истокам стиля Шанель - рафинированной грубоватости, девственности в легких тканях, элегантности чистоты. Этим как бы замыкается крут ее творений.

Консервативная революционерка, кокетливая моралистка, живущая инстинктом, она чувствовала как женщина и жила как мужчина: Коко Шанель олицетворяла собой парадокс самой сути «положения женщины» в XX веке, вплоть до такой мелкой детали, как сигарета, ее постоянный спутник - зависимость как символ независимости.

Она до последнего дня требовала, чтобы к ней обращались «мадемуазель», а не «мадам», при этом она была джентльменом среди женщин. И в этом качестве она всегда слегка презирала женщин как личностей, упрекая их в том, что они не знают, что такое честь. Собирательному образу женщин она сделала драгоценный подарок - создала одежду, которая защищала их и позволяла выглядеть на пути к эмансипации такими уверенными, юными и свободными, какими они стали в конце этого столетия.

С. ИЗ:

Наследие Шанель: делать лучшее будущее из усовершенствованных элементов прошлого: в оригинальном автопортрете Карл Лагерфельд смог отобразить, что означает вступить во владение наследством Коко Шанель

112

Коко Шанель