Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Назарбаев - Казахстанский путь

.pdf
Скачиваний:
65
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
1.92 Mб
Скачать

Битва за Каспий и нефтяной бум 101

Глава III

БИТВА ЗА КАСПИЙ И НЕФТЯНОЙ БУМ

102 КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ

Битва за Каспий и нефтяной бум 103

«Нефтяной фонтан века»

Во время моего пребывания на посту секретаря ЦК Компартии Казахстана по вопросам экономики и промышленности, а также до и после этого я неоднократно посещал прикаспийский регион, но никогда мне не доводилось увидеть то, что я

увидел летом 1985 года.

Этот эпизод стал переломным моментом не только для меня лично. Взгляд всего высшего руководства СССР был брошен в сторону небольшого Гурьевского региона.

Все началось с пожара на одной из нефтяных скважин на Тенгизе. Это было 23 июля 1985 года, когда во время буровых работ на глубине 4467 метров из скважины Т-37 ударил гигантский фонтан нефти. Фонтанирование скважины стало неуправляемым, произошло возгорание. В результате буровая установка была полностью разрушена, а бурильный инструмент под большим давлением выдавлен из скважины. Продолжительность выброса нефтегазового фонтана тогда составила более 400 суток. Воцарился столб огня высотой 250 метров, выбрасываемый под давлением 900 атмосфер. Объем выброса сероводорода в атмосферу составил 8 млрд. кубометров, а материальный ущерб превысил 1 млрд. долларов США без учета экологического ущерба и отрицательного влияния на здоровье граждан.

От огромного количества выбрасываемых в воздух сернистых соединений умирало все живое вокруг. В ночное время свет огненного столба привлекал птиц – и они, опаленные пламенем и отравленные серой, падали прямо с неба. Гигантский факел просто засасывал людей, работавших вблизи устья скважины по ликвидации аварии. К сожалению, не обошлось без жертв. Одного из работников военизированной противопожарной части

104 КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ

затянуло в эту огненную струю, и он сгорел заживо. Все бойцы, участвовавшие в тушении скважины, получили ожоги различной степени. Температура около скважины была такова, что лучшие огнестойкие костюмы сопротивлялись огню в течение всего нескольких минут. Песок в амбарах на концах выкидных линий оплавлялся, превращаясь в разноцветное жидкое стекло.

Пожар тушили всем Союзом. Были задействованы лучшие специалисты, собранные из всех уголков СССР и привлеченные из-за рубежа. Как было принято в то время, для ликвидации такого фонтана, относящегося к высшей категории сложности, были мобилизованы военизированные противопожарные части страны, включая лучшие по тем временам – Полтавскую из Украины и Каршинскую из Узбекистана. Аварийные работы на скважин проходили под руководством Первого заместителя министра нефтяной промышленности СССР И. Игревского – председателя оперативного штаба по ликвидации аварии на скважине Тенгиз 37.

Министерство нефтяной промышленности СССР не справлялось с пожаром – не было необходимого оборудования для ликвидации фонтанов подобной мощности. Не найдя выхода, Миннефтепром в какой-то момент был готов ликвидировать фонтан направленным атомным взрывом. Про людей, проживающих в близлежащих аулах, речь тогда не шла вообще. Но мы вовремя успели вмешаться и предотвратить реализацию этой страшной идеи.

Непосредственно сама ликвидация открытого газонефтяного фонтана скважины Тенгиз 37 длилась около 2 месяцев. Впоследствии, нефтяники назовут пылающий гигантский фонтан Тенгизской нефтяной скважины номер 37 «фонтаном века». Большую роль сыграл гидронажиматель, созданный нефтяниками на заводе имени Петровского в Гурьеве, с помощью которого на фонтан навели противовыбросовое оборудование, что и дало возможность неуправляемый поток углеводородов превратить в управляемую струю.

Следующим этапом работ предполагался спуск в скважину труб, через которые необходимо было закачать тяжелую жидкость и c ее помощью задавить фонтан. Однако, для этой операции требовалось специальное оборудование, состоящее из системы превентеров высокого давления с единой системой управления.

Битва за Каспий и нефтяной бум 105

В СССР необходимой технологии не нашли, было принято решение о консультациях со специалистами американской компании «Шеврон» и канадской «Отис» и привлечении специального американского и канадского оборудования. В итоге, совместными усилиями специалистов этих компаний и советских нефтяников трубы были спущены и фонтан ликвидирован.

Фонтан на скважине 37 показал огромную мощность Тенгизского месторождения. Это был первый сигнал «большой нефти» в казахстанской части каспийского шельфа. И уже тогда стало ясно, что для разработки таких месторождений в СССР современных технологий нет.

История освоения каспийской нефти

Нефть сыграла ключевую роль в истории Казахстана.

По определению, «нефть – это сложная смесь жидких углеводородов, в которых растворены газообразные и другие вещества». И список всех продуктов, получаемых из «черного золота», которых уже несколько тысяч, растянется не на один лист. Еще сам Д. И. Менделеев заметил, что «топить печь нефтью все равно, что топить ее ассигнациями».

Первые доказательства наличия нефти на территории Казахстана были найдены еще в древние времена. Но наиболее пристальное внимание к казахстанской нефти было проявлено Царской Россией только в конце XVII века. На протяжении XVIII-XIX веков Россия отправляла в Западный Казахстан своих ведущих топографов, геологов и горных инженеров.

В 1892 году появились первые заявки российских предпринимателей на разведку отдельных участков, находящихся на территории Западного Казахстана. Пионерами промышленной разведки нефти были местности Доссор, Карашунгул и Искене.

«Эмба-Каспийское товарищество», возглавляемое российским предпринимателем С. Леманом, пробурило на месторождении Карашангул (ныне Атырауская область) 21 скважину глубиной от 38 до 275 метров. Первый нефтяной фонтан был получен ими в ноябре 1899 года на Карашунгуле, на скважине №7, глубина которой составляла 40 метров, а нефти добыва-

106 КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ

лось всего около 20-25 тонн в сутки. Это событие было признано началом истории добычи и развития казахстанской нефти и нефтяной промышленности. Затем была получена нефть на месторождениях Доссор, Макат, Искене и других. Были созданы различные товарищества, общества, в том числе и иностранные, для разведки, поиска и добычи каспийской нефти. Кстати, из первых нефтедобытчиков, работающих в то время на территории Казахстана, был и знаменитый шведский промышленник Альфред Нобель».

Энциклопедия казахстанской нефти, 1999 год

Одновременно с ежегодным увеличением объема добычи нефти в регионе начала развиваться и нефтяная инфраструктура. Был построен первый нефтепровод для транспортировки сырья от нефтепромыслов до порта Гурьев, а оттуда казахстанское сырье морем уходило в Баку.

Однако, время не стояло на месте, все было подвергнуто серьезным испытаниям, в том числе и молодая нефтяная промышленность Казахстана. Впереди наш народ ждали большие потрясения и трагедии – национально-освободительное движение 1916 года под предводительством Амангельды Иманова, Октябрьская революция 1917 года, времена Великого голода 19211922 годов и 1931-1933 годов, когда мы потеряли до 40 процентов всего населения.

С приходом Советской власти нефтяная отрасль была национализирована, а все компании были ликвидированы. На их базе в 1920 году для промышленного освоения нефти в Урало-Эмбин- ском регионе создается Управление нефтяными промыслами, преобразованное затем в трест «Эмбанефть».

По-настоящему о казахстанской нефти заговорили в первые годы Великой Отечественной войны. Угроза потери скважин на Кавказе и перебои с поставкой ГСМ для Красной Армии заставили советское руководство перевести часть добычи, а затем и переработки в Гурьев.

«Германское командование серьезно просчиталось в поставках для своих войск, особенно, в обеспечении горюче-смазочных материалов. В первых месяцах 1942 года германские войска начали проводить операцию под названием «Блау», основной

Битва за Каспий и нефтяной бум 107

задачей которой являлся захват нефтяных районов СССР - Майкоп, Грозный, Баку. Была оснащена специальная нефтяная техническая бригада, состоящая из 15 тыс. человек, которая должна была восстановить захваченные нефтяные скважины. Однако, в ходе операции германским войскам удалось захватить лишь Майкоп (9 августа 1942г.), инфраструктура которого была специально полностью разрушена войсками отступающей Красной Армии.

Насколько были важны для фашистской Германии нефтяные районы СССР, подтверждает еще один факт. Зимой 1943 года Гитлер отказался перебросить большую часть войск с Кавказского направления на Сталинград, несмотря на множественные уговоры немецкого генералитета».

Даниэль Ергин, «Добыча», 2003 год

В1943-1945 годах был построен первый казахстанский нефтеперерабатывающий завод – Гурьевский НПЗ – пионер новой отрасли экономики прикаспийского региона. Именно с этого времени и началась промышленная добыча углеводородного сырья в Казахстане.

Однако, настоящим прорывом в развитии нефтяной промышленности Казахстана можно считать открытие в конце 1979 года месторождения Тенгиз в Атырауской области, входящего в пятерку самых крупных нефтяных месторождений мира, и гигантского нефтегазоконденсатного месторождения Карачаганак в За- падно-Казахстанской области.

Вместе с тем, имея такие сокровища в своих недрах, Казахстан никогда не чувствовал себя реальным хозяином этих богатств. Все предприятия нефтяной отрасли управлялись союзными министерствами. Высшее партийное руководство СССР не допускало нас к самостоятельной разработке и добыче углеводородного сырья, ревностно относилось ко всем нашим инициативам. Мы зависели от центра во всем, начиная от завоза продуктов и оборудования, заканчивая подготовкой кадров, прибывших

кнам из разных уголков СССР.

В1985 году с приходом М.Горбачева началась «перестройка». Нефтяная промышленность, да и вся экономика, требовали

решения задач по ресурсосбережению и росту наукоемкости продукции, ликвидации тяжелого физического труда и создания эффективной производственной инфраструктуры – все это могло

108 КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ

привести к повышению ее конкурентоспособности и, следовательно, к избежанию последовавшего краха.

Но объявленный курс на реформирование не решал всех накопившихся проблем. Прежде всего потому, что реформаторы пытались в какой-то мере ограничиться полумерами, тогда как вся экономическая система, не только нефтяная отрасль, требовала коренной перестройки. Союзное руководство не решилось пойти на устранение главной причины дисбаланса в экономике – отказа от планового ценообразования, тем самым ликвидации избыточного спроса и восстановления внутренней устойчивости хозяйственного организма.

Итогом советского этапа реформ в экономике стало сокращение объемов производства, усиление инфляции, рост дефицита бюджета и падение уровня жизни населения. Общий кризис не мог не затронуть и нефтяную промышленность. Именно в то время была упущена возможность проведения масштабных и поэтапных реформ по трансформации планового хозяйства в рыночное.

В Союзе политика всегда доминировала над экономикой. Потому, когда двоевластие в лице руководства Союза и Верховного совета РСФСР парализовало государственное управление в стране, из-за этого «политического», по сути, сбоя в системе простаивал и весь ход экономических реформ. Это еще сильнее обострило кризис всей советской системы. Общим результатом стал распад СССР.

Нефть как фундамент экономической независимости

Находясь в составе СССР, где царило централизованное планирование со строго фиксированными ценами, каждая из союзных республик занимала определенное место в разделении труда. Казахстан, в основном, являлся поставщиком сырья, продовольствия и военной продукции.

Мы жили в условиях «железного занавеса», и вся торговля была внутри Союза. Вся промышленность, энергетика, транспорт, нефтегазопроводы, связь и торговля были ориентированы на нужды всего СССР. Хотя при этом не было прямого транспортного сообщения, соединяющего запад Казахстана с востоком.

Битва за Каспий и нефтяной бум 109

Все экономические и политические решения по деятельности Казахстана принимались в Москве. Например, мы имели возможность управлять всего 7% промышленности, а 93% промышленности и инфраструктуры было под управлением Москвы. Удельный вес торговли с РСФСР занимал 75%, с Украинской ССР – 15%, вследствие чего внутриэкспортный потенциал Казахстана был узко специализирован.

Казахстану в нефтяной отрасли отводилась роль производителя и поставщика товарной нефти в трубопроводную систему Союза. При этом функции нефтегазовых предприятий были ограничены только операторством на месторождениях. Вопросы экономики нефтяных проектов, маркетинга и экспорта нефти и газа Москва оставляла за собой.

Несмотря на достаточно высокий потенциал нефтяной промышленности, Казахстан в первые годы независимости столкнулся с достаточно серьезными трудностями и испытаниями в сфере разведки, разработки, добычи, переработки и транспортировки нефти и газа. Нефтегазовая промышленность испытывала серьезную нехватку технологий, машин и оборудования, инвестиционного капитала, а также опыта работы с западными нефтяными компаниями. Ведь главное – не в объемах добычи нефти, а в умении реализовать ее на мировых рынках.

Но на момент обретения независимости наш менеджмент не был настолько современным и продвинутым, чтобы действовать и успешно конкурировать на мировом рынке. Система транспортировки внутри республики, разработанная в советский период, не отвечала требованиям суверенного государства, доступ к международным рынкам был ограничен. После распада СССР большая часть нефтепровода осталась на территории России, что также значительно повлияло на эффективность и рентабельность работы единого нефтегазового сектора постсоветского пространства. Очень остро стояли вопросы охраны окружающей среды, которым в советское время уделяли недостаточное внимание.

Я понимал, что качественное и эффективное освоение наших нефтяных ресурсов требовало широкого сотрудничества с крупнейшими мировыми нефтяными компаниями, имеющими богатейший опыт в области геологоразведочных работ, добыче, переработке углеводородного сырья, его транспортировки. Еще до приобретения независимости Казахстан начал постепенно налаживать переговорный процесс с титанами нефтяной промышленности.

110 КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ

Да, было трудно. Мы не имели опыта ведения зарубежных переговоров. Учились, так сказать, «прямо на ходу» – во время переговоров. Главный вопрос, который я всегда задавал: «Соответствует ли этот контракт международным стандартам? Не пойдет ли он в будущем поперек интересов Казахстана?» Наших знаний и авторитета было недостаточно. Нужны были свежие, новаторские идеи и люди, имеющие опыт работы в критических ситуациях. Было очень тяжело. Было много противников привлечения иностранных инвесторов как внутри страны, так и в ближнем зарубежье. Нас обвиняли в продаже родины и предрекали участь Нигерии, которая не смогла эффективно распорядиться своими нефтяными ресурсами и попала в зависимость от иностранных нефтяных компаний. Тем не менее, мы понимали важность нефтегазовой отрасли для экономического и социального развития новой республики, а также для стратегической безопасности государства. В этой связи мы приложили очень большие усилия для того, чтобы уже в 1992 году разработать хорошо продуманный и перспективный план по дальнейшему развитию казахстанской нефтегазовой индустрии.

Трудностей, особенно непредвиденных, было множество, но главную стратегическую цель – повышение уровня добычи нефти – мы все-таки достигли. Если после распада Советского Союза годовой уровень добычи нефти снизился с 25 млн. тонн в 1991 года до 20 млн. тонн в 1994 году, то в последующем наблюдался его интенсивный рост.

В Атырауской области еще в бытность Советского Союза, было обнаружено свыше 75 месторождений с разведанными запасами в размере около 1 миллиарда тонн нефти. Из них в годы независимости мы сумели ввести в разработку 39 месторождений с запасами в размере 846 млн. тонн. Кроме того, на 7 месторождениях велись подготовительные работы. В стадии доразведки находились еще около 25 месторождений.

Из наиболее крупных месторождений следует отметить:

1.Кашаган (общие разведанные извлекаемые запасы нефти около 1648 млн. тонн, газа - 969 млрд. куб.м.);

2.Тенгиз (общие разведанные извлекаемые запасы нефти около 237,3 млн. тонн, газа - 687, 3 млрд. куб.м.);

3.Карачаганак (общие разведанные извлекаемые запасы нефти около 1318,7 млн. тонн, газа684, 4 млрд. куб.м.).

Источник: Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан