Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / Вера_в_свободу_Практики_психиатрии_и_принципы_либертарианства.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.67 Mб
Скачать

Глава 2. Либертарианское кредо и идеология психиатрии

книге «Что значит быть либертарианцем» он не упоми­ нает ни психиатрию, ни ее приверженность иницииро­ ванию насилия75.

Психиатрия и проблема того, что считать инициированием насилия

Язык, используемый нами для описания человеческих 28 отношений, редко бывает безоценочным. Либертариан­ ский термин «инициировать насилие» предосудителен:

он предполагает действие, которого мы должны избегать. Соответственно психиатрический термин «лечение» по­ ощрителен: он предполагает действие, которое мы долж­ ны совершать. Суть проблемы в том, что действие, кото­ рое с точки зрения либертарианской — насильственное, с психиатрической точки зрения — терапевтическое. По­ пробуем рассмотреть эту проблему.

Словарные определения ключевых терминов предо­ ставляют удобное начало, но не более того. Словарь Уэб­ стера определяет агрессию как «заметное, неспровоциро­ ванное, открытое враждебное нападение... нарушающее права», насилие — как «применение физической силы так, чтобы причинить вред или оскорбить», а иницииро­ вать — как «начать делать». Этот костяк нуждается в весь­ ма значительном наполнении плотью — недостает ссылок на владение собой, владение телом и на согласие. Мно­ гие наиболее вопиющие акты насилия в современных го­ сударствах и между ними официально совершаются для того, чтобы «помочь» или «освободить» тех, кто подвер­ гается насилию и, следовательно, не подходят под дефи­ ницию «применение физической силы для того, чтобы причинить вред или оскорбить».

Начнем с простого примера. Молодая женщина из­ нуряет себя голодом. Ее родители обращаются за помо­ щью к психиатру. Он диагностирует у женщины, кото­ рую впредь называет «пациентом», страдание от нерв­ ной анорексии, водворяет ее в стационар и подвергает

59

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

Часть I. Принципы: почему либертарианство и психиатрия не совместимы

принудительному кормлению. Женщина воспринимает эти действия как неоправданное насилие. Ее семья, пси­ хиатр, общество и закон рассматривают их как жизнеспа­ сительное лечение.

Этот пример показывает решающую важность того, чтобы не упускать из виду наше инстинктивное ощуще­ ние, что наши тела это наша собственность, они при надлежат нам. Вот почему существует фундаментальный принцип права, согласно которому любое неразрешенное вторжение и даже нежелаемое прикосновение к телу со­ ставляет уголовный проступок. Исключая чрезвычайные ситуации, — о которых подробнее поговорим попозже, — медицинское лечение без согласия на него представляет собой оскорбление действием вне зависимости от той ме­ дицинской выгоды, которую получил субъект. Запрет на посягательства в отношении тела сохраняется даже по­ сле смерти: у нас имеются далеко идущие права в реше­ нии вопроса о том, что делать с нашими мертвыми телами.

Из этого общего принципа неприкосновенности те­ ла имеются два важных исключения, которые мы долж­

29ны теперь рассмотреть. Первое — это связь между роди­ телем и несовершеннолетним ребенком, второе — отно­ шения между врачом и пациентом.

Всилу биологической необходимости родители име­ ют определенные права на вторжение в отношении тел маленьких детей. Дети не дают согласия на свое зачатие

ирождение. Сам процесс рождения — акт насилия по отношению к ребенку. В раннем младенчестве родите­ ли должны принять определенную степень контроля над телесными функциями ребенка. Этот контроль, однако, далеко не полон. Церковь и государство также заявляют свои права на долю контроля над ребенком. На протяже­ нии истории религия и закон установили ограничения на власть родителя над ребенком, особенно в отношении жизни и секса, — практически все религиозные и пра­ вовые кодексы запрещают убийство ребенка родителем

ииспользование им тела ребенка для сексуальных утех.

60

Глава 2. Либертарианское кредо и идеология психиатрии

Медицина и насилие

Отношения профессионального медика с телом челове­ ка более сложны и деликатны. В этом кроется источник замешательства в вопросе, чт` именно в психиатриче­ ском контексте, составляет «инициирование насилия» — замешательства, которое заражает многие либертариан­ ские умы.

Я отмечал, что наша жизнь начинается с такого собы­ тия, которое выглядит как акт насилия. Женщины опи­ сывают деторождение как процесс, когда «тебя разрывает на части». В современном мире большинство людей огра­ ждены от этого события. Те, кто становятся его свидете­ лями, иногда теряют сознание от этого зрелища. И это лишь начало глубоко укорененной связи между медици­ ной и насилием.

Значительная часть медицинской практики протека­ ет на трех парадигматических «площадках для насилия» — стол патологоанатомического исследования, операци­ онная и отделение скорой помощи. В первом случае те­ ло рассекают и из него удаляют части для исследования. Во втором — разрезают живой организм человека. В тре­ тьем — получившего серьезные повреждения человека подвергают радикальным вмешательствам. В каждом из этих случаев врач совершает поступки, которые вне ме дицинского контекста представляли бы собой преступ­ ное посягательство на тело и личность человека. Почему мы не рассматриваем данные «акты агрессии» против че­ ловека в качестве проявлений насилия? Потому, что мы признаем для таковых общепринятые оправдания. Патоло­ гоанатомическое исследование оправдано согласием па­ циента или его близких, а также криминологическими, научными и образовательными основаниями. Хирургия и неотложная помощь оправданы согласием, выражен­ ным открыто или подразумеваемым. В результате мно­

гие врачи, выработав привычку к действиям по санкцио­ 30 нированному насилию, впадают в привычку оправдывать

61

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

Часть I. Принципы: почему либертарианство и психиатрия не совместимы

принуждение в качестве заботы. Смешанные с чувством превосходства и отсутствием ответственности, сострада­ ние и мораль быстро утрачивают свою очевидность. Си­ туацию ухудшает новая дисциплина «биоэтика», посвя­ щенная главным образом рациональному объяснению и оправданию медицински санкционированного насилия, наиболее очевидного в психиатрии.

Суждение о любых человеческих поступках зависит от ценностей наблюдателя. Что считается актом насилия? Что считается сексуальным действием? Я предлагаю сво­ его рода издевательский тест, вдохновленный популяр­ ностью телевидения: если это показывают по телевиде­ нию, то это либо насилие, либо секс, либо и то и другое.

Ядумаю, что привлекательность телевизионных шоу,

вкоторых демонстрируются приемные скорой помощи, объясняется двояким насилием, которое мы наблюда­ ем: с одной стороны — истекающая кровью жертва смер­ тельной раны, с другой — врачи, прибегающие к «герои­ ческим мерам» для ее спасения. Даже если медицинская проблема не была результатом уголовного преступления, сцена действия скорее всего станет сценой насилия. При­ бытие пациента возвещает вой сирены скорой помощи; вокруг носятся врачи и младший персонал в окровавлен­ ных халатах; истеричные родственники толпятся в кори­ доре. Пациента, которого рвет кровью или лежащего без сознания, окружает медперсонал, втыкающий ему в рот

ив вены всевозможные медицинские предметы. Подоб­ ную панораму обычно мы излагаем в медицинских мета­ форах: пациент «атакован» заболеванием, врачи «сража­ ются» за его спасение.

Небольшое изменение сценария приводит нас к серд­ цевине проблемы. Обычный психиатрический пациент

вприемном покое при неотложной госпитализации не является жертвой ни заболевания, ни нападения. Он,

встрогом смысле слова, не пациент, а заключенный. На­ пример, несчастливо женатый мужчина средних лет го­ ворит жене, что собирается убить себя. Она вызывает по­

62

Глава 2. Либертарианское кредо и идеология психиатрии

лицию. Вместо доставки в приемный покой на машине скорой помощи именуемый пациентом приезжает туда в наручниках в полицейской машине. Диагноз — «бипо­ лярная болезнь, психотическая депрессия, пациент пред­ ставляет опасность для себя и других». Лечение: недо­ бровольная психиатрическая госпитализация и принуди­ тельное назначение антипсихотического препарата.

Истины ради отметим, что называть лечение такого человека «заключением» — оскорбление психиатриче­ ской профессии. Это понятно, — психиатрия несовме­ стима со свободой. «Юридический словарь Блэка» утвер­ ждает: «Каждое задержание человека — это заключение, будь то в обычной тюрьме, в частном доме или даже си­ ловое задержание на улице»76.

Для необученного, нескептического ума — особенно психиатрически «просвещенного» — неотложная пси­ хиатрическая помощь и неотложная хирургическая по­ 31 мощь очень похожи, почти тождественны. Обе ситуации рассматриваются как «неотложные»: каждого пациента доставляют в кабинет неотложной помощи, каждому из них оказывают неотложное медицинское лечение. Ка­ кова разница между ними? Ответ заключается в том, что более сорока лет назад я назвал «мифом душевной болез­ ни»77. Я изложу разницу, применяя ее к сценариям неот­ ложной госпитализации, описанным выше.

В ситуации неотложной медицинской помощи субъ­ ект страдает от угрожающего жизни повреждения ор­ ганизма или заболевания, способного повлечь смерть, если безотлагательное лечение проведено не будет. Пациент слишком ослаблен, чтобы требовать меди­ цинской помощи и дать согласие на лечение или от­ казать в таковом. Согласие на медицинскую помощь в этой ситуации предполагается или дается ближай­ шим родственником.

В случае неотложной психиатрической помощи субъ­ ект вовсе не страдает от повреждения или заболевания.

63

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/