Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / Психология / Вера_в_свободу_Практики_психиатрии_и_принципы_либертарианства.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.67 Mб
Скачать

Глава 7

АМЕРИКАНСКИЙ СОЮЗ ГРАЖДАНСКИХ СВОБОД

111Национальный союз гражданских свобод (NCLU) учреди­ ли в 1917 г. Роджер Болдуин, Кристал Истман и Норман Томас. Болдуин был преподаватель социологии, ставший социалистическим деятелем, Истман — адвокат по вопро­ сам труда и социалистический журналист. Томас, пресви­ терианский священник, был социальным работником, на протяжении многих лет задававшим стандарты в Социа­ листической партии Америки, а также выдвигавшимся от нее кандидатом в президенты. В 1920 г. NCLU преобразова­ ли в Американский союз гражданских свобод (ACLU). Бол­ дуин стал его первым президентом. До соглашения между Гитлером и Сталиным 1939 г. Болдуин оставался непоко­ лебимым защитником Советского Союза.

ACLU заявляет себя как наиболее важную американ­ скую организацию, защищающую гражданские свободы. Он не заявляет себя либертарианской организацией. В дей­ ствительности эта организация добивается леволибераль­ ных, социалистических «реформ» в политике. Тем не менее,

всилу названия и репутации, краткий обзор идей, которые выдвинула эта влиятельная группа, и позиция, которую она занимает в отношении психиатрических принципов, заслу­ живают рассмотрения в данном исследовании.

Веб­страница ACLU следующим образом излагает цели организации и ее природу: «Со времени нашего возникно­ вения в 1920 г. некоммерческий, внепартийный ACLU вы­ рос из группы гражданских активистов, занимавшей од­ ну комнату, в организацию из почти трехсот тысяч акти­ вистов и сторонников, с офисами практически в каждом штате. Миссия ACLU — бороться с нарушениями граждан­ ских свобод, где бы и когда бы таковые ни происходили...»

174

Глава 7. Американский союз гражданских свобод

 

Три вещи, которые нужно знать об ACLU:

 

●«Мы придерживаемся традиционных американских

 

ценностей. Во многом ACLU является самой консер­

 

вативной организацией страны. Наша работа — сохра­

 

нить изначальные американские гражданские ценно­

 

сти — Конституцию и Билль о правах — и защитить

 

права каждого мужчины, женщины и ребенка в этой

 

стране.

112

Мы не анти­ чего бы то ни было. Единственное, про­ тив чего мы боремся, — это попытки отнять или ог­ раничить ваши гражданские свободы, например пра­ во исповедовать любую религию (или не исповедовать никакой)...

Мы стоим за вас... Каждая личность в этой стране должна иметь одни и те же основные права. И со вре­ мени нашего основания в 1920 г. мы упорно работали над тем, чтобы их никто не отнял. ACLU — страж сво­ боды нашей страны... Свобода — это то, ради чего мы здесь...»289.

Каждая личность в этой стране должна иметь одни и те же основные права, провозглашает ACLU. Люди, на­ зываемые «психиатрические пациенты», — это лично­ сти. Следовательно, они должны иметь те же самые пра­ ва, что и люди, которых «психиатрическими пациента­ ми» мы не называем. Однако это не та позиция, которой ACLU придерживается сейчас или когда­либо придержи­ вался в прошлом.

Роман Американского союза гражданских свобод с психиатрическим рабством

Первую четверть своего века ACLU не замечал психиа­ трического рабства. Но когда он разглядел его — это была любовь с первого взгляда. Чарлз Л. Маркманн, официаль­ ный историограф ACLU, гордо сообщает, что после Вто­

175

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

Часть II. Где допустили ошибки наиболее известные либертарианцы

рой мировой войны союз начал «вырабатывать образцы законопроектов для госпитализации сумасшедших»290. Союз никогда не отказывался от поддержки недоброволь­ ной психиатрической госпитализации и защиты по без­ умию291. Маркманн самодовольно отмечает: «Совершив начальное вторжение в область окопавшегося невежест ва свержением калифорнийского закона, объявлявшего преступлением привыкание к наркотику [речь идет о ре­ шении Верховного суда США по делу Robinson], Союз, хоть и запоздало, начал сходную кампанию против парал­ лельного данному бессердечия — рассматривать алкого­ лика как преступника, а не как больного человека, кото

рым он является. Союз продолжит приводить закон в соот ветствие с медициной и справедливостью292.

Маркманн увязывает медицину и справедливость так, как если бы их задачи были идентичны. К сожалению, они зачастую противоречат друг другу293. В 1971 г. ACLU гордо сообщал: «Совет директоров ACLU продолжает со­ вершенствовать свою политику в отношении психиа­ трических госпитализаций... должна быть уверенность в том, что лицо, подвергающееся госпитализации, полу­ чит адекватное обращение»294. Какое обращение полу­ чит такой индивид, если у него нет заболевания и он не желает иметь дел с психиатром, лишающим его свобо­ ды?295 Пока Американский союз гражданских свобод со­ вершенствует свою политику в том, как наилучшим обра­ зом оправдать лишение психиатрических рабов свободы, жертвы множатся296.

В 1978 г. моя критика поддержки Союзом психиатри­ ческого принуждения вызвала гневную отповедь Арье

113Нейера, в то время — исполнительного директора Союза. Вместо того чтобы задуматься о моем предположении — о том, что организация, посвятившая себя гражданским свободам, должна ценить личную свободу и личную от­ ветственность выше психиатрического лишения свободы, замаскированного под медицинское лечение, Нейер на­ ивно повторил, что ACLU стремится к «уточнению кри­

176

Глава 7. Американский союз гражданских свобод

териев госпитализации»297. Лидеры и участники ACLU считают принуждающего психиатра представителем и защитником его принуждаемой жертвы. Они не могут понять, не говоря уже о том, чтобы содействовать, идею упразднения этой пагубной практики во всей полноте. Откуда вожди ACLU получили свои идеи о психиатрии? Главным образом — от выдающегося психиатра Карла Меннингера и Рэмси Кларка, выдающегося адвоката.

Меннингер стал признанным лидером психиатрии в послевоенной Америке. Учредитель знаменитой неког­ да клиники Меннингера, он был президентом Американ­ ской психоаналитической ассоциации, лауреатом мно­ гочисленных психиатрических почестей и многолетним вице­президентом Национального комитета ACLU. Ни­ жеследующие его утверждения излагают суть его взглядов:

Все люди в определенной степени в разное время стра­ дают психическим заболеванием, некоторые иногда намного сильнее или слабее.

С точки зрения психиатра, и гомосексуализм, и про­ ституция — добавьте к этому пользование услугами проституток — свидетельствуют о незрелой сексуаль­ ности... у психиатров нет сомнений в отношении не­ нормальности такого поведения.

Само слово справедливость раздражает ученого... [В об­ ществе, должным образом просвещенном психиатри­ ей] неопределенные приговоры воспринимались бы как должное, а одержимость наказанием как исполне­ нием закона вызвала бы озабоченность в отношении лучшего обеспечения мер безопасности общества.

Некоторых душевнобольных следует удерживать на время даже против их желания298.

Бывший генеральный прокурор США Кларк много лет служил председателем Национального совета ACLU. Признанный социалист, Кларк многие годы был сре­ ди наиболее выдающихся противников капитализма

177

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

Часть II. Где допустили ошибки наиболее известные либертарианцы

и свободного рынка. Он является основателем Между­ народного центра действия — группы, чьи цели и приро­ ду ее веб­страница описывает следующим образом: «Ин­ формирование, активизм и сопротивление милитариз­

114му США, войне и корпоративной жадности, связанные

сборьбой против расизма и притеснения внутри США»299. Кларк также считает себя экспертом по онтологии забо­ левания и по психическому заболеванию как причине преступности. Он заявляет:

Большинство из тех, кто совершает тяжкие преступле­ ния, имеют проблемы с психическим здоровьем.

Зависимость от препаратов — это болезнь. Медицин­ ская наука может обнаружить лекарства и предоставить лечение... Потребителей этих веществ следует направ­ лять на исправительную программу... Добровольное участие, составляющее основу водворения в психиатри ческий стационар, формирует отношение, способству­ ющее достижению излечивания300.

Укрепившись в таких взглядах, Американский союз гражданских свобод повел законодательную битву за ста­ новление терапевтического государства: вдобавок к под­ держке недобровольной госпитализации и защите по су­ масшествию он поддерживает медицинскую марихуану, помощь врача при самоубийстве и любое иное вытес­ нение верховенства права верховенством медицинско­ го усмотрения301.

В автобиографии Арье Нейер, ныне исполнитель­ ный директор «Райтс Уотч», организации, действующей при поддержке Джорджа Сороса, сообщает, что когда он присоединился к филиалу Союза гражданских сво­ бод в Нью­Йорке, «о психиатрической госпитализации мне было известно немногое. Этот вопрос не был на по вестке гражданских свобод. В то время я не читал работ Томаса Саса — психиатра, на протяжении долгого вре­ мени выступавшего против лишения свободы на осно­

178

Глава 7. Американский союз гражданских свобод

вании душевной болезни. Для меня было шоком обнару­ жить, что закон Нью­Йорка разрешал недобровольную госпитализацию кого­либо на тридцать дней на основа­ нии заявления... будто этот человек «нуждается в немед­ ленном обследовании, заботе или лечении психическо­ го заболевания»302.

Нейер видит в себе «хорошего парня», заявляя, что от­ крытие законов о психическом здоровье «стало для него шоком». Он не говорит, что именно его шокировало. Бы­ ло ли этим то, что закон разрешал предварительное пси­ хиатрическое лишение свободы на тридцать дней вместо, скажем, трех? Что сделали Нейер или Американский союз гражданских свобод в отношении этой шокирующей си­ туации? Они сделали ее еще более шокирующей, наделив ее собственным одобрением. Следует добавить, что Нейе­ ру, очевидно, защита по безумию не казалась столь же се­ рьезным ущемлением прав человека, как недобровольная госпитализация: лишение человека свободы за счет лишения

его ответственности на основании психического заболева ния и заключение его в «экспертном учреждении» — зеркаль ное отражение лишения его свободы на том же самом осно 115 вании и водворения его в «психиатрическое учреждение»303.

В1968 г. Нейер учредил особую инициативную группу

вСоюзе, которая называлась Проект гражданских свобод и судебных тяжб, связанных с психическими заболева­ ниями. Проект выступил в роли, как я покажу далее, ру­ пора организованной психиатрии, посвятив свои усилия расширению правовых оснований для психиатрического принуждения и лишения ответственности.

Неудивительно, что большинство психиатров полюби­ ли ACLU, официальная позиция которого такова: случаи психиатрического лишения свободы представляют собой добросовестную психиатрическую госпитализацию и ме­ дицинское лечение. Психиатрические историки — в боль­ шинстве своем апологеты профессии — настолько оби­ жены тем, что я называю недобровольную психиатриче­ скую госпитализацию лишением свободы, что искажают

179

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

Часть II. Где допустили ошибки наиболее известные либертарианцы

не только мою точку зрения при ее истолковании, но и ее место в хронологии современной психиатрии. Необходи­ мо краткое отступление, чтобы это исправить.

Критику психиатрических принуждения и отнятия от­ ветственности я начал в 1950­х, когда сторонники граждан­ ских свобод или игнорировали психиатрическое рабство, или поддерживали его. Тем не менее в объемном издании «Век психиатрии» американский историк психиатриче­ ского рабства Джеральд Гроуб утверждает: «Наибольшую известность получили критики психиатрии Томас С. Сас

иР. Д. Лаинг... более умеренная, но в равной мере важная критика исходила как от представителей профессии, так

изащитников гражданских прав. И те и другие поставили фундаментальные вопросы касательно недобровольной госпитализации и прав пациентов»304. Гроуб вводит в за­ блуждение, уравнивая мои взгляды со взглядами Лаинга,

окоторых немного позже. Кроме этого, он намекает, что именно гражданские либертарианцы «критиковали» не­ добровольную психиатрическую госпитализацию. Это не­ правда. Читателю также не следовало узнать и о том, что я не просто критиковал недобровольную психиатрическую госпитализацию, — я настаивал на ее упразднении.

Кэтлин Джонс, видный британский социолог и исто­ рик психиатрии, объясняет: «Одним из медицинских кон­ серваторов [критикующих психиатрию] был доктор То­ мас Сас, выражавший озабоченность американских част нопрактикующих психиатров и настаивающий на том, что оплачиваемые услуги являются единственным надлежа­ щим основанием для лечения... Когда Сас сравнил государ­ ственную психиатрию со средневековой охотой на ведьм или деятельностью испанской инквизиции, многие сре­ ди его читателей, как представляется, не заметили, что он

сам был частнопрактикующим профессором психиатрии»305.

Представляется, что Джонс как преданный антикапита­ лист верит, что иных интеллектуальных доводов в ответ на мои взгляды не требуется. Чтобы обесценить мою кри­ тику психиатрического рабства — установления, которое,

180

Глава 7. Американский союз гражданских свобод

как она полагает, предоставляет «бесплатное лечение» от «психического заболевания» бедных людей, жаждущих та­ кого лечения, но неспособных за него платить, ей доста­ точно того, что за мои услуги мне платили люди, которые хотели их получать, а также того факта, что я — профес­ 116 сор психиатрии.

Полагаю, будет уместно исправить здесь систематиче­ ское ошибочное толкование взглядов Рональда Д. Лаин­ га (1927—1989). Психиатры и другие, кто пишет на темы психиатрии и связывает мое имя с именем Лаинга, как правило, утверждают, что Лаинг отвергал понятие психи­ ческого заболевания и выступал против недобровольной психиатрической госпитализации. Дело обстоит проти­ воположным образом. Лаинг писал: «Когда я освидетель

ствую кого то как сумасшедшего, я не увиливаю — указы ваю, что он в нездоровом уме, может быть опасен для себя и окружающих и требует заботы и внимания в психиатри ческой больнице»306.

Лаинг не интересовался законами о психиатрической госпитализации и никогда не критиковал парадигмати­ ческие процедуры психиатрии — недобровольную гос­ питализацию и защиту по безумию. В действительнос­ ти он недвусмысленно выступал против моего призыва к упразднению психиатрических принуждения и отнятия ответственности. В рецензии на три мои книги — «Тео­ логия медицины», «Миф психотерапии» и «Шизофре­ ния» — для «Нью Стейтсмэн» Лаинг выдвинул защиту психиатрии: «Но предположим, мы и в самом деле отка жемся от медицинской метафоры. Если мы, все остальные, признаем, что то, что заявляет Сас, — разумеется, вечные истины, то психиатрия исчезнет и вместе с ней — то, что он называет антипсихиатрией. К чему именно это приве­ дет?» Далее он цитирует мой ответ, что «недобровольную психиатрию, подобно недобровольному рабству, следует упразднить» и комментирует: «Звучит так, как если бы ничего не поменялось. Остается гадать, почему он делает столько шума из этого, не строит ли он своего рода фетиш

181

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

Часть II. Где допустили ошибки наиболее известные либертарианцы

из медицинской модели и не делает ли из психиатрии — козла отпущения»307.

Вкратце, Лаинг обвинил меня в несправедливой кри­ тике профессии, ничего неправильного не совершавшей. Британский аналитик Энтони Стадлен в письме в «Нью Стэйтмэн» поправил Лаинга: «Доктор Лаинг пишет: “Но предположим, мы и в самом деле откажемся от медицин­ ской метафоры...” Новая роль Доктора Лаинга как “без­ упречно честного” защитника психиатрии от «оскор­ бительной шумихи» Саса требует комментария. Лаинг недвусмысленно заявляет: сохранится недобровольная психиатрия или будет упразднена — для него это “все то же самое”. “Будет все то же самое”, — говорит он: бу­ дет ли вмешательство, включая то, что проводит он сам, назначено как медицинские меры для лечения заболева­ ний, или оно явится межличностным консультировани­ ем, этическим исследованием, экзистенциальным ана­ лизом. Он ясно дает понять, что он сам — “лишь один из

117нас”, использующих медицинскую метафору»308.

Вдействительности Лаинг против психиатрического принуждения не выступал. Когда это служило его нуждам, он применял психиатрическое принуждение даже в сво­ ей семье. В 1976 г. 24­летнюю дочь Лаинга Фиону отверг

еемолодой человек. Согласно биографу Лаинга Джону Клэю, «она сломалась. Ее нашли плачущей близ церкви неподалеку от дома семьи ...[поместили в местный сумас­ шедший дом и провели электросудорожную терапию]. Он [Адриан Лаинг] помчался к отцу и попросил его, “в гневе и отчаянии”, сделать что­нибудь по этому поводу. Лаинг заверил его, что посетит Фиону и “сделает все от него за­ висящее, чтобы ей не делали электрошок”. Однако когда дошло до дела, сообщает Адриан Лаинг, все, что отец мог, это сказать: “Что ж, местечко Раскин (семейный дом) или Гартнавел (сумасшедший дом, в котором Лаинг обучался психиатрии) — какая разница?”»309.

Что касается самостигматизирующего ярлыка «анти­ психиатрия», стоит заметить, что Лавуазье не называл се­

182