Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Russko-kitayskie_otnoshenia_v_XVII_v_Materialy_i_dokumenty_T_2_1686-1691_M_Nauka_1972.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
2.87 Mб
Скачать

31. Миссионеры уговаривают маньчжурских послов не бояться ловушки

Мы немало способствовали тому, чтобы поднять дух некоторых наших послов, впервые занимавшихся такими делами. У них не было опыта, они боялись положиться на лояльность москвитян и попасть в ловушку. Мы объяснили им, что такое международное право, и сказали, что московский посол создал трудности только потому, что ему не верилось, что для договоренности о мире можно явиться с такой огромной военной машиной.

Весь день было прохладно, после полудня собирался дождь, но выпало лишь несколько капель, ветер был более слабым, чем накануне.

21 августа (11 августа.) квартирмейстеры нашего лагеря отправились по поручению наших послов осмотреть место, предназначавшееся для проведения конференции, и обозначить, где каждая делегация должна была расположиться, а солдаты построиться. Были разбиты предназначенные для посольств шатры.

Погода весь день была холодной. Дул сильный северо-западный ветер, почти все время было облачно.

32. Утро первой встречи. Переправа солдат. Угроза срыва конференции

22 августа (12 августа.) на рассвете 800 солдат с офицерами переправились на другой берег, из них 300 должны были выстроиться позади шатра наших послов, а 500 остаться при судах на равном расстоянии от места конференции и крепости согласно вчерашней договоренности. Мы переправились через реку с нашими квартирмейстерами и ждали подхода послов. В этот момент, когда все уже было готово, произошел инцидент, грозивший все испортить. Московский посол согласился на то, чтобы высадившиеся 500 человек оставались на судах. Когда же ему донесли, что они выстроились на берегу и оказались гораздо ближе к месту конференции, чем было условлено, он послал спросить о причине этой перемены. Наши послы, которые никогда не вели мирных переговоров с другой нацией и не имели никакого понятия о международном праве, не очень доверяли москвичам; они опасались, что им где-то расставлена западня, и они стремились обеспечить свою безопасность, не представляя себе, что особа посла по самой своей сути священна и неприкосновенна даже для самого заклятого врага.

Поэтому они просили меня и Перейру отправиться к московским послам и просить у них разрешения оставить развернувшихся боевым строем солдат на берегу, на что московские послы согласились после того, как мы им объяснили, что наши послы не имеют понятия ни об обычаях других наций, ни о международном праве, тем более что они никогда не участвовали в подобных переговорах. Если нет желания прервать переговоры еще до их начала, следует примириться с тем, что у них так мало опыта. Московские послы лишь попросили, чтобы больше солдаты не прибывали и не выстраивались на берегу.

Нам стоило большого труда убедить наших послов переправиться через реку, так как командующий войсками императора в Восточной Татарии, которого москвитяне не раз обманывали, внушил им, чтобы они с подозрением относились к послам; но мы привели столько доводов, что в конце концов они решились переправиться и начать переговоры.