Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУЗНЕЦОВА Т.А..doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
1.02 Mб
Скачать

Промышленность, торговля Возникновение промышленности в американских колониях Доклад губернатора Генри Мура министру торговли

о Нью-Йоркских мануфактурах (12.1.1767 г.)

В этом городе есть небольшая мануфактура по производству парусины, которой управляет некий Уэльс и которая поддерживается главным образом за счет пожертвований группы лиц, называющей себя Обществом ремесел и сельского хозяйства. Она имеет не более 14 ткацких станков... Здесь есть также и шерстяная мануфактура, изготовляющая шерсть двух сортов: грубую чистошерстяную ткань шириной в 3/4 ярда и грубую полушерстяную ткань с бумажной основой и шерстяным утком. Очень небольшое количество ее поступает на рынок... Во всей провинции распространен обычай делать эти грубые ткани дома, и почти в каждом доме они изготовляются в достаточном количестве для использования членами семьи, и никто не собирается продавать их. Я имел возможность видеть все это во время своей недавней поездки по провинции... Здесь в каждом доме полно детей, которых сажают за ткацкий станок, как только они могут выполнять эту работу, но для отделки тканей приглашают бродячих ткачей, разъезжающих по стране.

В городе есть одна шляпная мануфактура, но изготовляемые ею шляпы не так хороши, как шляпы, сделанные в Англии, и стоят они гораздо дороже. Ввиду таких недостатков легко себе представить, с каким трудом эта мануфактура сводит концы с концами и каким непродолжительным, вероятно, будет ее существование; стоимость рабочей силы столь высока в этой части света, что она всегда будет величайшим препятствием к развитию здесь любого производства. В стране, где каждый может иметь землю, чтобы трудиться на ней, люди, естественно, идут в сельское хозяйство, и оно преобладает над всеми другими видами деятельности. Самым убедительным примером этого служат слуги, вывезенные из Европы; как только срок, предусмотренный в их контрактах, истекает, они немедленно оставляют своих хозяев и обзаводятся небольшим участком земли. Первые 3–4 года, когда они расплачиваются за участок, они влачат жалкое существование и терпят самую крайнюю нужду, но все это терпеливо и очень бодро переносится; удовлетворение от сознания, что ты – землевладелец, сглаживает все трудности и побуждает этих людей предпочесть такое существование спокойной жизни, которую они могли бы обеспечить себе и членам своей семьи, если бы работали по своей специальности.

Хозяин одного стекольного завода, построенного здесь несколько лет назад, – сейчас он банкрот – заверил меня, что он разорился только лишь потому, что был покинут своими слугами, которых он привез сюда, затратив на это большие средства, и что от такого бедствия пострадало и разорилось много людей.

Недавно построенным вблизи города небольшим литейным заводом по производству чугуна управляют несколько частных лиц, и все же дела там идут неважно…

Доктрина Монро

из седьмого ежегодного послания Конгрессу

президента Джеймса Монро

2 Декабря 1823 года

...По предложению Российского императорского правительства, переданного через имеющего постоянную резиденцию в Вашингтоне посланника императора, посланнику Соединенных Штатов в Санкт-Петербурге даны все полномочия и инструкции касательно вступлении в дружественные переговоры о взаимных правах и интересах держав на северо-западном побережье нашего континента... Этим дружеским шагом Правительство Соединенных Штатов желает продемонстрировать огромное значение, которое оно неизменно придавало дружбе императора, стремление развивать наилучшее взаимопонимание с его правительством. В ходе переговоров, вызванных этим желанием, и в договоренностях, которые могут быть достигнуты, было сочтено целесообразным воспользоваться случаем для утверждения в качестве принципа, касающегося прав и интересов Соединенных Штатов, того положения, что американские континенты, добившиеся свободы и независимости и оберегающие их, отныне не до рассматриваться как объект будущей колонизации со стороны любых европейских держав.

В самом начале последней стадии переговоров было сделано заявление о том, что в Испании и Португалии предпринимаются серьезные усилия для улучшения условий жизни народа в этих странах и что эти усилия отличаются чрезвычайной осторожностью. Вряд ли стоит упоминать, что достигнутый на сей день результат сильно отличается от ожидавшегося. Мы всегда с беспокойством и интересом наблюдали за событиями в этой части земного шара, с которой у нас не только существуют тесные взаимоотношения, но с которой связано наше происхождение. Граждане Соединенных Штатов питают самые дружеские чувства к своим собратьям по ту сторону Атлантического океана, к их свободе и счастью. Мы никогда не принимали участия в войнах европейских держав, касающихся их самих, и это соответствует нашей политике. Мы негодуем по поводу нанесенных нам обид или готовимся к обороне лишь в случае нарушения наших прав либо возникновения угрозы им.

По необходимости мы в гораздо большей степени оказываемся вовлеченными в события, происходящие в нашем полушарии, и выступаем по поводам, которые должны быть очевидны всем хорошо осведомленным и непредубежденным наблюдателям. Политическая система союзных держав существенно отличается в этом смысле от политической системы Америки... Поэтому в интересах сохранения искренних и дружеских отношений, существующих между Соединенными Штатами и этими державами, мы обязаны объявить, что должны будем рассматривать попытку с их стороны распространить свою систему на любую часть этого полушария как представляющую опасность нашему миру и безопасности. Мы не вмешивались и не будем вмешиваться в дела уже существующих колоний или зависимых территорий какой-либо европейской державы. Но что касается правительств стран, провозгласивших и сохраняющих свою независимость, и тех, чью независимость, после тщательного изучения и на основе принципов справедливости мы признали, мы не можем рассматривать любое вмешательство европейской державы с целью угнетения этих стран или установления какого-либо контроля над ними иначе, как недружественное проявление по отношению Соединенным Штатам87...

Гомстед88-акт

Акт, обеспечивающий земельными участками тех лиц,

которые действительно селятся

на государственных землях и обрабатывают их

Раздел I. Да будет постановлено, что любой человек, являющийся главой семьи, который прибыл в страну в возрасте 21 года и является гражданином Соединенных Штатов или заполнил декларацию-заявление о своем намерении стать таковым согласно законам натурализации США и который никогда не поднимал оружия против правительства США и не оказывал помощи его врагам, получает, начиная с 1 января 1863 г. право вступить во владение одной четвертью секции89 или меньше общественной земли, не находящейся в чьем-либо владении, на которую указанное лицо может заполнить требование на покупку или которая к моменту заполнения требования подлежит продаже по цене 1 доллар 25 центов за акр или меньше; или 80 акров и меньше такой не имеющей хозяина земли по 2 доллара и 50 центов за акр, которая должна представлять собой единый участок земли и в соответствии с законами о государственной земле быть размежеванной.

При этом любой человек, владеющий землей или поселившийся на ней, может, согласно этому закону, занимать другие участки, расположенные рядом с его или ее участком так, чтобы общая площадь земельного участка не превышала 160 акров.

Раздел II. Лицо, желающее купить землю, согласно этому закону, должно после подачи заявления в земельное управление представить письменное показание под присягой о том, что он или она являются главой семьи, что ему или ей 21 год или больше, что он служил в армии США или во флоте, что он никогда не поднимал оружия против правительства США, не оказывал помощь или поддержку его врагам, и что такое заявление подается для пользования землей только им или ею, и что указанная покупка делается с целью действительного поселения на земле и обработки ее, а не использования ее прямо или косвенно для выгоды другого лица или лиц. После заполнения такого показания и уплаты 10 долл. Ему или ей разрешается вступить во владение обусловленным количеством земли при условии, однако, что соответствующее удостоверение выдается лишь по истечении пяти лет с момента вступления во владение. И если по истечении указанного срока или в любое время в течение двух последующих лет лицо, вступившее во владение, или в случае его смерти его вдова, или в случае ее смерти его наследники, или, в случае если вдова вступит во владение, ее наследники после ее смерти докажут свидетельскими показаниями двух достойных доверия лиц, что он, она или они жили и обрабатывали данную землю в течение пяти лет, последовавших немедленно за подачей вышеуказанного заявления, и заверят, что никакая часть означенной земли не была отчуждена и что он соблюдал верность правительству Соединенных Штатов, тогда он, она или они, если они к этому времени будут состоять в гражданстве США, будут иметь право на свидетельство, как и в других случаях, предусмотренных законом, и при условии, далее, что в случае смерти обоих родителей, оставивших ребенка или детей моложе 21 года, право и вступительный взнос идут в пользу указанного ребенка или детей и их опекун или душеприказчик имеет право в любой момент в течение двух лет после смерти родителей и в соответствии с законами штата, в котором такие дети постоянно проживают, продать упомянутую землю для блага указанных детей, но не для других целей, и покупатель с этой покупкой приобретает звание и получает от Соединенных Штатов право на свидетельство об уплате сборов и внесении обусловленной здесь суммы денег.

ФРАНЦИЯ

Аграрные отношения по материалам

«Путешествия по Франции» Артура Юнга

(извлечение)

О формах землевладения и землепользования

Существует 5 форм земельных держаний во Франции: 1) мелкая крестьянская собственность; 2) денежная аренда, как в Англии; 3) феодальные держания; 4) крупная монопольная аренда с субарендой земли крестьянами; 5) исполовничество, т. е. держание за половину или треть продукта.

I. Мелкая крестьянская собственность распространена здесь повсюду в такой мере, о какой мы не имели представления в Англии; она имеет место во всех частях королевства, даже в тех провинциях, в которых преимущественно распространены другие формы держания; в Керси, Лангедоке, во всех местностях около Пиренеев, в Беарне, Гаскони, части Гиэни, Эльзаса, Фландрии и Лотарингии она весьма обычна. Во Франции, в Эльзасе, на берегах Гаронны и в Беарне я встречал много крестьян, живущих в достатке; их можно было бы скорее назвать мелкими арендаторами, чем собственниками; а в Нижней Бретани некоторые из мелких собственников даже и богаты. Но вообще они бедны и влачат жалкое существование, что является результатом слишком большого дробления маленьких хозяйств между всеми их детьми. В Лотарингии и той части Шампани, которая соприкасается с ней, они несчастны. Я много раз наблюдал это дробление, доведенное до такой степени, что простое плодовое дерево на клочке земли приблизительно в 10 першей (около 20 футов) оказывалось хозяйством и усадьбой целой семьи.

II. Аренда за деньги обычна для Пикардии, Артуа, части Фландрии, Нормандии (за исключением Ко), Иль-де-Франс и Бос. Этот способ встречается в некоторых местах Беарна и в окрестностях города Наварры. Этот способ держания известен в провинциях, где преимущественно распространены другие способы; но, по самому скромному подсчету, он не существует еще и в шестой или седьмой части королевства.

III. Феодальные держания. Это суть фьефы, уступленные сеньорами приходов с правом требовать рельефа90, ценза, штрафов, барщины и т. д. Их я находил в очень большом количестве в Лимузэне, Берри, Марши, Бретани и т. д., где они распространены повсюду; но их можно найти в большей или меньшей степени во всех частях королевства: в окрестностях Вьерзона, Ватана и др. В Берри весьма жалуются на тяжесть этих повинностей, способ взимания которых составляет существенную сторону этого зла. Именно благодаря этому обстоятельству они кажутся повсюду менее тягостными, чем на самом деле. Уверяют, что судебные постановления, очень строгие по отношению к держателям, благоприятны для сеньора.

IV. Аренда монопольная. Она практикуется обычно в различных провинциях, где есть половники. Богатые люди снимают в аренду большие пространства земли, которые они в свою очередь сдают в субаренду мелкими клочками половникам, уплачивающим за них половину продукта. Я слышал на нее много жалоб в Марши, Берри, Пуату и Ангумуа; другие провинции не представляют исключения в этом отношении. Кажется, что эта система происходит из неудобств, связанных с системой исполовничества; но это – гнусный способ, хорошо знакомый в Ирландии, откуда эти посредники почти все изгнаны.

V. Половники. Держание исполу является обычной формой держания на 7/8 земель Франции. Сюда входит почти вся Солонь, Берри, Марш, Лимузэн, Анжу, Бургундия, Бурбозуа, Ниверне, Овернь и т. д. Ее можно встретить даже в Бретани, в Мэн, в Провансе и во всех южных провинциях. В Шампани многие земли сдаются из третьей части продукта; но обычно уплачивается половина. Собственник дает обыкновенно скот и половину семян, половник – работу, орудия; он же уплачивает налоги. Но в некоторых кантонах собственник берет на себя часть этого расхода. В Берри есть половники, уплачивающие половину, другие – третью и даже четвертую часть продукта. В Руссильоне собственник платит половину налога, и в Гиэни от города Ош до Флеранса многие из собственников платят их целиком.

Около Эгильона на Гаронне половники доставляют половину рабочего скота. Около Фалез, в Нормандии, я видел половников в таких местах, где их можно было бы ждать меньше всего: в хозяйствах, которые велись самими собственниками. Следствием этого было то, что хозяйства таких собственников обрабатывались, вероятно, наихудшим образом во всей округе. Это постоянное явление не нуждается в комментариях. В Нанси, в провинции Иль-де-Франс, я видел договор, по которому собственник был обязан доставлять рабочий скот, упряжку, орудия и уплачивать налоги; половники давали свой труд и платили поголовный налог. Собственник обязывался чинить дом и двери, половник – окна. Собственник доставлял семена в первый год, половник – в последний. В промежуточные годы семена были пополам. Продукты, проданные за деньги, делились. За мясо и сыр, которые могли потребляться в семье половника по его усмотрению, собственнику уплачивались 6 франков с коровы. В Бурбонне собственник доставляет все виды скота, и однако половник может продавать, менять и покупать по своему усмотрению. Его управляющий следит за этими сделками, так как собственник получает половину от всех продаж и платит за половину покупок. Повозки держателя обязаны свозить половину зерна в амбар сеньора замка и снова приезжать туда, чтобы забрать солому. Последствия этой абсурдной системы поразительны. Земли, которые можно бы сдать в Англии за 12 ливров, дают лишь 3 ливра, считая цену скота.

С первого взгляда может показаться, что от системы исполовничества больше всего страдают собственники. Но если присмотреться серьезно, то легко увидеть, что держатели находятся в большой бедности и некоторые из них – в полной нищете. В Ватан, в Берри, меня уверяли, что половники почти каждый год принуждены занимать хлеб у сеньора до новой жатвы. А этот хлеб не стоит того, чтобы его занимать, ибо он представляет смесь ячменя и ржи; я его достаточно пробовал, чтобы вполне искренне, пожалеть об участи этих несчастных бедняков. Но простонародье здесь не ест пшеничного хлеба. Принимая во внимание всю эту нищету съемщиков земли, можно судить о положении сеньора по ренте, которую он получает. В Салабри (Солонь) собственник получил 800 ливров в качестве своей половины с участка земли, питавшего 700 овец, и с 200 английских акров остальной земли. Таким образом, вся рента с земли и скота достигала лишь 24 су с головы овцы. В Лимузэне на половников смотрят как на работников, которых можно прогнать когда угодно и которые принуждены во всем сообразовываться с капризами своих сеньоров; считают, что половина держателей сильно должает собственнику, так что последний часто принужден увольнять их с потерей этих долгов, лишь бы его земли не оставались необработанными.

Из всех видов держаний земли мелкое арендное хозяйство – наихудший. Большие хозяйства существуют в Пикардии, св. Иль-де-Франс, в Бос, в Артуа и в Нормандии, но в остальных частях королевства они встречаются не часто. Дробление хозяйств и населенность так велики, что нищета, происходящая отсюда, в некоторых местах доходит до крайности. Едва вы входите в какой-либо город в рыночный день, вы начинаете замечать праздность народа. Там толпятся крестьяне. В Ландивизьо, в Бретани, я видел одного человека, который проделал 21/2 лье пути, чтобы привезти на рынок цыплят, которые, по его словам, не стоили и 24 су пара. Я встречал в Авранше людей, каждый из которых на лошади привез около 4 буассо морской травы. Около Изен-гейма, в Эльзасе, я видел женщин, собирающих для коров траву по сторонам большой дороги, в самый разгар жатвы, когда их работа не менее драгоценна, чем работа мужчин.