Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУЗНЕЦОВА Т.А..doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
1.02 Mб
Скачать

Капиталистическая мануфактура

Суконная мануфактура

(первая половина XVIII в.)

Прежде всего, снимаемая фермером с овцы или скорняком с овечьей шкуры шерсть становится предметом торговли: или продается торговцу шерстью, а им уже в свою очередь мануфактуристу (manufacturer), или же, как это иногда бывает, отвозится самим фермером или скорняком в те именно районы, в которых она потребляется.

Эти рассеянные по всему королевству торговцы и барышники шерстью (staplers and wool dealers) играют очень важную роль, так как они являются первыми торговцами, в чьи руки попадает шерсть для продажи; главные города в Англии, где их можно найти в некотором числе вместе, – Лондон или, скорее, Соутворк, главным образом на Барнебл-стрит, и город Блекфорд в Дорсетшире; они встречаются также и в Норвиче, и в Линкольншире; в Лейстершире их очень много.

Стоурбриджская ярмарка знаменита большим количеством продаваемой на ней шерсти и превосходит в этом отношении все другие ярмарки и рынки всей северной и восточной части Англии.

Но, куда бы ни отвозилась шерсть и кем бы она ни продавалась, она подвергается после этого первой стадии обработки; эта стадия состоит из двух процессов: 1) гребнечесания и 2) кардочесания.

Гребнечесальщики – особая группа людей, и гребнечесание – самостоятельный промысел; кардочесание же, наоборот, производится главным образом рабочими, нанимаемыми самими суконщиками. Гребнечесальщики покупают шерсть в виде руна или в кипах и после прочеса уже сами передают ее для следующего процесса. Кардочесание же, как это было указано выше, обычно производится наемными людьми. Оба эти процесса подготовляют шерсть к следующему процессу – прядению.

Но для того, чтобы дело дошло до прядения, необходимо огромное количество людей, лошадей, телег или фургонов, чтобы перевезти шерсть с места на место, так как жители тех районов, где шерсть собирается, не прядут ее.

Наоборот, целые графства и части графства занимаются исключительно прядением, не зная никакого другого ремесла. Как ткачи Норича и прилежащих районов и стуэльфильдские ткачи в Лондоне посылают огромные количества шерсти для прядения в отдельные графства помимо того, что прядется в двух густо населенных графствах – Норфольке и Сеффольке; в частности, прядением этой шерсти заняты почти целиком графства Кембридж, Бедфорд и Хертфорд; кроме того, как будто бы им было недостаточно этой части Англии, они посылают очень большое количество шерсти для прядения сухопутным путем за сто пятьдесят миль к северу, до самого Вестморленда; затем пряжа таким же путем возвращается в Лондон и Норвич...

Железоделательная мануфактура (вторая половина XVIII в.)

Приблизительно в расстоянии 6 миль от Ньюкесла находится железная мануфактура, говорят, одна из наиболее крупных во всей Европе. Несколько сот рабочих заняты на ней, 20 тыс. ф. ст. выплачивается ежегодно в виде заработной платы. Заработная плата колеблется от 1 шилл. до 2 шилл. 6 пенс. в день; некоторые рабочие (foremen – старшие рабочие) получают до 200 ф. ст. в год. Количество железа, которое они перерабатывают, очень велико. Три судна совершают путешествия в Балтийском море десять раз в течение года, привозят за один раз по 70 тонн железа каждое – всего 2 100 тонн, да еще сверх того 500 тонн железа привозится на других судах. Кроме шведского железа здесь употребляется много американского железа, тоже хорошего качества, для некоторых целей – даже лучшего качества... Ежегодно употребляется 7 тыс. кулей угля, по 15 бушелей каждый. Изготовляются здесь якоря... пушечные лафеты, кирки, лопаты, топоры, крюки, цепи и т. д. и т. д. В общем больше всего производится для вывоза, особенно много вывозится по заказу Ост-Индской компании. Так, недавно от нее получен большой заказ на артиллерию. Особенно усиленным темпом работала железная мануфактура во время войны. Хуже стало после заключения мира. Но на якоря и судовые цепи спрос существует постоянный и большой и в последние 7–8 лет (после заключения мира). Но все же за последнее время мануфактура не так работает, как работала во время войны. Что касается машин, служащих для ускорения некоторых производственных операций, то употребляется медный вал для того, чтобы согнуть полосы железа в обручи, ножницы для резания полос железа, вращающиеся краны для того, чтобы передвигать якоря в огонь и из огня, молот, который поднимается при помощи зубчатого колеса; все эти машины очень полезны, просты по своей конструкции, и все приводятся в движение водой. Но я не могу понять, почему остальная работа производится ручным способом. Я видел, как 8 дюжих парней колотили молотками по одному якорю, что, очевидно, могло бы быть выполнено молотом или молотами, приводимыми в движение водой, на большой наковальне... Ведь нет невозможного для механики: с якорем в 20 тонн можно, несомненно, с помощью машины обращаться с той же легкостью, что и с булавкой...