Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учеб пособие.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
1.2 Mб
Скачать

1945—Начало 1950-х гг.

После войны состояние экономики СССР было очень тяжелым. Помимо огромных людских потерь страна утратила треть своего национального богатства. Было разрушено 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень, 31850 промышленных предприятий, 1 135 шахт, 4100 железнодорожных станций. 25 млн. чел. лишились жи­лья.

Первостепенной задачей советского народа было восстановление народного хозяйства. Оно началось еще в 1943 г., по мере освобождения территории от оккупан­тов. Но главная работа развернулась в послевоенные годы. Госплан СССР подготовил 4-й пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. Предстояло, во-первых, демилитаризи­ровать экономику, перевести ее на выпуск мирной про­дукции; во-вторых, восстановить разрушенные пред­приятия и довести объемы производства до довоенного уровня; в-третьих, осуществить новое строительство, превысить уровень 1940 г. в производстве промышлен­ной продукции на 48%, сельскохозяйственной - на 27%. Кроме того, в максимально короткие сроки планиро­валось провести "социалистические преобразования" на территориях, вошедших в состав СССР накануне и в годы войны, то есть осуществить там индустриализацию и коллективизацию.

Решение первой задачи в основном пришлось на 1945-1947 гг. Была перестроена структура управления экономикой согласно требованиям мирного времени - упразднены военные наркоматы, созданы наркоматы (с 1946 г. министерства) гражданского производства и т.д. В народное хозяйство возвращались воины (всего из армии демобилизовалось более 8,5 млн. чел). Унаследованная от военного времени мощная милитаризированная экономика с трудом поддавалась перестройке. Конверсия промышленности вызвала разрыв сложившихся народохозяйственных связей и падение объемов производства.

Ситуацию усложняли трудности быстрой реэвакуации предприятий с востока.

Для советского правительства приоритетной задачей являлось восстановление и дальнейшее развитие тяже­лой промышленности, составлявшей основу оборонной мощи страны. Сталин добивался военного паритета с США любой ценой, не считаясь ни с какими жертвами. В IV пятилетке почти механически была воспроизведе­на советская экономическая модель, возникшая в годы довоенных пятилеток. Ресурсы, как и раньше, вклады­вались, главным образом, в развитие металлургии, уг­ледобычу, в энергостроительство и особенно в расту­щий ВПК. Развитию оборонной промышленности, в первую очередь созданию атомного оружия, советское государство уделяло особое внимание. На это были направлены огромные материальные средства в ущерб производству предметов потребления, социально-куль­турной сфере, сельскому хозяйству. Чтобы ликвидировать атомную монополию США, приносилось в жерт­ву благосостояние народа. Летом 1949 г. была успешно испытана атомная бомба, в 1953 г. - водородная. В эти же годы создавались и средства доставки бомб к цели - баллистические ракеты.

Предельная концентрация материальных и интеллек­туальных ресурсов обеспечила прорыв в создании но­вейшего вооружения. Однако во всех остальных отрас­лях экономики все более давало о себе знать ее отстава­ние от уровня западных стран, где уже началась НТР.

Благодаря героическому труду советского народа, его безграничному терпению, а также широкому ис­пользованию принудительного труда узников ГУЛАГа и спецпереселенцев задачи IV пятилетки в промышлен­ности были решены в короткие сроки. За 1946-1950 гг. было восстановлено и построено вновь около 6200 про­мышленных предприятий. Довоенный уровень про­мышленного производства был достигнут к 1948 г., а в 1950 г. превзойден на 73% при плане 48%. К концу пятилетки в основном был восстановлен и железнодорожный транспорт.

Наибольшие трудности после войны испытывало хозяйство и многострадальное колхозное кре­стьянство. Сельское хозяйство, вышедшее из войны предельно разоренным, в послевоенный период не только финансировалось государством крайне скудно, но и использовалось им как важный источник средств для восстановления и развития приоритетных отраслей экономики страны. Материальное вознаграждение кол­хозников за труд имело чисто символический характер. Главную роль в подъеме сельского хозяйства играли меры внеэкономического принуждения к труду колхоз­ников. Сохранялся введенный в годы войны "минимум трудодней", за невыработку которого следовала уго­ловная ответственность. Чтобы заставить людей рабо­тать в колхозах, государство усилило борьбу против личных подсобных хозяйств (ЛПХ), обложив их непо­мерными налогами. Колхозники находились на поло­жении людей второго сорта. Они не получали пенсии, не имели паспортов, не могли покинуть деревню без разрешения властей.

К концу IV пятилетки в состоянии сельского хозяй­ства появились очевидные сдвиги. Был восстановлен машинно-тракторный парк. В 1950 г. валовая продук­ция в отрасли достигла 97% от довоенного уровня. Этот результат должен быть оценен без всякого преувеличе­ния как жертвенный подвиг советского крестьянства. Однако итоги развития сельского хозяйства были не­удовлетворительными. Оно не обеспечивало потребно­сти страны в продовольствии и сырье. Диспропорция в развитии промышленности и сельского хозяйства уве­личивалась, поскольку сельскохозяйственное производ­ство к концу IV пятилетки лишь достигло уровня 1940 г., а промышленное почти вдвое превысило его. От­ношения города и деревни не были эквивалентными. Из сельского хозяйства изымались средства на развитие промышленности через низкие закупочные цены, высо­кие налоги и тому подобные каналы. Треть созданного в 1946-1953 гг. в сельском хозяйстве национального дохода ушла в другие сферы экономики.

Большие надежды возлагались на начатое в 1950г. укрупнение колхозов, предпринятое для того, чтобы перестроить сельскохозяйственное производство по образцу промышленного. Но эта мера не оправдала себя. Массовая коллективизация в республиках Прибалтики, западных частях Белоруссии, Украины и Молдавии не улучшила ситуацию в сельскохозяйственном производ­стве. К моменту смерти Сталина сельское хозяйство находилось в состоянии полного застоя, а колхозное крестьянство, на долю которого приходилось две трети населения страны, вело полуголодное нищенское суще­ствование.

Общественно-политическая и культурная жизнь страны в послевоенный период

Победоносное завершение войны объективно созда­ло возможности для либерализации политического ре­жима в СССР. Советское общество изменилось по срав­нению с довоенным временем. Носителями новых на­строений были побывавшие за границей и увидевшие иную жизнь миллионы солдат и офицеров, молодежь, вернувшаяся из Германии с принудительных работ, на­селение вновь присоединенных к СССР территорий, де­сятки миллионов советских людей, живших на оккупи­рованной фашистами территории и оказавшихся вне сферы влияния коммунистической пропаганды. Многие надеялись на отказ от тех элементов системы, которые показали свою неэффективность в годы войны, рассчи­тывали на ослабление жесткого партийно-государствен­ного контроля. Велики были надежды на развитие куль­турных контактов с заграницей, в первую очередь с США, Англией, Францией.

Эти настроения проявлялись прежде всего у интел­лигенции. Они нашли также отклик у части нового по­коления в партийном руководстве. В проекте Консти­туции СССР, которая разрабатывалась сразу после вой­ны, но не была принята, содержались прогрессивные положения о расширении прав и свобод граждан, ли­берализации экономики. В частности, предусматрива­лась некоторая децентрализация управления народным хозяйством. Даже допускалось существование мелкого частного хозяйства. Идеи демократизации Коммунистической партии, являвшейся основой тоталитарного режима, содержались в проекте Программы ВКП(б), подготовленной к 1947 г. В ходе его обсуждения выска­зывались мнения о необходимости расширения внутри­партийной демократии, лишении парткомов функций хозяйственного управления.

"Демократический импульс" войны остался нереали­зованным. Высшее руководство СССР взяло курс на "закручивание гаек", в первую очередь в отношении художественной интеллигенции. В 1946-1948 гг. было проведено несколько крупных идеологических кампа­ний, которыми руководил А. Жданов. В принятых в эти годы постановлениях ЦК ВКП(б) по вопросам литера­туры, театра, кинематографа, музыки, изобразительно­го искусства публичной критике и поношениям подвер­глись А.А. Ахматова, М.М. Зощенко, С.М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Г.М. Козинцев, С. С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А. И. Хачатурян и другие деятели искус­ства. Постановления ЦК явились ярким примером гру­бого вмешательства в культуру, примером командно­го руководства этой сферой, тотального подавления прав личности. Для советского же руководства они были средством сохранения режима.

Объектом идеологической "чистки" явилась наука. С 1947 г. начались дискуссии "по актуальным пробле­мам" многих наук (философия, языкознание, политэко­номия и др.), завершившиеся разгромом не только но­вых направлений в науке, но и попыток возродить сво­боду творчества. Особенно известна кампания против ряда ученых-биологов. Генетика была объявлена "бур­жуазной лженаукой" и в 1948 г. полностью разгромле­на на сессии сельскохозяйственной академии (ВАСХ-НИЛ). Тогда же подверглась гонениям кибернетика, что предопределило отставание СССР в. будущем в разви­тии компьютерной техники. Начались атаки на кванто­вую теорию и теорию относительности. Многие деяте­ли науки были уничтожены либо отбывали срок в ла­герях и ссылке. В системе ГУЛАГа продолжали действо­вать шарашки - закрытые КБ и НИИ, где трудились осужденные ученые. В советской науке стало процветать лысенковщина (от фамилии “народного академика” Т.Лысенко) – особая форма мракобесия в науке, возникшая вследствие ее подчинения требованиям идеологии и невежественной политики, в обстановке повседневного администрирования, доносительства и террора.

Еще одним направлением идеологической кампании против творческой интеллигенции явилась борьба с низкопоклонством перед Западом. За ней скрывалась попытка режима предотвратить неблагоприятные для его последствия расширения контактов с другими странами. Кампания проводилась под знаменем великодер­жавного шовинизма. Деятели культуры обвинялись в недостатке патриотизма. Новейшее искусство Запада объявлялось упадническим. Таковым оказалось все западное изобразительное искусство, начиная с импрессионистов. Ему противопоставлялась русская живопись XIX века. Русская классическая опера была официально объявлена "лучшей в мире". Началась кампания по установлению "русского приоритета" в самых разных областях науки и техники. Ярким проявлением шовинизма сталинской эпохи стал антисемитизм. Дискрими­нация коснулась всех евреев, на которых был навешен ярлык "безродных космополитов". Апогей борьбы с космополитизмом пришелся на 1949 г.

Террор духовный сопровождался террором физичес­ким, проявлением которого стали ленинградское дело (1949-1951 гг.) и дело врачей (1952-1953 гг.). Всего за 1946-1952 гг. были репрессированы 386 тыс. человек. К марту 1953 г. в местах заключения находилось 2,5 млн., в том числе в "особых лагерях" МВД, со­зданных для политзаключенных, - 550 тыс. человек.

Международное положение и внешняя политика СССР в послевоенный период

Итоги второй мировой войны в корне изменили гео­политическую ситуацию в мире. Положение СССР на международной арене значительно укрепилось, вырос авторитет. Расширились его связи с другими государствами. До войны он имел дипломатические отношения с 26, после нее с - 52 странами. Уже на заключительном этапе войны советское руководство заявило о приобретении СССР статуса великой державы, который означал, что никакой вопрос в международной жизни не может и не должен решаться без его участия. Доминан­той советской внешней политики стал экспансионизм. Сталин и в новых условиях не отказывался от идеи ми­ровой революции, низвержения капитализма. А в каче­стве главного средства достижения этой цели рассмат­ривалась возросшая экономическая и военная мощь СССР. В свою очередь, США, еще больше окрепшие в результате войны и обладавшие атомной монополией, открыто проявляли стремление к установлению амери­канской гегемонии в мире.

Вскоре после окончания второй мировой войны на­чалась конфронтация альтернативных социально-поли­тических систем, стержнем которой стало противостоя­ние СССР и США. Это состояние конфронтации полу­чило название холодная война. Она продолжалась по­чти полвека, до начала 90-х гг., и включала в себя идео­логическое противоборство, экономические санкции, гонку вооружений, а нередко и локальные войны в ка­честве пробы сил.

Важнейшей задачей сталинского руководства было закрепление благоприятных для него результатов вой­ны. Используя возросший авторитет СССР и военную силу, оно обеспечило приход к власти в ряде государств Европы и Азии прокоммунистических сил и формиро­вание мировой системы социализма. Разрыв отношений с Югославией из-за непокорности И. Тито свидетель­ствовал о решительности советского руководства "экс­портировать сталинизм" в другие страны и подавлять всякое сопротивление этому курсу. "Подопечным госу­дарствам" была организована широкомасштабная все­сторонняя помощь. В 1949 г. сотрудничество стран Цен­тральной и Восточной Европы с СССР было закрепле­но созданием Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), а в 1955 г. часть этих стран объединилась в воен­но-политический союз - Организацию Варшавского Договора (ОВД). Заключенные в 40-х гг. экономические соглашения с СССР способствовали послевоенному восстановлению народного хозяйства в этих странах. Однако их переход на советскую модель экономического развития в дельнейшем привел к отставанию этих государств от стран Запада на целые стадии экономичес­кого роста.

Экспансионистский курс СССР вызывал чрезвычай­ную озабоченность руководителей стран Запада. В пер­вые послевоенные годы они выдвинули две стратегичес­кие задачи: как минимум - не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина сдержива­ния коммунизма), как максимум - заставить его уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания ком­мунизма). Для решения этих задач предусматривалось: 1) оказать широкомасштабную помощь странам Евро­пы, поставив их в зависимость от США (план Марша­ла, 1947 г.); 2) создать военно-политический союз этих государств во главе с США (НАТО, 1949 г.); 3) размес­тить у границ СССР сеть военных баз США (в Турции, Греции); 4) поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока и использовать, в край­нем случае, свои вооруженные силы для вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния. Внешнеполитический курс бывших союзников советс­кое руководство расценило как призыв к войне с СССР, что и определяло в последующем взаимоотношения между ними.

Обострение конфронтации двух систем, прежде все­го СССР и США, достигло кульминации в начале 50-х гг., что нашло свое отражение в войне в Корее (1950-1953 гг.). К тому времени эта страна была разделена. К севе­ру от 38-й параллели сформировался просоветский ре­жим Ким Ир Сена, к югу - проамериканский режим Ли Сын Мана. Летом 1950 г. северокорейское правитель­ство, заручившись поддержкой СССР и Китая, сделало попытку вооруженным путем объединить страну. Аг­рессия Северной Кореи против Южной была осуждена ООН. Начавшаяся локальная корейская война грозила перерасти в мировую после вмешательства в нее войск США под флагом ООН (голубые каски) и противосто­ящих сил КНР (китайские добровольцы), выступавших на стороне КНДР. Советское руководство перебросило в КНР несколько дивизий истребительной авиации, которые участвовали в военных действиях, передало большое количество самолетов и другой военной техники, снабжало корейскую армию и китайских добровольцев оружием, транспортом, медикаментами, продоволь­ствием. Война оказалась затяжной (1950-1953 гг.) и при­несла СССР огромные расходы.

Холодная война, перерастая в отдельных частях мира в "горячую", отвлекала неисчислимые ресурсы и в ог­ромной степени затрудняла решение сложнейших задач послевоенного восстановления и дальнейшего развития СССР, приносила неисчислимые невзгоды и лишения советским людям.