Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
39
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
816.09 Кб
Скачать

Основные факты

Существует опасность, что страны с переходной экономикой недостаточно критично воспримут потребительский, “неустойчивый” образ жизни западноевропейских стран, тогда как им крайне необходимо найти должный баланс между приспособлением к политике Западной Европы и сохранением своих традиций, если последние экологически благоприятны.

Общая ситуация с ратификацией глобальных международных соглашений в области окружающей среды достаточно удовлетворительна, в том числе и по участию в этом процессе отдельных субрегионов.

Всеобъемлющие Национальные планы действий по окружающей среде (NEAPs) оказались весьма полезны при разработке новых принципов политики в области окружающей среды и реорганизации природоохранных структур. В 16 странах с переходной экономикой подобные планы уже разработаны или разрабатываются.

Одно из основных препятствий на пути в Европейский Союз – нехватка средств: по оценкам, для того, чтобы выйти на уровень его природоохранных стандартов, 11 странам-претендентам потребуется затратить 100-150 млрд. экю1.

В Венгрии и Латвии для стимулирования частных инвестиций введен специальный сбор с производителей тех товаров, которые могут использоваться вторично или ликвидироваться альтернативными методами (таких как упаковка или элементы питания).

В качестве финансового инструмента, позитивно влияющего на занятость и внедрение чистых технологий, все чаще рекомендуется повышение налога на добавленную стоимость при использовании природных ресурсов и энергии.

По оценкам Европейской комиссии, за период с 1994 по 1999 г. страны Западной Европы израсходовали на природоохранные мероприятия более 17 млрд. экю.

Несмотря на некоторое сокращение объема субсидий, они продолжают негативно сказываться на состоянии окружающей среды, особенно если речь идет об энергетических и транспортных отраслях и о сельском хозяйстве.

Основы политики

До конца 90-х годов в Европе существовало резкое различие между востоком и западом. Внутри каждой из этих частей развивалось международное сотрудничество по проблемам окружающей среды. Все западноевропейские демократические государства участвовали в деятельности ОЭСР и Совета Европы – организаций, уделявших первоочередное внимание защите прав человека и охране природного и культурного наследия. Большинство этих стран входили и в состав НАТО. Число участников Европейского экономического сообщества (сейчас – Европейский Союз) возросло с 9 до 15. В восточной, социалистической части региона своего рода аналогами НАТО и Европейского Союза были соответственно Организация Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Несмотря на попытки отдельных стран и неправительственных природоохранных организаций “навести мосты” между востоком и западом, единственным каналом постоянного и серьезного взаимодействия была Организация Объединенных Наций и, в частности, Экономическая комиссия ООН для Европы (UNECE). После Конференции ООН в Стокгольме в 1972 г. UNECE стала уделять значительное внимание проблемам окружающей среды, и, несмотря на сложную политическую ситуацию и недостаточно быстрые результаты, ее деятельность заслуживает самой высокой оценки.

Распад социалистического лагеря послужил поводом для начала реализации двух важных инициатив. Упомянутые выше международные структуры Западной Европы тут же приступили к осуществлению программ помощи восточноевропейским странам в переводе их политики и экономики на демократические рыночные рельсы. Например, Европейский Союз в дополнение к программе обмена ERASMUS для студентов и преподавателей университетов организовал программу TEMPUS, учредил фонды PHARE и TACIS для финансовой помощи странам Центральной и Восточной Европы, а также участвовал в других международных проектах, таких как создание Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР –EBRD) и Регионального центра по окружающей среде для Центральной и Восточной Европы. На национальном уровне были подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве между странами востока и запада; отдельные регионы и даже города Западной Европы нашли партнеров в центрально- и восточноевропейских странах. Партнерские отношения стали складываться между предпринимательскими и сельскохозяйственными структурами, между профсоюзами и неправительственными природоохранными организациями.

Приоритетной задачей для восточных стран стало формирование демократической рыночной экономики и присоединение к международным организациям, которые прежде были открыты только для стран Западной Европы. Многие страны стали членами Совета Европы; Чешская Республика, Венгрия и Польша вступили в ОЭСР и НАТО; Россия также готовится стать членом ОЭСР. На сегодня главной целью, особенно для стран Центральной Европы, становится вступление в Европейский Союз.

Есть, однако, опасность, что страны с переходной экономикой недостаточно критично воспримут потребительский, “неустойчивый” образ жизни западноевропейских стран. Не все нормативы и действия в Западной Европе отвечают интересам охраны окружающей среды. В то же время некоторые принципы управления в восточноевропейских странах вполне экологически обоснованы. Например, на протяжении всей коммунистической эпохи система сельского и лесного хозяйства в Прибалтике отличалась относительной устойчивостью и обеспечила более высокий уровень биоразнообразия, чем на Западе. С другой стороны, вряд ли заслуживает повторения печальный опыт сильнейшего загрязнения окружающей среды в городах Западной Европы, обусловленного большим количеством частных автомобилей. Странам-претендентам необходимо найти должный баланс между приспособлением к политике Западной Европы и сохранением своих традиций, если последние способствуют сохранению окружающей среды.

Наряду с продолжающейся деятельностью UNECE по развитию взаимосвязей в рамках всего региона, важным событием стала Общеевропейская конференция министров окружающей среды, проходившая в 1991 г. в замке Добржиш. Она положила начало процессу “Окружающая среда для Европы” (EfE), в рамках которого осуществляются многие новые проекты и регулярно проводятся аналогичные конференции (Люцерн, София, Орхус).