Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Gos_dd_o_mol_2000.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
1.23 Mб
Скачать

Молодежь в материальном производстве4

Труд занимает ведущее место в жизненных ориентациях и планах большинства молодых людей. Три четверти (76,3%) из них определенно связывают с ним свою жизнь. По сравнению с 1997 г. повысилась ценность труда как способа самоутверждения молодых людей (42% в 1997г. и 46,9% в 1999 г.).

Вместе с тем каждый четвертый имеет иную, не связанную с трудом ориентацию. Среди них 14,3% однозначно не стали бы работать, если бы были материально обеспечены, и 9,4% не определились твердо в своем выборе.

Подобный тип ориентации достаточно равномерно представлен в распределении молодежи по возрасту, полу, материальному положению и типу поселения. Это свидетельствует о наличии довольно представительной социокультурной группы молодых людей, для которых труд не является способом жизненного самоопределения. Отмечается тенденция роста этой группы. В 1997 г. она составляла 11,3%, т. е. на 3% меньше. База ее роста - те 9,4% молодых людей, которые не определились в своем выборе.

Как видно, надежда на саморегулирование рынка в трудовых отношениях не оправдывается. Предав забвению трудовое воспитание подрастающего поколения и одновременно усиливая пропаганду нетрудовых способов обогащения, общество не может рассчитывать даже на простое воспроизводство. Поэтому формирование этических ориентаций в труде должно занять ведущее место в государственной молодежной политике.

Трудом в материальном производстве занято 44,2% работающей молодежи, т.е. меньше, чем в среднем среди занятого населения (62,3%). За годы реформ ее занятость в этой сфере сократилась более чем на четверть, что связано с развалом производства в стране. Особенно пострадал государственный сектор производства, где занятость молодежи за эти годы сократилась почти в 1,5 раза. В 1997 г. ее занятость в госсекторе равнялась 58%, т.е. за 2 года сократилась на 12%. Приток же молодежи в материальное производство с другими формами собственности составил по отношению к 1997 г. 17%.

Таким образом, перераспределение молодежи в структуре занятости продолжается, хотя и замедленными темпами, в направлении из государственной в частные, личные и акционерные формы собственности.

Еще 2 года назад госсектор являлся основным каналом интеграции молодежи в сферу труда и материального производства. Ныне он постепенно утрачивает эту роль. При наличии возможностей выбора лишь 30% молодежи, занятой в материальном производстве, предпочли бы работу на государственном предприятии или в учреждении.

Возможности выбора места работы для сельской молодежи еще более ограничены, чем для городской. Для 6,9% это разваливающиеся колхозы и для 17,2% - предприятия с акционерной формой собственности. В личных (фермерских) хозяйствах заняты в материальном производстве лишь 5,7% молодых людей.

Доверие со стороны молодежи к госсектору в материальном производстве продолжает сокращаться.

Вместе с тем сегодня уже больше половины молодежи занято в негосударственном секторе, который становится главным фактором ее интеграции в сферу материального производства. Следовательно, поиск новых форм стимулирования и социальной защиты интеграционного поведения молодежи в этой сфере приобретает в молодежной политике характер приоритетного направления.

По характеру труда в материальном производстве молодежь распределилась следующим образом: 85,4% работают по найму, 2,3% владеют бизнесом с наемным трудом, 4,1% работают по найму и имеют собственный бизнес, 3,9% заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 4,3% - другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). То есть подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу. Лишь немногим более 2% молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями. И около 10% занимаются малым бизнесом.

Это значит, что развитие молодежного предпринимательства и малого бизнеса, осуществляемое в рамках государственной молодежной политики, распространяется по меньшей мере на каждого десятого молодого человека, занятого в сфере материального производства. Повышение эффективности этих мероприятий имеет важное значение для роста производства в стране.

За последние 2 года произошли некоторые изменения в уровне образования и профессиональной подготовки молодежи, занятой в сфере материального производства. Отмечается приток в материальное производство молодежи с общим средним и средним специальным образованием. Каждый второй имеет среднее специальное образование (55,5%) и каждый восьмой (12,2%) - незаконченное высшее и высшее образование. Это значит, что почти 70% молодежи в материальном производстве имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале данной сферы.

О положении молодежи в материальном производстве можно судить также по уровню ее квалификации, по степени соответствия профессии выполняемой работе, по отношению к своей профессии.

Чем выше оценки этих показателей, тем устойчивее социально-профессиональное положение молодых людей и выше уровень их социально-профессионального статуса в материальном производстве (см.табл. 7).

Таблица 7

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]