Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vopros_2.docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
248.89 Кб
Скачать

8.Внутренняя форма слова

«потебня,мысль и язык» Внутренняя форма слова, произнесенного говорящим, дает направление мысли слушающего, но она только возбуждает этого последнего, дает только способ развития в нем значений, не назначая пределов его пониманию слова. Слово одинаково принадлежит и говорящему, и слушающему, а потому значение его состоит не в том, что оно имеет определенный смысл для говорящего, а в том, что оно способно иметь смысл вообще. Только в силу того, что содержание слова способно расти, слово может быть средством понимать другого.

Искусство то же творчество, в том самом смысле, в каком и слово. Художественное произведение, очевидно, не принадлежит природе: оно присоздано к ней человеком. Факторы, например статуи, — это, с одной стороны, бесплотная мысль ваятеля, смутная для него самого и недоступная никому другому, с другой — кусок мрамора, не имеющий ничего общего с этою мыслью; но статуя не есть ни мысль, ни мрамор, а нечто отличное от своих производителей, заключающее в себе больше, чем они. Замысел художника и грубый материал не исчерпывают художественного произведения, соответственно тому как чувственный образ и звук не исчерпывают слова. В общих случаях и та и другая стихии существенно изменяются от присоединения к ним третьей, то есть внутренней формы. (Важно продемонстрировать форму через сравнение с междометием).До сих пор, говоря о том, как звук получает значение, мы оставляли в тени важную особенность слова сравнительно с междометием, — особенность, которая рождается вместе с пониманием, именно так называемую внутреннюю форму *. Нетрудно вывести из разбора слов какого бы ни было языка, что слово собственно выражает не всю мысль, принимаемую за его содержание, а только один ее признак. Образ стола может иметь много признаков, но слово стол значит только постланное (корень стл тот же, что в глаголе стлать), и поэтому оно может одинаково обозначать всякие столы, независимо от их формы, величины, материала. Под словом окно мы разумеем обыкновенно раму со стеклами, тогда как, судя по сходству его со словом око, оно значит: то, куда смотрят или куда проходит свет, и не заключает в себе никакого намека не только на раму и проч., но даже на понятие отверстия. В слове есть, следовательно, два содержания: одно, которое мы выше называли объективным, а теперь можем назвать ближайшим этимологическим значением слова, всегда заключает в себе только один признак; другое — субъективное содержание, в котором признаков может быть множество. Первое содержание слова есть та форма, в которой нашему сознанию представляется содержание мысли. Поэтому, если исключить второе, субъективное и, как увидим сейчас, единственное содержание, то в слове остается только звук, то есть внешняя форма и этимологическое значение, которое тоже есть форма, но только внутренняя. Внутренняя форма слова есть отношение содержания мысли к сознанию; она показывает, как представляется человеку его собственная мысль. Этим только можно объяснить, почему в одном и том же языке может быть много слов для обозначения одного и того же предмета и, наоборот, одно слово, совершенно согласно с требованиями языка, может обозначать предметы разнородные.

(В ряду слов того же корня, последовательно вытекающих одно из другого, всякое предшествующее может быть названо внутреннею формою последующего. Например, слово язвить, принимаемое в переносном смысле, значит собственно наносить раны, язвы; в слове язва все признаки раны обозначены, положим, болью: язва — то, что болит; боль в неизвестном слове того же корня названа жжением: болит то, что горит, жжет (у Памвы Берынды слово язва объяснено словом жжение). Допустим, что встречаемый в санскрите корень всех этих слов индh, жечь, гореть, есть древнейший, не предполагающий другого слова и прямо образованный из междометия: что будет внутреннею формою этого слова? Разумеется, то, что связывает значение (то есть, здесь, образ горения и горящего предмета, заключающий в себе в зародыше множество признаков) со звуком. Связующим звеном может здесь быть только чувство, сопровождающее восприятие огня и непосредственно отраженное в звуке индh. Чувством и звуком, взятыми вместе (потому что без звука не было бы замечено и чувство), человек обозначал полученное извне восприятие. Так как чувство мыслимо только в отдельном лице и вполне субъективно, то мы принуждены и первое по времени собственное значение слова назвать субъективным, тогда как выше собственное значение вообще, внутреннюю форму мы считали объективною стороною слова. Понимание, упрощение мысли, переложение ее, если так можно выразиться, на другой язык, проявление ее вовне начинается, стало быть, с обозначения ее тем, что само невыразимо, хотя и ближе всего к человеку. Роль чувства не ограничивается передачею движения голосовым органам и созданием звука: без вторичного его участия не было бы возможно самое образование слова из созданного уже звука.)

Теперь из словаря. Они связывают внутреннюю форму с мотивировкой:

Термин внутренняя форма слова в этом значении был введен в лингвистический обиход в середине 19 в. А.А.Потебней. Словосочетаниевнутренняя форма восходит к русскому переводу термина В. фон Гумбольдта innere Sprachform (внутренняя форма языка), однако содержательно здесь речь идет о разных вещах: под внутренней формой языка Гумбольдт имел в виду своего рода свидетельство «духа народа», заключенное в строе его языка.

В своей работе 1862 Мысль и язык Потебня писал: «В слове мы различаем:внешнюю форму, т.е. членораздельный звук, содержание, объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму, или ближайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражается содержание. При некотором внимании нет возможности смешать содержание с внутреннею формою. Например, различное содержание, мыслимое при словах жалованье, лат. annuumpensio, франц.gage, может быть подведено под общее понятие платы; но нет сходства в том, как изображается это содержание в упомянутых словах: annuum – то, что отпускается на год, pensio – то, что отвешивается, gage первоначально – залог, ручательство, вознаграждение и проч., вообще результат взаимных обязательств, тогда как жалованье – действие любви, подарок, но никак не законное вознаграждение, не следствие договора двух лиц».

Таким образом, внутренняя форма – это след того процесса, при помощи которого языком было создано данное слово, по выражению Ю.С.Маслова – «сохраняющийся в слове отпечаток того движения мысли, которое имело место в момент возникновения слова». Так, например, птица кукушканазвана так, потому что она кричит «ку-ку!», слово окно связано со словомоко; здесь в основу номинации положена идея «глаза», которая участвует в построении концепта окна как источник метафорического переноса («окна у дома – как глаза у человека») – или же метонимического (окно – это как бы продолжение нашего глаза, ср. глазок «маленькое окошко»). Слово черника отсылает к цвету обозначаемой ягоды, а слово воспитание – к идее питания; здесь при формировании понятия был использован механизм метонимии или синекдохи: питание ребенка – это, очевидно, составная часть его воспитания. Этот «след движения мысли» может быть более или менее заметным, а может и вовсе теряться в глубине веков; в последнем случае говорят об утрате, или отсутствии у данного слова внутренней формы. Так, например, слова темница и светлица имеют внутреннюю форму, а тюрьма и комната – нет.

Билет 9.Художественый образ, специфика словесного художественного образа.

Это художественное произведение,взято е в его целостности и рассмотренное под опредленным углом зрения

Целостное познание действительности взято е в специфическом аспекте материи и сознания

Форма отображения действительности искусством, конкретная и вместе обобщенная картина человеческой жизни, преображенная в свете эстетического идеала, связанная при помощи творческой фантазии

  1. Определение

Образ вообще – результат освоения сознанием человека окружающей действительности. Художественный образ – эстетическая категория, характеризующая результат осмысления автором какого-либо явления, процесса, объективированный в форме целого произведения или его отдельных фрагментов. ( литературное произведение может включать в себя систему образов). Материальным носителем образности в художественной литературе является слово, речь.

  1. Истоки теории образа

Истоки теории образа лежат в античности ( учение о мимесисе). Развернутое обоснование понятия , близкое к современному, дано в немецкой классической эстетике, особенно у Гегеля. *Художественный образ по Гегелю есть результат «очищения» явления от всего случайного, результат его «идализации».

  1. Специфические черты словесного художественного образа

• Художественный образ всегда несет в себе обобщение, т.е. имеет типическое значение. Любой образ воспринимается как некая целостность. Образ может иметь репрезентативный характер, когда выделяются какие-то черты реального предмета, или может быть символом. Художественный образ-символ особенно характерен для лирики (образ паруса у Лермонтова и т.д.). Собственные имена литературных героев часто становятся нарицательными, что служит ярким показателем обобщающего смысла художественного образа. ( Онегин, Хлестаков и т.п). «Знакомым незнакомцем»литературный персонаж становится в результате творческой типизации, т.е. отбора определенных сторон жизненных явлений и их подчеркивание, гипреболизация.

• Художественный образ экспрессивен, т.е выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. Об идейно-эмоциональной оценке автором изображаемых характеров свидетельствует прочно укоренившаяся традиция деления героев на положительных и отрицательных.Приемы выражения автроской оценки – оценочная лексика, тропы и тд.

• Художественный образ самодостаточен, он есть форма выражения содержания в искусстве. Однако будучи воплощением общего, существенного в индивидуальном, х.о. может порождать различные толкования, интерпретации. А.А.Потебня подчеркивал многозначность образа, на примере жанра басни наглядно показывая возможность выведения из басенного сюжета различных нравоучений.

  1. ***В литературном произведении можно выделить виды образа, различающиеся по своей функции:

  • образ-представление (чаще всего описание)

  • образ-персонаж (становясь персонажем, любой предмет приобретает человеческие (антропоморфные) качества) – чаще всего состоит из портрета и рассуждения персонажа. От рассуждения как компонента образа-персонажа следует отличать внехудожественные высказывания автора (напр. философские отступления в «Войне и мире»)

  • голос (первичный субъект речи) – присутствуют в произведении только как голоса (лирический субъект, повествователь в эпических произведениях)

  • иносказательные образы (аллегория, символ). В отличие от тропов, т.е. использования переносных значений слов, аллегория и символ – иносказательные образы, слагаемые мира произведения!

+тропы и фигуры речи в качестве средств создания образов. Тропы высвечивают те или иные грани, свойства предметов, участвуя в создании образа как эстетического объекта. Но это не самостоятельные образы: они не изменяют тему высказывания, оставаясь за пределами мира произведения. (напр, «белые звездочки в буране» – образ снежинки).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]