Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕКЦИИ ВНД[1].DOC
Скачиваний:
16
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
3.69 Mб
Скачать

3. Методы определения динамичности корковых процессов.

Определение динамичности нервной системы обычно быстротой научения. Любой процесс обучения или освоения навыка есть установление определенных условно-рефлекторных связей в коре головного мозга. Для установления и закрепления таких связей требуется время и определенная многократность повторений. Скорость образования условного рефлекса может быть оценена по количеству сочетаний условного и подкрепляющего раздражителей, необходимых для появления и закрепления УР.

При определении динамичности НС обычно используют фотохимические, электрокорковые и кожно-гальванические условные рефлексы.

В методиках, основанных на фотохимических условных рефлексах, в качестве условного раздражителя обычно используют слабый световой стимул, не вызывающий изменений чувствительность зрительного анализатора (слабый красный свет), в качестве подкрепляющего – сильный световой стимул, вызывающий рефлекторное закрывание глаз испытуемого и снижение чувствительности зрительного анализатора. Об образовании условного фотохимического рефлекса судят по падению чувствительности зрительного анализатора, которое возникает в ответ на действие только условного раздражителя. У лиц с высокой динамичностью нервного возбудительного процесса выработка УР наступает уже после 2-4 сочетаний, у лиц с низкой динамичностью требуется больше сочетаний условного и подкрепляющего раздражителей.

В методиках, основанных на электрокорковых условных реакциях, учитывают условно-рефлекторные изменения, регистрируемые с помощью ЭЭГ. В качестве условного раздражителя обычно используют звуковой стимул, в качестве подкрепляющего – свет, вызывающий блокаду альфа-ритма в зрительных областях коры. Об образовании УР судят по блокаде альфа-ритма, которая возникает в ответ на действие только условного звукового сигнала. У людей с высокой динамичностью НС блокада альфа-ритма возникает через 2-3 сочетания и сохраняется в течение 5 и более секунд. У лиц с низкой динамичностью блокада альфа-ритма возникает с трудом и только после многократных сочетаний.

В методиках, основанных на кожно-гальванических рефлексах (КГР). обычно используют условно-рефлекторные изменения электрокожного сопротивления. КГР отражает активность ретикулярных образований, воздействующих на симпатический отдел вегетативной НС. Для выработки КГР в качестве условного раздражителя берут либо слабый красный свет, либо слабый звуковой сигнал. В качестве подкрепляющего раздражителя – сильный свет, вызывающий рефлекторное закрывание глаз и изменение КГР. Оценка результатов производится по известному уже вам принципу.

4. Методы определения лабильности нервной системы.

Оценка свойства лабильности НС чаще всего производится по показателям критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ). Данная методика характеризует способность зрительного анализатора воспринимать раздельно короткие световые сигналы, следующие друг за другом с предельной для восприятия частотой. Различение мельканий, отделенных друг от друга короткими интервалами времени, возможно при условии быстрого прекращения нервного процесса, вызванного предыдущей световой вспышкой. В случае инертности нервного процесса действие предшествующего импульса будет накладываться на действие последующего и сливаться с ним. Мелькания будут восприниматься уже как равномерное световое поле. Чем больше величина КЧСМ в герцах, тем выше лабильность НС.

Свойства НС накладывают свой отпечаток на психологический склад человека, динамику его психической деятельности. В частности показано, что характеристики переключения и распределения внимания связаны со свойством подвижности, а объем, концентрация и распределение внимания – с силой нервных процессов.

Показано преимущество сильных нервных процессов в запоминании достаточно больших объемов информации, трудных для семантической обработки (т.н. «запечатление»), и, напротив, преимущество слабых нервных процессов при возможности применения различных способов группировки стимульного материала.

Типологические свойства НС накладывают свой отпечаток и на особенности вегетативного реагирования. Еще И.П. Павлов указывал, что наиболее выносливыми по отношению к жизненным нагрузкам являются люди сангвинического типа, при этом в понятие выносливости он вкладывал и выносливость органов и систем. Как известно, деятельное состояние любого рода сопровождается комплексом вегетативных реакций – изменением ЧСС, АД, ЧД и т.д. Специальными исследованиями было показано, что даже в состоянии условного покоя у лиц с низким уровнем развития свойств силы и функциональной подвижности основных нервных процессов, отмечается более высокая возбудимость симпатического отдела вегетативной нервной системы. Наиболее ярко данная особенность выявляется при выполнении функциональных нагрузок и особенно в условиях эмоционального стресса. Например, для «слабых» предстартовое (предэкзаменационное) состояние характеризуется появлением резких сдвигов со стороны аппарата дыхания и кровообращения, интенсификацией обменных процессов.

Развитие учения о свойствах ВНД способствовало появлению представления о различии индивидуумов по уровню адаптивности. При этом уровень адаптивности связывается с характером реактивности. В.П. Казначеев предложил классификацию по характеру протекания адаптивных процессов на:

1) «спринтеров» (быстро развивающиеся, интенсивно протекающие, но кратковременные адаптивные сдвиги) и

2) «стайеров» (медленно развивающиеся, не чрезмерно интенсивные и длительно сохраняющиеся адаптивные изменения).

Последние лучше адаптируются к новым условиям обитания.

Другую классификацию по типам адаптивности сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке дают Л.Е. Панин и В.П. Соколов:

1-й тип – пластичный;

2-й тип – инертный, гипореактивный, «стайерский»;

3-й тип – гиперреактивный, «спринтерский».

Исследования Н.Н. Василевского свидетельствуют о том, что уровень адаптивности связан с параметрами электрической активности головного мозга. Показано, что фоновая ЭЭГ индивидуально весьма устойчива, и в то же время характеристики ее отдельных параметров существенно варьируют у различных здоровых людей. Это наводит на мысль о том, что основные элементы, составляющие ЭЭГ, находятся в определенной зависимости от некоторых глубоких стабильных качеств, которые можно связать с особенностями типов ВНД. В итоге был предложен ряд классификаций, основанных на разделении частотных составляющих и информационно-регуляционных показателей ЭЭГ.

Так, классификация Г. Уолтера основывалась на особенностях проявления в фоне альфа-ритма. Было выявлено три группы ЭЭГ:

-P (от слова persistent, устойчивый) – с устойчивой альфа активностью;

-R (responsiv) – с реактивным альфа ритмом и

-M (minus) – с отсутствием заметного альфа ритма даже при закрытых глазах..

Наиболее многочисленной оказалась группа R (две трети от общего числа обследованных); число лиц, отнесенных к группам P и M, составило одну треть и распределилось примерно поровну. Оказалось, что представители группы P обладают исключительно абстрактным образом мышления, практически не используют зрительных образов. Представитель другой крайней группы (М) обладают преимущественно зрительным, предметным образом мышления. Представитель группы R занимают промежуточное положение.

Легко заметить, что абстрактный и образный типы Уолтера соответствуют «мыслительному» и «художественному» типам ВНД по Павлову.

Г. Айзенком была выдвинута идея и разработана процедура измерения трех базисных свойств личности: нейротизма, экстра- и интроверсии и психотизма. Кратко остановимся на их описании.

Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) характеризует проявления реакций от «нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности». Нейротизм не тождественен неврозу, однако, у лиц с высокими показателями по данной шкале в неблагоприятных ситуациях, например, стрессовых, может развиться невроз. «Нейротическая личность» характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.

Экстраверт характеризуется общительностью, широким кругом знакомств, слабым контролем над эмоциями и чувствами. Напротив, типичный интроверт – это спокойный застенчивый человек, который отдален ото всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои с чувства под строгим контролем. Высокие показатели по экстраверсии и нейротизму часто соответствуют психиатрическому диагнозу «истерия», а высокие показатели по интраверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии.

Психотизм. В случае высоких показателей по этой шкале можно говорить о предрасположенности к психотическим отклонениям. «Психотическая личность» (не патологическая) рассматривается как эгоцентрическая, эгоистическая, мало контактная.

Айзенк много внимания уделял физиологическим коррелятам своих факторов. По его мнению, в основе интроверсии лежит слабость и низкая скорость генерации процесса возбуждения в сочетании с силой, скоростью и устойчивостью реактивного торможения. Он показал, что стабильный экстраверт соответствует сильному подвижному типу Павлова; нестабильный экстраверт – сильному неуравновешенному, возбудимому; стабильный интроверт – сильному уравновешенному, инертному; нестабильный интроверт – слабому типу.

Для исследования индивидуальных особенностей личности разработано много различных анкет-опросников. Наиболее часто используются: опросник Айзенка, опросник Кеттела и миннесотский личностный опросник (MMPI). Более подробно Вы познакомитесь с этими опросниками на практических занятиях и в курсе психологии.