Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СБОРНИК Гомель ТОМ 2 2012.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
8.78 Mб
Скачать

Литература

1. Баранов, А. А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: рук-во для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева; под ред. А. А. Баранова. — М., 2004.

2. Гурбо, Т. Л. Закономерности изменчивости физического развития детей Беларуси в период первого детства (с 4 до 7 лет): дис. … канд. биол. наук: 03.00.14 / Т. Л. Гурбо. — Минск, 2005. — 184 с.

3. Рост и развитие детей Волжского региона в связи с воздействием природных и антропогенных факторов / Е. З. Година [и др.] // III антр. чтения к 75-летию со дня рожд. акад. В. П. Алексеева «Экология и демография человека в прошлом и настоящем»: тез. докл. науч. конф., Москва, 15–17 нояб. 2004 г. / Ин-т археологии РАН. — М.: Энциклопедия росс. деревень, 2004. — С. 128–132.

4. Тегако, Л. И. Практическая антропология: учеб. пособие / Л. И. Тегако, О. В. Марфина. — Ростов н/Дону: Феникс, 2003. — 320 с.

5. Uwarunkowania rozwoju dzieci i młodziežy wiejskiej: Praca zbiorowa / Pod red. J. Zagórskiego, H. Popławskiej, M. Składa. — Lublin: Instytut Medycyny Wsi, 2004. — 849 р.

УДК 616.831-006-089

ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ КАК ФАКТОРЫ

ОПТИМИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ

ГЛИАЛЬНЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Куликова М. В., Палто Н. С., Куликова В. В.

Научный руководитель: к.м.н. А. Е. Сагун

Учреждение образования

«Белорусский государственный медицинский университет».

г. Минск, Республика Беларусь.

Введение

При анализе современной научно-медицинской литературы, посвященной исследованиям высокого уровня доказательности, можно выделить три основных и бесспорных фактора, определяющих прогноз в отношении больных глиальными опухолями ЦНС, к которым относятся гистологический тип опухоли, возраст и функциональный статус пациента. Вопрос об объеме хирургического вмешательства в отношении больных глиомами, пока остается дискутабельным.

Цель исследования

Анализ 7 факторов, таких как возраст, пол, локализация опухоли и ее гистологический тип, исходный функциональный статус, длительность заболевания, а так же объём хирургического вмешательства, для определения их прогностической значимости, в свете измерения качества жизни и радикальности хирургического вмешательства.

Материалы и методы исследования

Проведено исследование результатов хирургического лечения 114 больных глиальными новообразованиями головного мозга, оперированных в нейрохирургическом отделении Минской областной клинической больнице в период с 2003 по 2007 гг. Для анализа прогностической значимости полученных данных использовалась регрессионная модель Кокса.

Результаты исследования

При проведении однофакторного, так и многофакторного анализа для всех больных глиальными новообразованиями наиболее важными и независимыми факторами, существенно влияющими на выживаемость, оказались возраст (менее 40 лет, р = 0,0092) и гистологический тип опухоли (Low-grade глиомы, р = 0,0001). Для критериев пол и длительность заболевания не было получено статистически значимых различий в выживаемости (р = 0,15). Поскольку для больных низкозлокачественными глиомами медиана выживаемости не была достигнута, данная категория больных была исключена из дальнейшего анализа, для определения значимости прогностических критериев. При проведении многофакторного анализа наилучшие показатели выживаемости были получены у пациентов имеющих как минимум три из четырех характеристик: возраст < 40 лет, исходный статус по шкале Карновского > 70 баллов, полное удаление опухоли и ее локализация в лобной доле (медиана выживаемости составила для таких больных глиомами Grade III — 19 мес. и Grade IV — 12 мес.), что коррелировало с хорошими показателями качества жизни в послеоперационном периоде. Так же следует отметить, что хорошие показатели выживаемости не всегда коррелировали с хорошими показателями качества жизни и наоборот. Анализ выживаемости для пожилых пациентов (старше 60 лет), показал, что у данной категории пациентов определяющим фактором является исходный функциональный статус (р = 0,023), а не объем хирургического вмешательства (р = 0,054; вариант биопсии новообразования не рассматривался в исследовании). Статистически значимые различия были получены у пациентов с полным удалением High-grade глиом (14,2 мес.) по сравнению с частичным (11,9 мес., р = 0,02). Наилучшие результаты выживаемости были выявлены в группе больных оперированных с применением метода ультразвуковой диссекции аппаратом «Sonoca-300» компании «Söring», даже, несмотря на относительно «неблагоприятные» другие прогностические факторы, что очевидно связано с повышением радикальности хирургического вмешательства (удельный вес полных удалений глиом в данной подгруппе составил 63 %).

Таким образом, вопрос об объеме хирургического вмешательства в отношении больных глиальными новообразованиями не подлежит сомнению. Степень резекции опухоли однозначно коррелирует с хорошим прогнозом и радикальное удаление опухоли всегда предпочтительнее, если оно безопасно и возможно с минимальным функциональным риском. Всегда следует помнить о том, что максимальная резекция опухоли уменьшает количество неопластических клеток и может изменить клеточную кинетику, обеспечив большую чувствительность опухоли к химиотерапии, а также уменьшить статистическую вероятность малигнизации в клеточной популяции. Тем не менее, у пожилых пациентов с глиальными новообразованиями допустима менее агрессивная хирургическая тактика. Так же, не менее важным в последнее время, является смещение акцентов от показателей выживаемости в сторону показателей качества жизни оперированных пациентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Роль психоонкологии в лечении онкологических больных / Н. Н. Блинов [и др.] // Вопр. онкол. — 1996. — № 5. — С. 70–73.

2. Prognostic factors for survival in adult patients with cerebral low-grade glioma / F. Pignatti [et al.] // J. Clin. Oncol. — 2002. — Vol. 20. — P. 2076–2084.

УДК 616 – 009.7 – 008.6 – 089

ОЦЕНКА ВЫРАЖЕННОСТИ ПОСЛЕОПЕРЦИОННОГО

БОЛЕВОГО СИНДРОМА У ДЕТЕЙ

Куликова В. В., Куликова М. В.

Научный руководитель: к.м.н., доцент А. Е. Кулагин

Учреждение образования

«Белорусский государственный медицинский университет»

г. Минск, Республика Беларусь

Международная Ассоциация по изучению и исследованию боли характеризует боль как неприятное ощущение и эмоциональное переживание, возникшее в связи с настоящей или потенциальной угрозой повреждения тканей или описываемое больным терминами, характеризующими подобное повреждение. Причины возникновения боли: ноцицептивное воздействие (повреждающие факторы и неноцицептивное воздействие — эмоциональные и психологические факторы). Несмотря на достижения современной медицины, сохраняется повышенное внимание к проблеме боли у детей, в связи с повышением требований к качеству анестезиологического пособия и обеспечению комфорта пациентов в послеоперационном периоде. Актуальность темы обусловлена тем, что, несмотря на стремительное развитие медицины, во всем мире сохраняется сложность оценки болевого синдрома у детей. Затруднение оценки связано с тем, что дети не могут выразить чувство боли в достаточной мере для понимания взрослых, что обусловлено рядом анатомо-физиологических и психологических особенностей. Однако, хорошо известно, что не купируемый болевой синдром вызывает такие отрицательные реакции как:

 активацию симпатоадреналовой системы;

 усиливает катаболическую направленность метаболических процессов;

 стимулирует гликогенолиз и глюконеогенез;

 вызывает гипергликемию;

 увеличивает ОПСС, способствует развитию гипердинамического режима кровообращения;

 усиливается обмен веществ и возрастает потребность в кислороде.

Цель исследования

Оценить выраженность болевого синдрома в раннем послеоперационном периоде у детей в зависимости от вида анестезиологического пособия: комбинированная анестезия (ингаляционная и внутривенная) и каудальная анестезия.

Оценить адекватность обезболивания в раннем послеоперационном периоде у детей и потребность в анальгетиках в зависимости от вида проводимой анестезии.

Методы исследования

Для исследования выраженности болевого синдрома использовались мимическая шкала боли и шкала оценки боли (Hannlakk et al., 1991). Материалом для исследования послужили дети в возрасте от 3 до 6 лет, которые подвергались оперативному вмешательству по поводу различных форм гипоспадии.

Результаты исследования

В исследование вошло 40 детей, которые были разделены на две группы по виду анестезиологического пособия. В каждой группе по 20 детей. Состав детей по возрасту и виду анестезиологического пособия представлен в таблице 1.

Таблица 1 — Возрастной состав детей в зависимости от вида анестезии

Вид анестезии/возраст

Общая анестезия

Каудальная анестезия

3 года

4

2

4 года

5

8

5 лет

7

7

6 лет

4

3

Всего:

20

20

Оценка выраженности болевого синдрома производилась через 40 минут после поступления в отделение интенсивной терапии и через 3 часа после первого исследования. В ходе работы были получены следующие данные:

1. При первом осмотре в группе детей с каудальной анестезией: 70% детей (14 человек) – нет боли (0 баллов), 30% (6 человек) – их страдания минимальны (2 балла). Все дети из данной группы в первый час пребывания в отделении интенсивной терапии обезваливались по схеме анальгин+димедрол. Следует отметить, что 50 % детей, а именно дети в возрасте 3 и 4 лет, обезболивались по схеме анальгин+димедрол, остальные дети не потребовали обезболивания.

2. При первом осмотре в группе детей с общей анестезией: 60% (12 человек) – страдания несколько больше минимальных (4 балла), 20% (4 человека) – тяжелые страдания (6 баллов), 10% (2 человека) – очень тяжелые страдания (8 баллов), 10% (2 человека) – страдания минимальны (2 балла).

Следует отметить, что два ребенка в возрасте трех лет, которые оценили свой болевой синдром на 8 баллов (очень тяжелые страдания) в первый час пребывания в отделения реанимации обезболивались промедолом, остальные дети обезболивались по схеме анальгин+димедрол.

Через 3 часа после первого осмотра были получены следующие данные:

1. Группа детей с каудальной анестезией: 75 % (15 человек) — нет боли (0 баллов), 15 % (5 человек) — страдания минимальны (2 балла).

2. Группа с общей анестезией: 60 % (12 человек) — страдания минимальны (2 балла), 25 % (5 человек) — страдания несколько больше минимальных (4 балла), 15 % (3 человека) — нет боли (0 баллов).

Важно отметить, что 2 ребенка из второй группы, которые в первый час обезболивались промедолом, через 3 часа после первого осмотра указали по мимической шкале на 0 личико, что означает, что боль отсутствует.

Выводы

1. Применение каудальной анестезии у детей надежно купирует болевой синдром в раннем послеоперационном периоде.

2. При использовании общей анестезии дети в раннем послеоперационном периоде нуждаются в дополнительном введении анальгетических препаратов.

3. Послеоперационное обезболивание с применением анальгина и димедрола нельзя признать адекватным.

4. У детей в возрасте до четырех лет клиническая картина не всегда позволяет адекватно определить степень выраженности болевого синдрома, поэтому в данной возрастной группе следует прибегать как к анальгезии, так и к седации ребенка.