Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Великобритания.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
287.59 Кб
Скачать

Приобщение к политической деятельности

Следует различать два пути изучения процесса социализации и вовлечения в политику (или приобщения к ней) — дедуктивный и индуктивный. Первый определяет характер задачи, которую надо вы­полнить, и уже «под нее» подбираются люди, обладающие необходи­мыми навыками и дарованиями. Этот путь опробован и введен в поли­тику бизнес-менеджментом. Второй предполагает движение от частного к общему и мы, учитывая навыки и движущие мотивы определенных людей, спрашиваем себя: что могут сделать эти люди? Ограничения, накладываемые историей, существующими в обществе институтами и социализацией, делают этот путь более реалистичным.

Политические роли первостепенного значения принадлежат в Бри­тании членам правительства, высшим чиновникам и общественным деятелям, выполняющим те же функции, что и неформальные совет­ники президентов. Каждая из этих групп приобщается к политической деятельности своим путем. Чтобы стать министром, человек должен быть избран в парламент и суметь за несколько лет привлечь к себе внимание, приче'м в позитивном смысле. На государственную службу выпускник университета попадает, пройдя строгий отбор и победив в напряженной конкурентной борьбе; его дальнейшее продвижение по службе зависит от собственных достижений и одобрения вышестоя­щих. Общественный деятель получает доступ к министрам и высшим чиновникам либо благодаря тому положению, которого он добился в иных, не политических сферах, либо потому, что ведущие полити­ческие деятели испытывают к нему личное доверие.

Во всех трех случаях опыт оценивается положительно. Предпосыл­кой для успешной политической карьеры обычно является раннее ее начало. Однако для человека, надеющегося стать членом правитель­ства, опыт работы в муниципальных или региональных политических структурах и медленное постепенное восхождение по иерархической лестнице Уайтхолла — не лучший путь наверх. Гораздо эффективней в ранней молодости стать, например, парламентским помощником члена

340

палаты или политическим консультантом министра. Это после приоб­ретения нужных навыков и «стажа» позволяет скорее выдвинуться на первые роли.

«Географический фактор» также имеет немаловажное значение. Люди из высших эшелонов власти живут в Лондоне. Смена «хозяина» прави­тельственной резиденции на Даунинг-стрит не приводит к появлению в правительстве людей из других уголков страны, как происходит в Белом доме, где президент из Арканзаса сменяет уроженца Техаса или выход­ца из Калифорнии. Поскольку Лондон разительно отличается от боль­ших и малых городов, где проживают большинство британцев, суще­ствует резкий контраст между повседневной жизнью «творцов полити­ки» и людей, во имя и от имени которых они работают.

Члены правительства

Человек, ставящий своей целью пост министра, в качестве необ­ходимого первого шага должен стать парламентарием. Выдвижение на выборы в том округе, где победа будет обеспечена или весьма вероят­на, целиком зависит от региональных партийных органов, произво­дящих отбор. В Англии, в отличие от США, нет системы первичных выборов, где возможность волеизъявления имеют все избиратели. Кан­дидат не обязательно должен проживать в том округе, по которому бу­дет баллотироваться, и благодаря этому молодой человек прямо из уни­верситета может поступить на службу в аппарат парламента или в штаб партии, а потом «оглядеться» и выбрать в стране округ, где победа на выборах более или менее гарантирована или хотя бы реальна. Как пра­вило, у честолюбивого молодого политика на поиски такого места уходит несколько лет. Когда же наконец его кандидатуру отбирают для участия в выборах в том округе, где его партия рассчитывает на подавляющее большинство голосов, он проходит в палату и тогда уже может ждать рутинного переизбрания еще лет на десять или больше.

Став членом палаты, парламентарий прилагает усилия к тому, чтобы его заметили. Однако некоторые способы достижения этой цели (например, высказанные им и громогласно растиражированные СМИ сомнения в здравомыслии партийного руководства) могут осложнить его продвижение к министерскому креслу. Другие же — такие, как успешная полемика с лидерами оппозиции или умение хорошо ори­ентироваться в политически значимой проблеме, способствуют карь­ерному взлету. Не менее плодотворной оказывается и личная дружба с ведущими политиками своей партии.

Приобретенный в парламенте опыт не может пригодиться в рабо­те министра. Депутат в первую очередь имеет дело с людьми и говорит о тем, что надлежит сделать правительству. Министр же должен иметь | навык работы с документами и умение переводить общеполитические ^установки в конкретные, «технические» задачи, которые предстоит

341

решать его ведомству, а также способность принимать твердые и не­популярные решения.

Практика, предусматривающая назначения министров исключи­тельно из числа опытных парламентариев, ограничивает выбор и пре­пятствует общенациональному обсуждению кандидатур. Главе прави­тельства предстоит распределить около сотни министерских портфелей между примерно двумястами депутатами от правящей партии, имею­щими опыт работы в парламенте и не закрывшими себе доступ в каби­нет неопытностью, преклонным возрастом, политическим экстремиз­мом, ненадежностью или отсутствием интереса к своей потенциальной должности. При прочих равных условиях на пост заместителя министра будет назначен депутат, проведший в парламенте три срока.

Министр учится «в деле». Как правило, член палаты сначала полу­чает назначение на должность заместителя министра, затем становит­ся так называемым «государственным министром» и лишь после этого обретает статус полноправного члена кабинета. При этом его перево­дят из одного министерства в другое, что заставляет его изучать но­вые и новые сферы.

В среднем министр возглавляет определенное ведомство не более двух лет. Скорость ротации в Британии — одна из самых высоких в Европе. Министр, получающий новую должность в результате этих перестановок в кабинете, обычно не имеет опыта работы в новой для себя области, и ему требуется некоторое время, чтобы войти в «курс дела» и понять его специфические особенности. Энтони Кросленд, даровитый член правительства лейбористов, признавался: «Требуется полгода, чтобы "вынырнуть на поверхность", год — чтобы понять самое общее направление, и два года — чтобы начать реально управ­лять своим ведомством» [46]. То обстоятельство, что министры не раз­бираются досконально в порученной им сфере деятельности, застав­ляет многих критиковать саму систему назначения. Ее сторонники в ответ утверждают, что критики не учитывают того, что для успешной работы министра требуется прежде всего в совершенстве знать, как проводить в жизнь политику палаты общин.