Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
"История мусульманского мира. Монгольский перио...doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
3.8 Mб
Скачать

Кара коюнлу и ак коюнлу

После смерти Тимура Месопотамия и Азербайджан освободились из-под правления его потомков. Джалаирид Ахмад (см. выше стр. 35) сначала добился некоторого прогресса, тем не менее не смог консолидировать достаточной силы, чтобы противостоять войскам Кара Коюнлу («черные овцы») туркменов. Будучи однажды вассалами его предков, эти шиитские соплеменники приблизительно с 1375 года осели в регионе Мосула Северной Месопотамии и смежных частях Армении и Азербайджана и с 1390 года стали под властью амбициозного и воинственного вождя Кара Юсуфа. Последний, находившийся в довольно хороших отношениях с мамлюками Сирии, сначала прогнал сына Тимура Миран-Шаха и затем, когда тимуриды растрачивали свои силы в межусобной борьбе, победил Ахмада около Табриза в 1410 году и казнил его вместе с сыновьями. Столица Ахмада Багдад теперь пал в руки Кара Юсуфа и в 1421 году была уничтожена ветвь джалаиридской семьи, все еще правящей в южном Ираке и Шуштаре. 300 летнее владение семьи Артукида в Мардине и в частях региона Мосул также было разрушено в 1412 году Кара Юсуфом, который вел второстепенные походы во всех направлениях и готовился к крупному столкновению с сильным тимуридским Шахрухом (см. выше стр. 57), когда он умер в 1420 году. Перед тем, как разрешить все спорные вопросы по наследованию, Шахрух нанес сокрушительное поражение Кара Коюнлу, однако, не смог установить эффективный контроль над его родной землей Азербайджан. Старший сын Кара Юсуфа, Искандар, вел бродячий образ жизни, полной авантюр и сражений, не в пример к Джалал ал-Дин Мангубирди (см.выше стр. 9), до тех пор, пока один из его сыновей не убил его в 1437 году. После этого условия немного стали стабильными с наследником Искандара - Мирза Джаган-Шахом, который приходился ему братом, и он пользовался благосклонностью Шахруха и ему было официально поручено тимуридским правительством управление Азербайджаном. Сначала он поддерживал сердечные отношения со своим патроном. После смерти его хозяина он был в состоянии шаг за шагом отхватывать крупные части западной и южной Персии, в особенности, в 1452-1456 годы. Хотя позднее он был отброшен назад тимуридом Абу Саидом, тем не менее он сохранил контроль на Азербайджаном, Джибалом или Медией, Месопотамией (после увольнения местных правителей, которые были из его собственного клана), Кирманом и даже побережьями Оммана (Уман) в восточной Аравии. Его власти выразили сомнение в восстании его собственных сыновей, однако, страна оставалась нетронутой до 1466 года, когда он потерпел поражение и был убит Узун Хасаном, чью карьеру мы кратко уже обсудили выше. Через два года после этого события решительно все было покончено с государством Кара Коюнлу.

Его наследство перешло в руки турекменов из племени «Белая Овца» (Ак Коюн), близкого родственника «Черной Овцы», но шиитской веры, которые к концу правления Тимура установились на землях вокруг Едессы (Урфа), Амид (Дияр Бакр) и Сиваш под руководством Утман Бега по прозвищу Кара Илюк («Черная Пиявка»). После смерти основателя, владение было распределено в 1435 году среди его многочисленных сыновей по предложению принца Кара Коюнлу Искандара и таким образом вопрос временно был решен безболезненно. Однако, скоро туркмены «Белой Овцы» возобновили свои буйные карьеры. Дома и заграницей, среди своих и против Кара Коюнлу тюркские племена Малой Азии (в особенности, Дхул-Кадр и Караманлы) и мамлюки воевали без всякого перерыва.

В международной арене Ак Коюнлу стал важным субъектом лишь после 1449 года, когда Узун («длинный») Хасан, внук основателя, взял верх над своими родственниками и начал экспансию засчет Кара Коюнлу, которого он в конечном счете разрушил в 1466-1468 годах. Его успех в отражении одновременной атаки со стороны тимурида Абу Саида, которого он захватил в плен и казнил около Табриза в 1469 году, добавил к его владениям Джибал, Исфаган, Кирман и Фарс, которых теперь включил в состав западной и южной Персии. Он разумно избежал войны с тимуридом Хусейном Байкарой (см. выше стр. 62) ввиду возрастающей угрозы, идущей с запада. Последняя пришла не от мамлюков, хотя он часто вступал в стычки с ними, а от оттоманов, властелинов Константинополя с 1453 года, которые несмотря на его протесты и его попытки вмешаться, захватили греческое государство Требизонд (где правил его дядя по жене) и положили конец в 1460 и 1466-68 годы тюркским княжествам в Малой Азии - Кастамону и Караман (Карамания), соответственно. Чтобы компенсировать эту угрозу Узун Хасан последовал прецеденту, заложенному монголами и мамлюками и начал искать союза с Западной Европой. Поскольку генуэзцы должны были поддерживать хорошие отношения с оттоманами из-за своих крымских владений (см. выше стр. 42), то он в 1463 году приступил к переговорам с венецианцами, для которых оттоманы также представляли в равной мере серьезную угрозу. Венецианцы уже были вытеснены из Пелопоннеса и с 1462 года оттоманы вели открытую войну с ними в Албании. На самом деле, союз не привел какому-либо конкретному сотрудничеству между двумя партиями, поскольку правитель Ак Коюнлу потерпел жестокое поражение от оттоманов в сражениях в 1472 и 1473 годах на озере Керели (Бейшехер Гюлю) и на Тержане (около верхнего Евфрата между Эрзиняном и Эрзерумом), в то время как венецианцы были связаны по рукам в Греции и Кипре. Узун Хасан смог отойти в Азербайджан, но не мог себе позволить атаковать вновь оттоманов, как этого неоднократно не просили веницианцы, и умер 4/5 января 1478 года, прежде чем сумел реорганизовать свое государство. Внутренние беспорядки, которыми было занято государство Ак Коюнлу, которые могли сделать его легкой добычей своих соседей, не сделали нового оттоманского султана Баязида II более миролюбиво настроенным, чем его отец. Наследники Узун Хасана в течение несколько десятилетий сохранили свою независимость, как и туркмены Албистана (Абулустан) в зоне между империями Ак Коюнлу, оттоманов и мамлюков. В то же время Кипр, чьи лусигнанские (крестоносцы) короли были обременены египтеским гарнизоном с 1426 года, во главе со своей последней королевой Catharine Cornare, сдался ее родной стране Вениции.

С ростом сафавидов в Иране под шахом Исмаилом I (1501-1524) и восшествием на оттоманский трон Селима I (1512-1520) уже не оставалось независимого будущего землям между ними. В 1500-1514 годы сафавиды заняли Азербайджан, Джибал и Багдад, в то время как в 1515 году оттоманы аннексировали Аблистан и наложили свое господство на Дгул-Кадр (где Селим казнил своего деда) за счет мамлюков. Результатом конфликта стало завоевание всей Сирии и всего Египта (см. ниже стр. 65).

Хотя многие эпизоды и аспекты «Черной Овцы» и «Белой Овцы» остаются нераскрытыми, тем не менее ясно, что две туркменских династий не оставили какой-либо значительный след на мусульманской цивилизации Ближнего Востока. Не считая некоторое количество архитектурных памятников, особенно, в Табризе, в их счет невозможно отнести какие-либо культурные достижения, сравнимые с таковыми у их сафавидских и оттоманских наследников или их тимуридских и мамлюкских современников.

Сейчас следует проследить за судьбами Египта и Сирии во время второго периода правления мамлюков.