Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
1.65 Mб
Скачать

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

82

месту покушения выбежала жена Сергея Александровича, ве­ликая княгиня Елизавета Фёдоровна. Она кричала равнодушной толпе: «Как вам не стыдно, что вы здесь смотрите, уходите от­сюда!». Но толпа не двигалась с места, и никто голову так и не обнажил.

Сам И. Каляев вспоминал о покушении: «Я бросал на расстоя­нии четырёх шагов, не более, с разбега, в упор, я был захвачен вихрем взрыва, видел, как разрывалась карета. Помню, в меня пахнуло дымом и щепками прямо в лицо, сорвало шапку. Потом увидел шагах в пяти от себя, ближе к воротам, комья великокня­жеской одежды и обнажённое тело... Я огляделся. С лица обиль­но лилась кровь, и я понял, что мне не уйти, хотя было несколь­ко долгих мгновений, когда никого не было вокруг». Под крики «Держи!» полицейские схватили И. Каляева и отправили в участок. «Я был дерзок, издевался над ними, — рассказывал он. — Меня перевезли в арестный дом. Я заснул крепким сном...»

Иван Каляев не сомневался в своей дальнейшей судьбе: суд, приговор, казнь. Но до этого ему пришлось пережить ещё одно неожиданное событие. 7 февраля к нему пришла вдова убитого им великого князя — Елизавета Фёдоровна. Глубоко верующая христианка, она решила побудить И. Каляева к раскаянию, что­бы спасти, как она считала, не только его жизнь, но и душу. И вот состоялась эта удивительная встреча...

И. Каляева никто не предупредил о предстоящем свидании, поэтому он с недоумением смотрел, как в его камеру вошла за­плаканная женщина в трауре. «Когда она вошла ко мне, — вспо­минал он, — вся в чёрном, медленной походкой разбитого го­рем человека, со слезами на глазах, я не узнал её. „Жена я его", — прошептала великая княгиня, приблизившись ко мне. Она бес­помощно опустилась на соседний стул и продолжала плакать, опустив голову на мои руки». Чуть позже И. Каляев написал об этой встрече стихотворение, в котором были такие строки:

Вдруг женщина в чёрном,

как призрак, вошла.

«Жена я его», мне сказала.

И за руку крепко, присевши, взяла

И, глядя в лицо мне, рыдала.

И вспомнил я слёзы и эту печаль,

Я мать свою вспомнил родную,

Когда уходил я в безвестную даль,

Склонившись к её поцелую.

После продолжительного молчания И. Каляев сказал: «Кня­гиня, не плачьте. Это должно было случиться...».

«Вы, должно быть, много страдали, что решились», — про­изнесла Елизавета Фёдоровна. «Что из того, страдал ли я или нет, — отвечал арестованный. — Да, я страдал, но мои страдания я слил со страданиями миллионов людей. Слишком много вокруг нас льётся крови, и у нас нет другого средства протестовать против жестокостей правительства...»

миловании. После смерти великого князя она продала все свои драгоцен­ности и коллекцию произведений ис­кусства и израсходовала своё состоя­ние на создание православной Mapфо-Мариинской обители и больницы на 22 койки. Больница эта вскоре полу­чила репутацию образцовой. Сама Ели­завета Фёдоровна брала на себя са­мые тяжёлые обязанности — ухажи­вала за умирающими, помогала во вре­мя операций.

В апреле 1918 г. Елизавета Фёдоровна в письме подруге так передала свои чувства от происходящего в стране: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и к её детям, которые в настоя­щее время не знают, что творят. Разве это не больной ребёнок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день».

Через несколько дней великую княги­ню арестовали, как и других Романо­вых. В ночь на 18 июля 1918 г. вместе с пятью Романовыми её подвергли каз­ни в городе Алапаевске под Екатерин­бургом. При этом только одного из восьмерых казнённых, великого князя Сергея Михайловича, застрелили за по­пытку сопротивления. Остальных жи­выми сбросили в старую шахту. Перед казнью Елизавета Фёдоровна моли­лась, повторяя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».

Елизавета Фёдоровна упала на глуби­ну 10—15 м и после падения осталась жива. Рядом с ней оказался князь Иван Константинович. Хотя великая княги­ня и получила многочисленные пере­ломы и сильные ушибы головы, она оказала ему посильную помощь — пе­ревязала рану. Рассказывали, что ме­стные крестьяне ещё двое-трое суток слышали раздающиеся из-под земли молитвы и стоны...

Тела казнённых обнаружили пришед­шие в город белогвардейцы, которые и похоронили их. Могила великой кня­гини Елизаветы Фёдоровны находит­ся в Иерусалиме в православной церк­ви Марии Магдалины.

83