Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
1.65 Mб
Скачать

Казнь степана балмашева

Террориста Степана Балмашева, аре­стованного за убийство министра внут­ренних дел А. Сипягина, судили и при­говорили к повешению. Он отказался от помилования. Своим родителям С. Балмашев писал, будучи под арес­том: «Неумолимо беспощадные усло­вия русской жизни довели меня до та­кого поступка, заставили пролить че­ловеческую кровь. Я, разумеется, ни­сколько не раскаиваюсь в том, что сде­лал...». 3 мая Степана Балмашева каз­нили в Шлиссельбургской крепости. После его казни Г. Гершуни отпечатал листовку, в которой было такое сти­хотворение:

Ночью товарищ погиб,

Жить ему стало невмочь.

Труп его свежий зарыт

В ту же зловещую ночь.

С другом надёжным сойдись,

Острый клинок отточи,

Нужно не плакать, а мстить,

Мстить за погибших в ночи...

70

УБИЙСТВО ВЯЧЕСЛАВА ПЛЕВЕ

В 1903 г. полиция арестовала главу Боевой организации эсеров Григория Гершуни. Вскоре после этого руководителем Боевой организации стал его ближайший соратник Е. Азеф (см. ст. «Ев­гений Азеф»). Как потом выяснилось, Е. Азеф тайно сотрудничал с полицией. Однако это не помешало ему организовать два са­мых знаменитых покушения Боевой организации.

Первым из них стало покушение на министра внутренних дел Вячеслава Плеве. Мало кто навлёк на себя такую всеобщую ненависть интеллигенции, как В. Плеве. Его считали главным организатором кишинёвского еврейского погрома в 1903 г. (см. ст. «Черносотенцы»), В 1904 г. были совершены пять попыток покушения на министра. Сам он мрачно говорил: «Я знаю день, в который меня убьют. Это будет в один из четвергов. В четверг я выезжаю для доклада».

Переодевшись извозчиками и лоточниками, эсеры-боевики организовали тщательное наблюдение за министром. 15 июля 1904 г., когда В. Плеве ехал на доклад к царю, в его карету была брошена бомба. Сквозь стекло министр успел заметить подбегав­шего террориста. Б. Савинков так описывал взрыв: «От земли уз­кой воронкой взвился столб серо-жёлтого, почти чёрного по краям дыма. Столб этот, всё расширяясь, затопил на высоте пя­того этажа всю улицу. Мне показалось, что я видел в дыму какие-то чёрные обломки». От взрыва погибли В. Плеве и его кучер, семь прохожих получили ранения.

Пожалуй, убийство Плеве оказалось самым успешным из всех террористических актов эсеров. Оно вызвало огромную волну сочувствия к ним во многих слоях русского общества. Эсер С. Слётов вспоминал, как на заграничном эсеровском совещании узнали о смерти В. Плеве: «На несколько минут воцарился какой-то бедлам. Большинство обнималось. Кричали здравицы. Как сей­час вижу Н.: стоит в стороне, бьёт о пол стакан и со скрежетом зубов кричит: „Вот тебе за Кишинёв!"».

4 февраля 1905 г. Боевая организация эсеров совершила ещё одно покушение, привлёкшее всеобщее внимание. В Москве взрывом бомбы, брошенной Иваном Каляевым, был убит гене­рал-губернатор «первопрестольной» великий князь Сергей Алек­сандрович. Журналист Александр Шенский рассказывал о впечат­лении москвичей от этого покушения: «Убийство Сергея было своего рода народным праздником... На улицах поздравляли друг друга. Чувствовался необычайный подъём» (см. ст. «Иван Каляев»),

ПЕРВЫЙ СЪЕЗД ЭСЕРОВ

После начала первой русской революции численность партии эсеров резко возросла: от 1,5 тыс. до 65 тыс. человек. 29 декабря 1905 г. в Финляндии на острове Иматра открылся первый съезд партии эсеров. Он продолжался до 4 января. Делегаты приняли программу партии, которая открывалась партийным лозунгом

АРЕСТ

ГРИГОРИЯ ГЕРШУНИ

В мае 1903 г. полиция случайно вышла на след главы Боевой организации Гри­гория Гершуни. 13 мая его арестовали на небольшой железнодорожной стан­ции под Киевом. Историк Борис Ни­колаевский так описывал этот арест:

«Гершуни вышел на улицу и приоста­новился, якобы оправляя шнурки на бо­тинках, а на самом деле осматриваясь по сторонам: нет ли подозрительных симптомов. Их было — увы — больше чем достаточно: весь район был полон филёров. Заметив слежку, Гершуни по­дошёл к ларьку с фруктовыми водами и выпил стакан лимонаду. Филёры за­метили, что он волновался, рука дро­жала и едва держала стакан: Гершуни чувствовал, что на его шее затягивает­ся петля. Через несколько минут он был арестован...». Когда на Григория Андреевича надевали железные канда­лы, он поднёс их к губам и пылко по­целовал. Этот его жест произвёл силь­ное впечатление на свидетелей-поли­цейских...

Суд приговорил руководителя эсеров­ских террористов к смертной казни. Несколько недель Г, Гершуни провёл в камере смертников. Но вот в его ка­меру неожиданно явился председатель суда: «Господин Гершуни, я привёз Вам высочайшую милость. Вам дарована жизнь». «Я об этом не просил, Вы это знаете», — сдержанно сказал Г. Гер­шуни. «Да, я знаю...» — отвечал тот.

Казнь заменили заключением в кре­пость, а затем пожизненной каторгой на Акатуе. Оттуда Г. Гершуни удалось бежать в ноябре 1906 г., спрятавшись в бочке с квашеной капустой. В честь этого события он даже взял партийную кличку — Капустин.

Однако террористу, уже ставшему для своих товарищей живой легендой, не пришлось вновь возглавить эсеровский террор. Тигр Русской Революции, как прозвали его товарищи, скончался от тяжёлой болезни в возрасте 37 лет 16 марта 1908 г.

71