Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
1.65 Mб
Скачать

В учредительном собрании

После Февральской революции каде­ты старались по возможности отсро­чить выборы в Учредительное собра­ние, а ещё лучше — отложить их до конца войны. Вновь сказались их ста­рые опасения по поводу всеобщего из­бирательного права. В. Маклаков за­мечал, что Учредительное собрание «неизбежно утопит небольшое рус­ское культурное меньшинство в мас­се тёмных людей». Он писал: «Аля на­рода, большинство которого не умеет ни читать, ни писать, Учредительное собрание явится фарсом».

Выборы в Учредительное собрание проходили уже после Октябрьского переворота. Кадеты полагали, что боль­шевики станут чинить помехи их пред­выборной кампании. Но те предпочли просто не обращать на кадетов внима­ния. В. Набоков вспоминал о кадетском митинге в столице 5 ноября: «Мы ожи­дали большевистских демонстраций, обструкции... Ничего этого не про­изошло. Митинг привлёк исключитель­но кадетскую публику и прошёл с боль­шим подъёмом. После того была целая серия митингов. Настроение публики в общем было тревожное и угрюмое...».

На выборах в Петрограде конституци­онные демократы оказались второй по значению партией. Они получили 26% голосов (большевики — 45%). Однако в целом по стране кадетская партия по­терпела сокрушительное поражение, набрав менее 5% голосов.

101

Ф. Кокошкин.

ЗАПРЕЩЕНИЕ ПАРТИИ КАДЕТОВ

Вечером 28 ноября 1917 г. Совнарком принял декрет «Об аресте вождей граж­данской войны против революции». Он был направлен против кадетской пар­тии. В нём говорилось: «Члены руково­дящих учреждений партии кадетов, как партии врагов народа, подлежат аресту и преданию суду революционных три­буналов. На местные Советы возлага­ется обязательство особого надзора за партией кадетов ввиду её связи с корниловско-калединской гражданской войной против революции».

В тот же день власти арестовали не­скольких членов ЦК кадетской партии. Вскоре они предстали перед петроград­ским Революционным трибуналом. Всеобщее внимание привлёк процесс над графиней Софьей Паниной. Она была известна своей благотворитель­ной деятельностью. Царская полиция называла её «красной графиней».

С. Панину обвиняли в том, что она не отдала Совнаркому находившуюся у неё кассу Министерства просвещения. Писатель Марк Алданов рассказывал: «К графине Паниной трибунал отно­сился с уважением. Обвинитель Нау­мов несколько раз назвал её благород­нейшей личностью. В приговоре она была „предана общественному порица­нию" — однако с оставлением в тюрь­ме до возвращения 93 тысяч».

Несмотря на грозный декрет от 28 но­ября, в Советской республике ещё не­сколько месяцев продолжали выходить некоторые кадетские газеты (напри­мер, «Речь» под различными названия­ми выпускалась до августа 1918 г.). По мере того как разгоралась гражданская война, их издание прекратилось.

Для многих солдат и крестьян слово «кадет» превратилось в бранное; их называли не иначе как «врагами народа».

Уже после Октябрьского переворота и кровопролитных боёв в Москве кадет Владимир Вернадский с горечью отметил в своём дневнике: «В Москве студент — опять „враг народа"». И привёл слова одного из сво­их друзей: «Старая рознь меж­ду интеллигенцией и народом, очевидно, большая реальность, чем я думал».

КАДЕТЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Кадеты приняли самое деятельное участие в гражданской войне на стороне белого движения. Характерно, что первое время бе­логвардейцев в народе называли именно «кадетами».

В мае 1918 г. конференция кадетов в Москве решила «сохра­нить верность союзникам» и опираться на помощь их армий. Но П. Милюков тогда же занял иную позицию. Он считал, что союзники далеко и помочь не смогут, поэтому надо попросить помо­щи у недавнего противника — Германии. Милюков убеждал не­мецкое командование выбить большевиков из Москвы и Петро­града и установить там «всероссийскую национальную власть» (см. ст. «Павел Милюков»),

Однако у большинства кадетов позиция П. Милюкова вызва­ла возмущение. Ему пришлось сложить свои полномочия пред­седателя ЦК партии. Несколько месяцев спустя, после поражения Германии, эти противоречия внутри кадетской партии сглади­лись. В дальнейшем в течение всей гражданской войны кадеты единодушно искали военной помощи у стран-победительниц.

В развернувшейся борьбе кадеты поддерживали правитель­ства генерала А. Деникина и адмирала А. Колчака. На подчинён­ных им территориях проходили кадетские партийные конфе­ренции. Однако определяющую роль в этих правительствах иг­рали не кадеты или иные гражданские политики, а армейское командование. Военную диктатуру в тот момент кадеты считали единственным средством одержать победу над большевиками. У многих из них с этого времени возникло разочарование в идеях демократии вообще. Например, А. Тыркова, работая в армии А. Деникина, замечала, что приходится «отодвинуть на второй план демократическую программу». «Универсальность идеи за­падной демократии, — продолжала она, — обман. Мы должны иметь смелость взглянуть прямо в глаза дикому зверю, который называется народ...»

102

Вели кадеты и подпольную борьбу на территории Советской республики. Для подготовки восстаний они создавали тайные организации — Национальный центр, Тактический центр и др. Летом 1919 г. ЧК произвела многочисленные аресты, уничтожив­шие кадетское подполье в Москве. Многих его участников рас­стреляли.

В сентябре 1919 г. В. Ленин писал по поводу арестов среди интеллигенции: «Нельзя не арестовывать для предупреждения заговоров всей кадетской и околокадетской публики. Преступ­но не арестовывать её. Лучше, чтобы десятки и сотни интелли­гентов посидели деньки и недельки, чем чтобы 10 000 было пе­ребито. Ей-ей, лучше».

ПОСЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

В 20-е гг. деятельность кадетов продолжалась в эмиграции. В 1921 г. в Партии Народной свободы возникла Демократическая группа во главе с П. Милюковым. Её участники считали, что ка­деты должны признать происшедшие после Октября необрати­мые перемены. Например, они предлагали отказаться от идеи «единой и неделимой России» и согласиться с существованием федерации, признать уже совершившуюся передачу земли кре­стьянам. П. Милюков и его сторонники надеялись на постепен­ное изменение Советской власти «изнутри».

Тогда же, в 1921 г., в Праге вышел знаменитый сборник «Сме­на вех». «Сменовеховцы» (в основном кадеты) пошли ещё даль­ше: они считали, что надо помочь внутреннему перерождению