Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
К звездам!.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
1.34 Mб
Скачать

Формулировка принципа максимума свободы

Мы сделали очень важную вещь: мы доказали, что состояние биологического или социального объекта можно охарактеризовать с помощью его свободы. То есть свобода является одной из характеристик объектов, как импульс, энергия или энтропия в физике. Но этого недостаточно для описания движения объектов. Ведь мы не знаем, как будет изменяться эта характеристика при взаимодействии, движении биологических или социальных систем. Так, в физике энергия замкнутой системы остается неизменной, а энтропия растет при любых происходящих процессах. Как же ведет себя свобода замкнутой системы? Ответ на этот вопрос дать очень сложно, так как на Земле нет естественных замкнутых биологических систем. Можно лишь сказать, что при искусственном уменьшении свободы биологического объекта его нормальное существование нарушается, как и при полном ограничении свободы (например, жук в плотно закрытой банке), через какое-то время система перестает вести себя как биологический объект. Но мы все-таки постараемся сформулировать основной принцип движения биологических и социальных систем (основным он называется потому, что любое биологическое или социальное движение является частным случаем действия этого принципа).

Каждая биологическая или социальная система стремится к увеличению своей свободы.

Или иначе, более объективно:

Свобода любой незамкнутой системы стремится к максимуму.

Под незамкнутой системой понимают такую, для которой характерен приток энергии извне (Земля получает энергию от Солнца, человечество разрабатывает полезные ископаемые и т.д.).

Вторая формулировка более объективна и соответственно, более полезна. Но факты, полностью подтверждающие (или опровергающие) ее, пока неизвестны, в то время как первая, субъективная, формулировка известна под несколько другим названием – борьба за существование.

2.3.

Способы изменения свободы биологических и социальных систем

Мы уже рассмотрели некоторые способы, с помощью которых биологические системы могут увеличивать свою свободу. Это, прежде всего, питание – увеличение свободы происходит за счет увеличения внутренней энергии организма; рост и размножение – увеличение свободы за счет увеличения количества взаимодействий; объединение клеток в один многоклеточный организм – увеличение свободы за счет увеличения потока информации в каждую отдельную клетку. Кроме того, социальные системы могут увеличивать свою свободу за счет увеличения возможности совершать социальное движение отдельных социальных организмов внутри данной системы.

Рассмотрим теперь еще один вид увеличения свободы биологических организмов, которой часто встречается в природе – накопление запасов на зиму грызунами (белки, бурундуки и т.д.). Это накопление происходит не путем увеличения запасов подкожного жира, как у многих хищников, а путем изменения внешней среды обитания. Можно сказать, что зимние хранилища продуктов являются внешними аккумуляторами энергии и, следовательно, свободы организмов, так как увеличивают возможность совершать движение в тяжелое зимнее время.

Эта способность высших животных аккумулировать свободу вне своего организма была впоследствии особенно развита людьми и является краеугольным камнем существующей сейчас технократической цивилизации. Но человек, по сравнению с животным, сделал шаг вперед – он стал аккумулировать свободу не только в форме запасов пищи, но и средств к ее добыванию – палка, топор, копье, лук, мотыга и т.д. Следующим великим шагом стал обмен одних аккумуляторов свободы на другие, и, как следствие, появление всеобщего эквивалента – денег.

Таким образом, деньги являются не чем иным, как наиболее распространенным аккумулятором свободы, ведь человек, владеющий большей суммой, имеет возможность приобрести больше материальных объектов, и, значит, вступить с ними во взаимодействие. Эта способность – обмениваться на другие аккумуляторы свободы (пища, транспорт) имеет основополагающее значение. Без этой способности деньги перестают быть деньгами и становятся просто бумагой или куском металла, так как сами по себе эти предметы обладают гораздо меньшей свободой. Для доказательства – один пример: представьте посреди пустыни двух людей, у одного из которых мешок бумажных денег, у другого – фляга с водой. Вопрос звучит, у кого больше шансов дойти до цивилизации и выжить?

Вообще теория обмена имеет довольно большое значение, и только с появлением рекламы и маркетинга данная теория приобрела черты научности. Это произошло после раскрытия значения образа товара в сознании покупателя при совершении сделки. Действительно, покупка происходит в том и только том случае, когда образ количества свободы, которой обладает данный товар, больше той свободы, которой обладает количество денег, указанное на ценнике. Другими словами, реальное количество свободы, заключенное в товаре, играет второстепенную роль, главное – тот образ товара, который сложился у покупателя. Очевидно, что образ того или иного предмета меняется во времени в зависимости от реальной способности увеличивать свободу человека, и это изменение как-то связано с той свободой, которой человек обладает в данный момент времени. Известны случаи, когда во время голода фамильные драгоценности менялись на килограмм муки, чего никогда бы не произошло в другое, не голодное, время (мы часто будем рассматривать экстремальные случаи, так как именно они являются простейшим с точки зрения анализа).

Очевидно, что обмениваться могут не только предметы, но и информация и труд. Последний процесс – обмен труда на деньги – почему-то вызвал резко негативную реакцию К. Маркса, создавшего теорию отчуждения, которая легла в основу коммунистической идеологии. Но, как показывает современный капитализм и более глубокий теоретический анализ, чувство неудовлетворенности возникает в случае неувеличения свободы социальных клеток в процессе их существования, а вовсе не владение (или невладение) средствами производства. В этом – глубокая ошибка Маркса, стоившая жизни сотен миллионов людей.

Для ответа на вопрос, каким образом социальные системы могут увеличивать свою свободу, рассмотрим простейшую из них – род или клан. В некоторых случаях семья тоже может выступать как отдельный социальный организм, но время ее существования мало по сравнению со временем существования рода, и поэтому уловить все особенности социального движения по движению одной семьи практически невозможно, как невозможно судить о движении сложного многоклеточного организма по движению одной его клетки.

Так же, как и биологические организмы, социальные могут увеличивать свою свободу путем увеличения своей внутренней энергии в процессе питания, но, в отличие от биологических, питание происходит по несколько иным законам. Главную роль здесь играют не сами продукты питания в обычном, бытовом смысле (они нужны только для обеспечения функционирования социальных белков - людей), а другие аккумуляторы свободы – деньги, земля, средства производства. Не последнюю роль в этом процессе играет институт частной собственности, так как именно он обеспечивает гарантии того, что однажды приобретенные аккумуляторы свободы останутся во владении рода. Очевидно также, что без существования данного института само существование родов как социальных организмов становится проблематичным, если вообще возможным. Именно поэтому всякий строй, отрицающий частную собственность, обречен на падение – рода как социальные организмы, действуя в соответствии с принципом максимума свободы, будут изнутри, постепенно, разрушать данное общество. Воспрепятствовать этому процессу можно или систематически уничтожая рода (каждая семья должна быть изолирована от родственных), или предоставляя родам другой способ (пока еще никому не известный) накапливать свободу в форме внутренней энергии.

Особый интерес представляют процессы роста и размножения родов. Оба этих процесса протекают с образованием новой социальной клетки – семьи, но процесс роста связан с полным поглощением этого нового образования одним из родов, представители которого образовали семью, причем родам заранее известно, кем из них эта новая семья будет поглощена. Процесс размножения связан с образованием своего собственного, отдельного рода новой семьей, что, как правило, сопровождается или с физическим удалением семьи от образовавших ее родов (переезд в другой город), что делает мало возможным взаимодействие между ними, или с моральным удалением (род не взаимодействует с семьей по причинам морального характера). Интересно, что в случае, когда на момент рождения новой семьи неизвестно, какому роду она будет принадлежать, а после создания у этой семьи по тем или иным причинам не получается создать свой род, между первоначальными родами начинается борьба за семью, что чаще всего приводит к ее распаду. Процесс распада семей особенно интенсивно протекает в государствах с неразвитой экономикой, где очень большой процент бедных семей, и которых уж коснулась эмансипация. Во избежание нападок представительниц феминизма следует отметить, что процесс эмансипации является вполне закономерным процессом, который увеличил возможность совершать движение огромного слоя населения – женщин.

Рассматривая государство первоначально как военный союз родов (так оно, в принципе, и возникло) скажем, что для государства тоже должны быть характерны эти основные пути увеличения своей свободы – питания, роста, размножения. Так, государство растет путем войн за территории; размножается путем деления. Но у государства, в отличии от ранее рассмотренных биологических и социальных систем, процесс размножения протекает довольно болезненно, всегда сопровождается социальными беспорядками, и в результате данного процесса появляются одно или несколько независимых государств. Этот процесс напоминает процесс деления клетки, что дает основание считать государство клеткой более сложной социальной системы – цивилизации.

2.4.