Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры по философии.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
20.12.2018
Размер:
123.49 Кб
Скачать

7. Аналитическая философия: сущность и направления. Логический позитивизм: верификация и фальсификация – критерии эпистемической осмысленности утверждений.

Аналитическая стратегия

Третья стратегия в современной философии.

Данная стратегия в основном связана с направлениями аналитической философии. Философская аналитика в основном направлена на исследование языковых средств выражения знания и сосредоточены на изучении основных значений слов, высказываний и семантических систем. У истоков аналитической философии стоят английский философ Бертра́н Рассел. В основном, исследования Рассела касались логических структур языка и, в первую очередь, естественного языка.

В 1921 г. публикуется работа немецкого философа Людвига Витгенштейна «Логико-философский трактат», в которой предпринимается аналитическая критика языка в применении к решению философско-познавательных проблем по разработке идеального языка науки. Появление этой работы положило начало появлению нового направления аналитической философии, получившее название логического позитивизма. Это направление начало активно разрабатываться целой группой учёных, объединённых в так называемый «венский кружок».

Исходной посылкой логического позитивизма являлась знаковая система как возможность представления целостной картины мира. При этом такое представление может быть как правильным, так и неправильным. Описание фактов знаковыми системами, согласно Витгенштейну, есть своего рода элемент языковой игры, так как язык всегда сопряжён с элементами той или иной деятельности. Поэтому сам процесс понимания выступает уже как чисто языковой процесс.

(Пример языковой игры. На озере плавало пять чёрных лебедей, через некоторое время к ним присоединилась два лебедя, нам важно узнать, какого цвета сложились стая лебедей на озере. Что не прояснено в этом высказывании? Истина должна быть одна. 5 чёрных лебедей плавало, 2 присоединились. Какого цвета стая? По ранее накопленным знаниям, можем делать выводы о том, что стая может быть смешанного цвета – белой и чёрной, либо стая чёрная, если присоединилось 2 чёрных лебедей. Но определенно мы можем сказать, что стая не может быть белой. Что нужно сделать в конструкции так, чтобы логически довести, чтобы стая была чёрной? Предикат: на озере плавало 5 чёрных лебедей, через некоторое время к ним присоединилось ещё два лебедя. НО! Чёрный лебедь не приплывёт к белым, и наоборот. Это биология. Надо обладать определённым знанием.)

Что касается непосредственно языка науки, то логический позитивизм выдвигает в качестве основного принципа, способного раскрыть знание в рамках научного утверждения принцип верификации. Этот принцип основывается на двух постулатах: 1) утверждение должно быть грамматически точно сформулировано, т. е. быть грамотно изложенным; 2) утверждение должно быть верифицируемым, т. е. мы должны иметь возможность подтвердить его с помощью наблюдений и дедуктивного метода. Исполнение двух этих постулатов и даёт возможность точно выразит знание через любое научное утверждение.

Один из представителей «венского кружка», в последующем основоположник философии науки Карл Поппер полагал, что в достижении степени достоверности нужно идти не от эмпрической составляющей, коей являлся принцип верификации, а от рационально-критической составляющей, принципом которой должна выступать фальсификация. Главная идея Поппера состояла в том, что истинным знанием может быть только то, которое, в принципе, возможно опровергнуть или фальсифицировать. Отсюда вытекает и то, что подлинная проверка гипотез заключается в её фальсификации, а не верификации (само по себе подтверждение чего-либо зачастую бывает практически просто невозможно). Поэтому, согласно Попперу, критерием научного утверждения является его фальсифицируемость, а не верифицируемость.

(Чтобы знание стало знанием. Должна быть возможность его опровержения. Знания, которые нельзя опровергнуть, не может считаться знанием. Это та данность, которая ничего не прибавляет науке. Если мы в состоянии что-то опровергнуть, то это знание продуктивно и имеет право на существование. Следовательно, потянет открытие новых знаний. Термин, конечно, неудачный. Скорее лучше «опровержение», оно не такое отрицательное по смыслу.)

В рамках аналитической стратегии, правда, как достаточно автономное направление часто рассматривают герменевтику – философского учения, связанного с искусством истолкования смысла текстов (греч. «истолковывать смысл»). У основ герменевтики стоят немецкий философ Ганс Гада́мер (Hans Gadamer). До него – Фридрих Шлеемахер. Ганс Гадамер считал, что герменевтическая парадигма (т. е. модель) может быть найдена в понимании текстов. Гадамер старается построить свой особый герменевтический круг.

Основной задачей герменевтики Гадамер видел в преодолении односторонней оринетации на факты науки и открытия внутри науки. Он считал, что условия получения истины несводимы к самой логике исследований. Чудо понимания, по выражению самого Гадамера, состоит не в том, что человеческие души через таинство текста сообщаются друг с другом, а то, что они оказываются причастными к общему для них смыслу.

(Какой текст мы имеем в виду? Если исторический, то герменевтический анализ будет иметь одну форму приложения, одни методы исследования. Здесь важно уже будет шире смотреть на тот предмет, к-й лежит перед вами – фолиант библейский, рукописи на древнем языке, письмена майя, надо расширять горизонт знаний. В другом ключе исследуется философская герменевтика. Расшифровке истинной поддаются вещи, изложенные не вполне понятно обычным языком. Надо обладать определёнными знаниями, искать аналогии того, что имеет в виду автор. У Канта: трансцендентальная философия Канта. Что такое «трансцендентальный»? Т.е. переступающий через что-то. Через границы возможностей или нашего чувственного познания, или нашего опыта, а также пределов нашего мышления, что присутствует за границами нашего разума. Кант выделил три формы познания: априорно-аналитическое, апостериорно-синтетическое, априорно-синтетическое.)

Заключая рассмотрение аналитической стратегии, необходимо отметить, что идеи аналитической философской школы дали толчок для дальнейших прикладных исследований в области математической логики, прикладной лингвистики, машинного перевода, построения искусственных языков.