Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кораблина Е.П. Искусство исцеления души.(по Тро....doc
Скачиваний:
68
Добавлен:
02.12.2018
Размер:
1.74 Mб
Скачать

Сказкотерапия

...Однажды жили-были существа в одной деревне на дне большой прозрачной реки. Течение реки молча проносилось над ними всеми молодыми и старыми, богатыми и бедны­ми, добрыми и злыми. Течение шло своей собственной доро­гой, зная лишь свое собственное хрустальное «Я». Все существа, каждый по-своему, крепко цеплялись за стебли и камни на дне реки, ибо цепляться было их образом жизни, а сопротивление течению тем, чему каждый учился с рождения. Но одно существо сказало наконец: «Мне надоело цепляться. Хотя я не могу этого видеть, но я верю, что поток знает, куда он т&Зет. Я отцепляюсь, и пусть он несет меня, куда захочет. Цепляясь, я умру от скуки». Другие существа засмеялись и сказали: «Глупец, отцепишься и поток, которому ты поклоняешься, швырнет тебя о камни и разобьет вдребезги, и ты умрешь скорее, чем о скуки!» Но он не обратил на их совет внимания и, глубоко вздохнув, перестал держаться, и сразу же его закрутило течение и швырнуло о камни. Однако он отказался прицепиться снова, и поток высоко поднял его, свободного, со дна, и больше он уже не был в синяках и не ушибался... (Р. Бах)

Кто из нас не любил в детстве сказки? Они были для нас одним из самых ярких источников познания жизни, окружающих людей, себя в этом мире. Каждый ребенок любит слушать, читать, сочинять и рассказывать сказки. Но речь пойдет не только о детях. Для взрослых людей сказки тоже очень важны, только у них сказки свои (фэн-тези, любовные романы и т. д.). Долгое время в сельской местности «рассказывание» волшебных сказок было ос­новной формой развлечения в зимнее время года. Тради­ция рассказывать сказки и передавать таким образом опыт

108

109

поколений сохранилась в некоторых культурах до наших дней.

Все мы родом из детства, и сказки не только влияют на нас, помогают понять внутренний мир, но и участвуют в процессе формирования нас как личностей.

Сказки наполнены символами, которые могут дейст­вовать на человека, обходя сознание. Один из уровней, на котором формируются поступки человека, его поведение — культурно-архетипическая обусловленность детства, а ребенок усваивает архетипы посредством слушания и чте­ния сказок- Волшебные сказки непосредственно отобра­жают психические процессы коллективного бессознатель­ного, поэтому по своей ценности для научного исследования и использования в психотерапевтической практике они превосходят любой другой материал. В сказ­ках архетипы предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме, благодаря этому архетипические образы дают нам ключ для осмысления процессов, происходящих в психике. Можно сказать, что сказка это зашифрован­ное знание человека о том, как ему выжить. Сказка помо­гает человеку увидеть пути собственного развития и отреа­гировать их, прожить травматический опыт, полученный в течение жизни.

Психоаналитики утверждают, что в любой сказке со­держится переживание какой-либо травмы. Если ребенок просит читать одну и ту же сказку, значит она содержит актуальную для ребенка травму. Психоаналитики понима­ют сказку как последовательное и непрерывно внедряемое в бессознательное ребенка методами гипнотического воз­действия искусственное травматическое сновидение, кото­рое несет в себе символически выраженное описание ти­повой травмы, развития и форм ее реагирования. Конечно, каждый человек будет реагировать только на то, что актуально для него в данный момент.

Один из видов работы со сказкой — ее чтение. Чтение сказок оказывает некоторую профилактическую помощь, в

процессе которой человек готовится к различным ситуа­циям. Ведь травма это не ситуация, а наше восприятие ее, травма происходит лишь тогда, когда мы не готовы к дан­ной ситуации. В сказке заложены принципы воспитания: добро и зло, любовь и ненависть, дружба и вражда, пас­сивное и активное отношение к жизни, ответственность за свои поступки и безответственность, жизнь и смерть.

Сказка описывает жизненный путь. Например, прак­тически в любой сказке, приходит время, когда герой (ге­роиня) уходит из родительского дома. В пути его (ее) ждут различные испытания, где он (она) учится использовать свои качества: ум, чувства, интуицию. Кульминация лю­бой сказки — это встреча со злом. В зависимости от раз­личных школ психотерапии, можно по-разному интерпре­тировать образы злых героев (Бабу-Ягу, Кащея, Дракона и т. д.). Например, психоанализ усматривает в них отрица­тельные образы матери и отца. Можно подходить к этому с такой позиции: «зло» содержится в каждом человеке, и, побеждая дракона в сказке, человек пытается встретиться с той частью себя, которую он или плохо знает, или вос­принимает как отрицательную. Тогда жизненный путь или путь героя в сказке становится путем познания. Только познав себя, герой возвращается уже изменившийся. Как мы видим, круг замыкается и завершается победой.

С точки зрения терапевтического воздействия Д. Миллс и Р. Кроули выделяют в сказках ряд общих черт. Они: ■$- обозначают в метафорической форме конфликт главно­го героя;

$■ воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (возможности и способности главного героя), а также в образах разбойников и разного рода препятствий (страхи и неверие героя); ■Ф- создают в образной форме аналогичные обучающие си­туации, где герой побеждает;

110

О- представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает;

"■♦• дают герою возможность осознать себя в новом качест­ве в результате одержанных побед;

> завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.

Например, гадкий утенок рождается не таким как все, уродливым, смешным, что отражает метафорический кон­фликт. Он встречает на своем пути и тех, кто смеется над ним, и тех, кто замечает его необычность: «...он некрасив, но у него доброе сердце, а плавает он не хуже остальных, даже немного лучше...» Кризисной ситуацией становится встреча с охотниками и собаками. Утенок остается жив и переоценивает свое уродство: «даже собаке не захотелось меня съесть!» По пути домой он встречается с различными аналогичными обучающими ситуациями, он учиться, раз­вивается, становится крепким. В конце концов он пре­вращается в белого лебедя и осознает себя в этом новом качестве, мудро оценивая свое прошлое: «Он чувствовал, что не зря прошел через все эти испытания и бедствия, это помогло ему оценить все счастье, всю красоту, которые его ожидали впереди...» Сказка заканчивается торжеством добра, которое вместе с утенком переживает и читатель.

Терапевтический эффект сказки заключается в иден­тификации с главным героем, в разделении его пережива­ний, и, соответственно, в трансформации, изменении вме­сте с героем. Практически в каждой сказке герой побеждает зло, используя те возможности, которых он в себе не знал или не замечал, или считал мешающими. Например, в сказке «Волшебник из страны Оз» волшеб­ник помогает персонажам осознать, что решение своих проблем надо искать в них самих. Поэтому один из тера­певтических смыслов этой сказки: человеку следует искать ответ, решения, возможности, ресурсы внутри себя.

Сказка «Колобок» показывает, что непрестанное дви­жение вперед помогает выжить. Герой попадает в разные ситуации и пытается найти выход из них. В этой сказке содержится амбивалентное отношение: с одной стороны, рождение нового существа, с другой — желание его унич­тожить (съесть). Движущий мотив сказки — страх оста­новки в развитии и регрессии. Мораль этой сказки может быть такой: твоя жизнь конечна, но ты должен успеть спеть свою песенку.

Анализируя сказки, важно помнить, что существуют как общие их интерпретации, так и индивидуальное их понимание. К. Юнг писал о том, что сказка — как снови­дение, фантазия, грезы. Поэтому очень важно выяснить, что значит сказка именно для данного человека. Одна и та же сказка может подвести разных людей к совершенно разным выводам и разным смыслам. Следовательно, кон­сультанту важно учитывать коллективный и индивидуаль­ный смысл сказки.

Читая или предлагая сказку или терапевтическую ме­тафору, мы обучаем ребенка или взрослого. Здесь действу­ют те же принципы, которые мы рассматривали в процес­се описания имаготерапии или библиотерапии. Поэтому сказки можно использовать в консультировании, не толь­ко читая или рассказывая, их можно придумывать. Сочи­нение сказок или историй может быть очень продуктив­ным как в индивидуальном консультировании, так и в работе с группой (например, дети в группе могут приду­мать общую сказку, добавляя по предложению). В этом случае сказка может иметь как терапевтический, так и ди­агностический характер. Ведь, придумывая сказку, мы, собственно, рассказываем о себе. Здесь, как и в других ме­тодах терапии искусством, действует механизм проекций. Сочиняя сказку, ребенок или взрослый отражают в ней внутренний конфликт и пытаются его решить. Можно придумывать совсем новую сказку, а можно переделывать, дополнять, домысливать, дописывать уже известную.

112

113

Один из приемов сказкотерапии — рисование во время слушания. В данном случае рисование тоже выполняет две функции — диагностическую и терапевтическую. Ри­суя спонтанно, человек помогает себе выразить то, что с ним происходит. Особенно эффективно рисование, если сказка сопровождается музыкой, которая по своему эмо­циональному воздействию вторит сказке, навевая образы и смыслы, выделяемые клиентами. Рисуя спонтанно, важ­но прислушиваться к себе, отмечая, какую краску хочется выбрать, что нарисовать в следующий момент. Можно взять кисточку в неведущую руку и, не пытаясь анализи­ровать и оценивать, позволить себе выразить то, что хо­чется в данный момент.

Нередко сказка выступает в качестве релаксирующего средства. Например, цикл сказок Г. Азовцевой не только подводит к различным ситуациям, близким к жизни, но и обучает детей релаксации. Программа, составленная Г. Азовцевой, очень интересна, уникальна и содержит в себе как сами сказки, или, как называет их Галина, вол­шебные истории, так и релаксационные моменты: колы­бельную, подвижную игру и музыкальную паузу. Все сказ­ки объединены между собой и взаимосвязаны, но каждая построена на определенной проблемной ситуации, кото­рая актуальна не только для детей, но и для взрослых. В процессе работы со сказкой каждый клиент сам выбирает, на какой эпизод сказки ему реагировать. Феномен выбо-рочности главного для себя (выделения фигуры) потрясает тем, что один участник группы может услышать то, что совершенно не слышит другой, либо оба они по-разному слышат одну и ту же фразу и т. д. Слушая сказки, дети, перевоплощаясь в волшебных персонажей, получают но­вый опыт взаимодействия.

На перевоплощении в персонажей сказок строится прием проигрывания. Предлагая детям или взрослым про­играть сказку, важно помочь им выбрать тот персонаж, который наболее актуален для данной ситуации. Это мо-

жет быть персонаж, непонятный или вызывающий отри­цательные чувства. Проигрывая сказку, в какой-то момент можно уйти от оговоренного сценария и начать творить, додумывать, быть спонтанным. Идентифицируясь с тем или иным образом, человек может лучше понять его, а точнее, похожую часть в себе. Проигрывание позволяет клиенту не просто пассивно слушать сказку, а активно участвовать в ней, изменяя контекст.

Для проигрывания сказок нередко используют кукол. Чаще всего это пальчиковые куклы, но также могут ис­пользоваться марионетки или театр теней. Важно, чтобы дети по возможности сами участвовали в изготовлении кукол. Куклы помогают ребенку в косвенной форме выра­зить те чувства, мысли, состояния, которые он не может выразить прямо.

Итак, сказкотерапия очень разнообразна и открывает необозримые перспективы для творчества. Обращение к сказке поможет психотерапевту понять клиента, ведь все, что он делает, может быть просто-напросто разыгрывани­ем его любимой сказки. Таким образом, сказка выполняет профилактическую, диагностическую и терапевтическую функции. Исследование, проведенное С. Т. Посоховой со­вместно с Г. Г. Чичикиной, показало, что сказкотерапия обладает комплексным воздействием, которое затрагивает многие стороны психических образований. Под влиянием сказкотерапии происходит изменение не только способно­сти к самовыражению, но и развитие креативности и ин­теллекта, она также способствует ослаблению тревоги у детей старшего дошкольного возраста в ситуациях «ребе­нок—взрослый» и «ребенок в одиночестве». Сказки воз­действуют не только на детей, но и на взрослых, обраща­ясь к ребенку внутри них. Недаром во все времена существовали легенды, былины, притчи, мифы, которые помогали понять, принять и пережить трудные моменты... И если вы пишете сказки, читаете их, то ребенок внутри вас еще жив.

114

115