Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лапина-Чирикова1999.DOC
Скачиваний:
13
Добавлен:
24.11.2018
Размер:
521.22 Кб
Скачать

Глава 6. Особенности российского федерализма и перспективы новой региональной политики 115

1. Экономические ресурсы влияния региональной властной элиты 115

2. Ресурсы политического влияния региональных элит и стратегии федерального Центра 121

3. Ресурсы Центра и перспективы проведения новой федеральной политики 125

4. Новая концепция региональной политики: позиция федерального Центра 131

Список литературы 140

Введение

На пороге третьего тысячелетия Россия вступила в новой период своей истории. Жестко централизованная советская империя распалась, а новое федеративное государство только формируется. В ходе перераспределения властных полномочий между Центром и субъектами Федерации регионы приобрели большую политическую самостоятельность и новые полномочия в экономической сфере, а позиции региональных элит окрепли. Все чаще лидеры регионов выходят на общенациональный уровень, участвуют в принятии жизненно важных решений, становятся популярными, узнаваемыми политиками.

Настоящая работа ставит своей задачей анализ структуры властных отношений в регионе и взаимодействия элитных групп; особенностей поведения региональных руководителей и имеющихся в их распоряжении ресурсов власти; отношений, складывающихся между элитами федерального Центра и регионов. Особое место в ней уделено анализу политических ориентаций региональных элит. Идейные установки и политические стратегии главных действующих лиц в регионах влияют на политическое поведение населения и в целом определяют сложившийся здесь политический климат.

Интерес к функционированию региональной элиты не случаен. В условиях перехода от советского общества эпохи застоя к новым формам общественной организации советские элиты сумели достаточно быстро оправиться от потрясений, связанных с крушением социалистической системы, консолидироваться, переосмыслить свои цели и начать их реализовывать. Группы, занимающие ведущие позиции в системе власти и собственности и обладающие правом принимать стратегические решения в политической и экономической сферах, оказались единственными субъектами постсоветской действительности. Политические события 1999 года еще более утвердили ведущую политическую роль региональных элит в достижении политической стабильности в России, а их стремление принимать самостоятельные решения, не подчиняясь давлению федерального Центра, обозначилось как никогда отчетливо. Что стоит за политическим поведением региональной власти? Каким реальным потенциалом влияния на своих территориях она обладает? Кто и почему мешает или помогает властной и другим элитам региона осуществлять свои задачи в регионе? На эти и другие вопросы мы попытаемся дать ответ.

Предлагаемый анализ базируется на социологических, аналитических и экспертных материалах, посвященных становлению региональной власти в России. В основе предлагаемых обобщений - материалы мягких, глубинных интервью, проведенных с представителями элитных групп в четырех регионах России. О региональной власти в этих интервью размышляет не только властная элита, но и представители других элитных групп.

В выборку социологического исследования вошли четыре региона - Самарская, Кировская, Архангельская и Тверская области.1 Кроме названных областей, используя другие методы исследования, ( классификация около 400 фигур, вошедших в справочник “Кто есть кто в Республике Коми” ), были проанализированы процессы типологии и становления региональных элит на примере республики Коми. Рассмотрение проблем бизнеса и власти, политических установок и их гендерной специфики, базируется на материалах исследований, проведенных в Москве, Владимирской и Новгородской областях, Краснодарском крае, республике Татарстан.

Выбор данных регионов в качестве предмета исследования не был случаен. Названные территории обладают разным социально - экономическим потенциалом. Так, Самарская область относится к регионам с высоким уровнем социально - экономического развития, а Кировская входит в группу наиболее экономически слабых регионов России. Тверская и Архангельская области по формальным показателям занимают промежуточное положение на этой шкале, что придает им черты типичных российских провинций. Кроме этого, каждый из указанных регионов отличается специфическими формами взаимодействия элитных групп, в них формируются особые типы микрополитики, как в экономической, так и в социальной сфере.

Вошедшие в выборку исследования регионы обладают достаточно развитым элитным слоем, хотя уровень консолидации самой элиты представляется еще слабым. Эта особенность характерна и для остальных российских территорий, что делает возможным распространение полученных выводов на процессы становления региональной власти в целом по России.