Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия Том 2 Книга 3.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
01.11.2018
Размер:
4.5 Mб
Скачать

510 Тема 14. Развитие личности

да даже не приходит в голову усомниться в том, кто мы есть, поскольку это нам кажется очевидным. Получившие всеобщее признание иденти­фикации не осознаются, потому что они не ставятся под вопрос. Действи­тельно, любая попытка подвергнуть их сомнению может встретить значи­тельное сопротивление других людей.

Наши попытки проснуться раньше времени часто пресекаются, особенно те­ми, кто сильнее всех любит нас. Потому что они сами, благослови их Господь, погружены в сон. Они думают, что тот, кто просыпается, или ... осознает, что принимаемое за реальность является сном, сходит с ума1.

Процесс деидентификации затрагивает широкий круг проблем. Иден­тификация сознания с его содержанием приводит к тому, что человек не осознает более широкий контекст сознания, которое удерживает это содер­жание. Когда сознание идентифицируется с каким-то содержанием, то это содержание становится контекстом, в котором рассматриваются другие содержания. Таким образом, содержание сознания, ставшее контекстом, интерпретирует другое содержание и определяет значение, восприятие, мне­ние, мотивацию и поведение в соответствии с этим контекстом, что, в свою очередь, усиливает его влияние. Кроме того, этот контекст приводит в дви­жение психологические процессы, которые также усиливают его2.

Например, если появившуюся мысль «мне страшно» наблюдать и рас­сматривать такой, какая она есть, т.е. как просто очередную мысль, тогда она оказывает на нас слабое влияние. Однако, если происходит идентифи­кация с этой мыслью, то в этот момент реальность такова, что индивид ста­новится испуганным, и он вероятно будет порождать целый ряд страшных мыслей и соответствующих эмоций, идентифицируясь с ними, интерпрети­ровать свои неясные чувства как страх, воспринимать мир как пугающий и вести себя испуганно. Таким образом, идентификация запускает само­подкрепляющийся процесс, в ходе которого происходит дальнейшее под­тверждение реальности того, с чем идентифицировался индивид. Для чело­века, идентифицировавшимся с мыслью «мне страшно», все воспринимает­ся как подтверждение реальности его страха. Идентифицируясь таким образом, человек не осознает, что особенности его восприятия зависят от этой мысли «мне страшно». Данная мысль становится не тем, что можно наблюдать, скорее она становится той «призмой», через которую восприни­мается и интерпретируется все остальное. Сознание, которое могло бы быть трансцендентным и не предубежденным, становится суженным, т.е. сведен­ным к восприятию мира с единственной самоподкрепляющейся точки зре­ния. Это подобно модели того процесса, о котором говорилось выше.

1 Laing R. D. The politics of the family. N. Y.: Pantheon, 1971. P. 82.

2 См.: Erhard W. Workshop for Psychotherapists. San Francisco, 1977; Erhard W. Who is it who is healthy? // R. Walsh & D. Shapiro (Fxis.). Beyond health and normality: Explo­ rations of extreme psychological will-being. N. Y.: Van Nostrand Reinhold, in press; Walsh R. Initial meditative experiences // J. Transpersonal Psychol. 1977. 9. P. 151-192.

Уолш Р., Вот Ф. Что такое личность? 511

Мы находимся во власти всего того, с чем отождествляем себя. Мы можем управлять и контролировать все то, с чем перестаем себя отождествлять1.

Пока мы отождествляем себя с определенным объектом, мы остаемся в рабстве2.

Возможно, что эти мысли и убеждения устанавливают механизмы или алгоритмы, которые конструируют, опосредуют, направляют и поддер­живают возникающее в результате идентификации сужение сознания и выступают как ограничители представлений о том, кем мы должны быть. Будучи таковыми, они должны быть открыты для идентификаций, обес­печивающих дальнейшее развитие. Возможно, что эти убеждения пред­ставляют собой в конечном итоге важные защитные решения о том, кем и чем мы должны быть, чтобы выжить и оптимально функционировать.

Если вспомнить, что наше сознание обычно заполнено мыслями, с которыми мы невольно идентифицируемся, то становится очевидным, что, находясь в нашем обычном состоянии сознания, мы в буквальном смыс­ле находимся под гипнозом. Как и во всяком другом гипнотическом состоянии, мы не осознаем, что находимся в трансе и что наше сознание сужено, а также не помним, с чем мы идентифицировались до гипноза. Находясь в состоянии транса, кто мы есть, как не те мысли, с которыми мы идентифицируемся! Другими словами, те мысли, от идентификации с которыми мы не освободились, образуют наше состояние сознания, нашу идентичность и реальность!

Мы есть то, что мы думаем о себе.

Все, чем мы являемся, возникает с нашими мыслями.

Своими мыслями мы создаем мир.

Будда3

Мы поддерживаем мир своим внутренним диалогом4.

По-видимому, у всех нас действуют сходные механизмы, лежащие в основе гипнотической природы нашего обычного состояния сознания, хотя конкретные их содержания могут варьировать у разных людей и в разных культурах. Принятые в культуре убеждения и образы реальности имеют тенденцию широко распространяться среди людей и глубоко внедряться в их сознание6.

1 Assagioli R. Psychosynthesis: A manual of principles and techniques. N. Y.:Hobbs Dorman, 1965.

2 Wei Wu Wei. All else is bondage. Hong Kong: Hong Kong University Press, 1964.

3 Byrom T. The Dhammapada: The sayings 6f the Buddha. N. Y.: Vintage, 1976.

4 Castaneda C. Tales of Power. N. Y.: Simon and Schuster, 1974.

5 См.: Elgin D. Voluntary simplicity. N. Y., William Morrow, in press: Wither K. The spectrum of consciousness. Wheaton, III.: Theosophical Publishing House, 1977.