Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Словарь Речеведения.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
30.10.2018
Размер:
2.25 Mб
Скачать

Внутренняя речь

ем прочитанные книги и разговоры, молча читаем и пишем. В. р. — это и есть речь про себя, или скрытая вербализация, с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суж­дений. Элементы В. р. мы находим во всех наших сознательных вос­приятиях, действиях и переживаниях, в которых они проявляются в виде речевых установок или самоинструкций или в виде вербаль­ной интерпретации ощущений и восприятий. Все это делает В. р. весьма важным и универсальным механизмом умственной деятель­ности и сознания человека. Для В. р. характерны:

  1. свернутость и «агглютинированность» компонентов. В. р. — речь эллиптичная, строящаяся как своеобразное стохастическое, линейное сцепление семантических «смыслов», еще не облечен­ ных в конкретную словесную форму. Это становится возможным благодаря тому, что В. р. есть речь для себя. Естественно, что для того, чтобы эти «смыслы» могли функционировать в языковом мыш­ лении, они должны иметь материальную опору; но эта опора мо­ жет сводиться к минимуму, например к представлению начальных букв слов: «В. р. есть в таком смысле речь почти без слов» (Л.С. Вы­ готский);

  2. предикативный характер компонентов В. р.: она «вся состо­ ит с психологической точки зрения из одних сказуемых... Закон для В. р. — всегда опускать подлежащее...» (Л.С. Выготский);

  3. семантическая специфика компонентов В. р. и большая сте­ пень ситуативной контекстуальной обусловленности.

Переход от В. р. к внешней речи — это «переструктурирование речи, превращение совершенно самобытного и своеобразного син­таксиса, смыслового и звукового строя В. р. в другие структурные формы, присущие внешней речи..., ... превращение предикатив­ной и идиоматической речи в синтаксически расчлененную и по­нятную для других речь» (Л.С. Выготский).

В. р. возникает из внешней, является ее психологической транс­формацией, в которой наибольшее значение имеет даже не столь­ко ее «беззвучность», а прежде всего ее крайняя ситуативность, обобщенность и вытекающая из них словесная фрагментарность. Все эти специфические особенности В. р. при некоторых условиях (например, общности ситуаций) обнаруживаются и во внешней речи. Все это означает, что В. р. не может быть изолирована от внеш­ней и не может рассматриваться как независимое от нее явление.

Вместе с тем совершенно очевидна также и функциональная зависимость внешней речи от В. р. Это следует из того, что при всех более или менее отсроченных сообщениях своих мыслей (предмет­ных или словесных ассоциаций) мы предварительно фиксируем их

27

вокализ

с помощью В. р., составляя мысленный план или нечто вроде кон­спекта будущего высказывания. Еще более определенно это наблю­дается при письменном изложении, когда каждой написанной фразе и даже слову предшествует их мысленное произнесение с последу­ющим отбором наиболее подходящих. Но даже и при непосредст­венном сообщении своих мыслей в момент их возникновения все же их выражению во внешней речи предшествует появление ре-чедвигательных импульсов, которые во всех случаях, хотя бы на доли секунды, упреждают произнесение слова.

Хотя В. р. не может быть средством непосредственного общения людей друг с другом и выполняет главным образом функцию мыш­ления (и в этом смысле Выготский имел все основания называть ее речью «про себя» и «для себя»), тем не менее она выполняет очень важные подготовительные функции для общения людей. Благодаря В. р. создается «речевая установка» (Б.Г. Ананьев) или «установка на сообщение» (Б.Ф. Баев), вызывающая возбуждение соответству­ющих речевых стереотипов, и происходит отбор слов и фраз для последующих устных и письменных сообщений.

Лит.: Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Анань­ев Б.Г.. Психология чувственного познания. — М, I960; Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2; Горелов И.Н. Невер­бальные компоненты коммуникации. — М., 1980; Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // ВЯ. — 1964. — № 6; Леонтьев А.А. Психо­лингвистические единицы и порождение речевого высказывания.— М., 1969; Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968.

Л.Е. Тумина

ВОКАЛИЗ (фр. vokalise, от лат. vocalis — гласный звук, звуча­щий, поющий) — упражнение для постановки голоса, состоящее в пении мелодии на отдельные гласные звуки, иногда — на слоги.

Лит.: Музыкальная энциклопедия.— М., 1973 — 1982.

А. А. Князьков

ВТОРАЯ СОФИСТИКА — течение в античной культуре, воз­никшее в начале II в. н. э. в Малой Азии (Смирна, Эфес) и разви­вавшееся до конца IV в. Его ведущие представители Лукиан из Са-мосаты, Элий Аристид, Дион Хризостом, Либаний уже не разра­батывали собственно проблематику, связанную с софистикой, а главное внимание уделяли совершенствованию и отточенности ри­торической техники. Представители В. с. развивали традиции атти-кизма и азианизма в области риторики. Аттикизм (от Аттики) был ориентирован на строгие литературные каноны и нормы для каж-

28

выразительность

дого из трех типов ораторской и поэтической речи, восходящие к традициям выдающихся ораторов Афин IV в. до н. э. Азианизм — направление, возникшее в Малой Азии и главное внимание уде­лявшее увлечению стилистическими новшествами и формальны­ми эффектами искусства слова.

Представители В. с. уделяли много времени разработке класси­ческого риторического наследия, обращаясь к так называемому ка­нону десяти аттических ораторов, стремились воздействовать свои­ми речами (Элий Аристид, Либаний) на римских императоров.

Лит.: Аверинцев С. С. Софистика вторая // Литературный энцикло­педический словарь. — М., 1987; Борухович В.Г. Ораторское искусство Древ­ней Греции // Ораторы Греции. — М., 1985; Курбатов Г.Л. Ранневизан-тийские портреты. — Л., 1991 (глава 2 посвящена Либанию); Нахов И.М. Лукиан из Самосаты // Лукиан из Самосаты. Избр. проза. — М., 1991; О возвышенном. — М., 1994.

М.И. Панов

ВЫНОСЛИВОСТЬ (НЕУТОМЛЯЕМОСТЬ) ГОЛОСА- каче­ство профессионального педагогического голоса, характеризующее его с точки зрения высокой работоспособности голосового аппара­та и позволяющее вьщерживать длительную речевую нагрузку без вредных физиологических последствий с сохранением тембраль-ных, динамических и высотных параметров. В. г. обусловливается такими факторами, как врожденные особенности организма (в ча­стности, нервной и эндокринной систем), возрастом, акустиче­скими условиями и др. Вместе с тем В. г. повышается при правиль­но организованной постановке голоса. Можно даже сказать, что поставленным можно считать только голос, обладающий достаточ­ной для профессионального использования В. г.

Лит. : Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М., 1968; Фо-ниатрия и фонопедия. — М., 1990.

А. А. Князьков

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ — коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим под­бором и размещением средств языка <...> воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называ­ют выразительной». В. характеризует эффективность коммуника­тивно-целесообразного проявления индивидуальности автора ре­чи с помощью различных речевых средств. Это качество речи ха­рактеризует ее с точки зрения соотношения речь—сознание (см. качества речи).

29

выразительность

В. как коммуникативное качество речи — прежде всего крите­рий оценки эффективности речи (текста) в целом. В то же время понятие В. служит критерием оценки речевого мастерства, искус­ности автора речи (в рамках общего положительного эффекта). С этих позиций чаще всего оценивается эстетическая сторона вы­сказывания и качество его произнесения (исполнения). Обе эти грани подразумевают также и средства, которые способствуют со­зданию выразительного эффекта. Различные грани В. взаимосвя­заны и в высказывании, которое продуцирует (и произносит в том числе) автор речи, и в восприятии этого высказывания ре­ципиентом, что предполагает «импрессию» (положительное впе­чатление от текста).

На первое место по значимости в создании выразительного эф­фекта выходит индивидуальность автора речи (при условии, что ему есть что выражать). На этом базируется и один из самых рас­пространенных советов ораторам: «пропустить информацию через себя», т. е. выработать субъективно-оценочное отношение к пред­мету речи. Субъективно-оценочное отношение может иметь в своей основе как рациональную, так и эмоциональную оценку. В зависи­мости от этого выделяется два вида В. — информационная (пред­метно-логическая, логико-понятийная) и эмоциональная (чувст­венного выражения и воздействия). Оба эти вида имеют подвиды: открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы вы­ражения. Понятие В. распространяется на тексты всех функциональ­ных стилей. Соотношение видов и подвидов В. по основным стилям различно. Например, В. научной речи базируется на открытой ло­гичности и точности словоупотребления, что в то же время не ис­ключает воздействия на эмоциональную сферу сознания слушате­ля или читателя в целях усиления убедительности речи. В газетно-публицистической речи используются как информационные средства В. (вынесение существа официального сообщения в заголо­вок), так и эмоциональные (метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.), как скрытые (размещение материала на газетной полосе, отбор фак­тов, их компоновка и т. д.), так и открытые (экспрессивные заго­ловки) (А.Н. Васильева).

Средствами В. могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства В. используются экспрессивные средства, по­скольку экспрессивность основывается на выражении субъектив­но-оценочного отношения к предмету речи.

Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М., 1988; Васильева А.Н. Основы культуры речи. — М, 1990.

М. Р. Савова 30

высота голоса

ВЫСОТА ГОЛОСА — слуховое ощущение частоты звука, об­разующегося в результате прохождения воздуха между периоди­чески смыкающимися и размыкающимися голосовыми складка­ми. Между частотой звука и его В. существует сложное соотноше­ние. Не случайно единицей измерения частоты является герц (1 колебание в секунду = 1 Гц), а единицей измерения В. — мел. Кроме того, различение высоты зависит от натренированности слуха и природных данных. Так, слух настройщика улавливает изменение частоты порядка 0,2%. В то же время для некоторых слушателей и 20-процентное различие в частотах незаметно. Ин­тонирование речи обусловлено прежде всего модуляциями голо­са по высоте, своего рода мелодическим рисунком. Умение точ­но воспринять мелодику речи, т. е. уловить на слух все высотные изменения голоса, — одно из необходимых условий эффектив­ного педагогического общения. Не менее важно научиться уп­равлять своим голосом так, чтобы его высотные параметры по­зволяли реализовать любой мелодический рисунок, чтобы вы­сотный диапазон голоса был достаточен для выражения широкой гаммы чувств и эмоций. В. г. определяется частотой колебаний голосовых складок (числом смыканий и размыканий в секунду). Причем эта частота прямо пропорциональна упругости (степени напряжения) голосовых складок и обратно пропорциональна их массе и длине. Так как масса и длина голосовых складок у жен­щин и детей меньше, чем у мужчин, то женские и детские голо­са звучат в целом выше мужских. В пределах одного регистра го­лос становится все более высоким за счет увеличения воздушно­го давления в легких и трахее и за счет большей мышечной работы самой гортани. Из этого следует, что пользование наиболее вы­соким участком диапазона требует больших энергетических за­трат, что не всегда может обеспечить организм говорящего. В ре­зультате, если голосовой аппарат недостаточно тренирован, воз­никает риск сорвать голос.

Важно отметить, что все характеристики голоса: и В., и гром­кость, и тембр — тесно взаимодействуют. Так, громкость растет с В. г. В связи с этим часто возникает терминологическая путаница. Например, говорят: Он повысил голос или: Собеседники говорили на повышенных тонах, при этом вовсе не имея в виду В. г., а лишь степень его слышимости, т. е. громкость.

Л ит.: Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского язы­ка. — М., 1977; Гельфанд С.А. Слух: введение в психологическую и физи­ологическую акустику.— М., 1984; Основы инженерной психологии / Под ред. Б.Ф.Ломова. — М., 1986.

А. А. Князьков 31