Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Концепции современного естествознания

.pdf
Скачиваний:
71
Добавлен:
08.05.2015
Размер:
13.08 Mб
Скачать

ретиками ещё в 1916 году. Однако тогда всерьёз ими никто не интересовался. Было совершенно не ясно, каким образом они могут образовываться. Теория не могла подсказать никакого механизма. Кроме того, из теоретических построений следовало, что даже если такое пространственновременное отверстие когда-нибудь появится, существовать оно сможет недолго. Этот туннель мгновенно захлопнется, а оба входа превратятся в две разобщенные «черные дыры».

Практический интерес к этому вопросу появился лишь несколько лет назад, когда известный американский астрофизик Кип Торн и его коллеги, проанализировав ряд теоретических построений, касающихся таких туннелей, пришли к выводу, что их можно сохранять достаточно долго, если укрепить их стенки «экзотической материей», которая будет в состоянии поддерживать стенки тоннеля от схлопывания отрицательной гравитацией. Такая материя должна выдерживать давление в миллиарды атмосфер и при этом иметь отрицательную массу. Конечно, этот процесс очень сложен и возможно даже катастрофичен, ведь в начале и в конце тоннеля происходит обязательный разрыв времени, как и в точке

сингулярности чёрной дыры или большого взрыва. Эту же проблему взялся решать Стивен Хогинс, руководитель кафедры физики в одном из Университетов Англии. Он пришёл к выводу, что такими пространственными дырами заполнена вся Вселенная. Правда, по его расчетам они должны иметь диаметр около 10–43 см. В сравнении с этим атом в 100 млрд. раз больше.

Но вполне возможно, что в будущем люди научатся искусственно создавать такие туннели. Принципиально это осуществимо. Достаточно

201

вспомнить хотя бы теорию фридмонов, согласно которой частица даже размером с электрон, тем не менее, может вмещать в себя целые миры.

Ещё одну теорию по созданию пространственно-временных туннелей выдвинул итальянец Клаудио Макконе. Он предложил искривить пространство мощным магнитным полем. Если создать поле в несколько миллиардов тесла, что означает уже тысячи земных полей, то радиус искривления пространства будет примерно в 70 раз больше расстояния от Земли до Сириуса (9 световых лет). На земле, конечно, таких полей нет, но на поверхности звёзд – очень плотных остатков от сверхновых – поле приближается к миллиарду тесла, и там, вероятно, возникают пространственные коридоры. На Земле для создания даже небольшого тоннеля надо иметь трёхкилометровый магнит. Но такие эксперименты ставить опасно

ипоэтому в ближайшее время на Земле их никто ставить не собирается.

4.16.«Теория» физического вакуума и торсионного поля»

Судьба всякой истины сначала быть осмеянной, а потом уже быть признанной.

А. Швейцер

Известный российский учёный Геннадий Иванович Шипов, разработал эту теорию совсем недавно. В этой теории он рискнул объяснить происхождение всего сущего во вселенной, а заодно расширил границы принципа относительности, чтобы охватить ранее созданные теории, и на их основе создать новые, более глобальные и общие [25].

Вначале он определил четыре уровня, по которым можно найти такие характеристики: на первом уровне происходит нумерация точек пространства, то есть оно как бы определяет свои координаты, где могло бы проявиться как сущность. В этот момент начинает рождаться и время в своём свёрнутом виде. На втором уровне, по его расчётам возникает первичное торсионное поле, то есть из этого пронумерованного пространства начинает рождаться совокупность пространственно-временных вихрей. Пока ещё на этом уровне в них не находится никакой энергии, способной созидать, но тем не менее в этих вихрях уже присутствует определённая информация, которую они переносят в различных направлениях, если о таковых можно говорить. Шипов говорит, что эти вихри делятся на «левые» и «правые», то есть исходя из «закона сохранения пустоты», если из этого Ничто появилось Нечто, значит должно было появиться и антиНечто. Эти самые Да и Нет, нейтрализуя друг друга, находились в непроявленном состоянии в Ничто. Именно непроявленность двух противоположностей и является сущностью Ничто, точно также, как нуль содержит в себе в непроявленном состоянии такую, к примеру, сумму, как +1 и –1.

202

Скорость информационного сигнала в этих полярных вихрях немыслимая и по теории Шилова в несколько раз превышает световую.

Дальше процессы рождения пространства становятся намного сложнее. На третьем уровне возникающей реальности в вакууме рождаются матрицы возможной материи самой различной природы. Это происходит в результате информационного обмена сигналами между полярными вихрями на втором уровне. Но назвать это материей пока ещё нельзя.

Самый последний, четвёртый, уровень наиболее близок нам, так как представляет собой наш реальный мир, вернее переход непроявленной материи в своё проявленное состояние. Этот переход происходит и по сей день, рождая все новые звезды и созвездия.

Но всему этому формированию предшествовало абсолютное Ничто. Тогда как же оно начало самоорганизовываться? Шипов утверждает, что абсолютное ничто вполне можно рассматривать как Сверхсознание – оно идеально, активно, целенаправленно и созидательно.

В результате Шипов пришел к выводу, что в современном мире существуют уже два вида торсионных полей, которые несут информационные сигналы. Только теперь, в отличие от полярных полей «левого» и «правого» (первичные поля), существуют ещё и вторичные торсионные поля. Эти поля рождаются материальными объектами, в том числе и человеком, его деятельностью. Шипов считает, что самые тонкие казуальные тела человека, а их два – душа и дух, – образованы не чем иным, как первичными торсионными полями, которые несут в себе чистую, не искаженную чужими полями, информацию. И если говорить об остальных тонких телах человека – эфирном, астральном, моментальном, – то все они базируются на теле физическом и в комплексе своём являются генератором вторичного торсионного поля.

4.17. Сверхсветовые сигналы в экспериментах Козырева – Лаврентьева – Пугача

В науке нет вечных теорий. Все происходит так, что некоторые факты, предсказанные теорией, опровергаются экспериментом. Всякая теория имеет свой период постепенного развития и триумфа, после которого она может испытать большой упадок.

Альберт Эйнштейн

Отличительная особенность теории физического вакуума заключается в том, что решения ее уравнений носят триплетный характер, описывая «тройной портрет» любого материального объекта. Например, гравитирующая звезда с массой М характеризуется триплетом метрик, если мы

203

полагаем в этих метриках ф° = MG/c2. Решение соответствует брадионному портрету звезды, т.е. звезде, которая движется со скоростями меньше скорости света с. Решение описывает люксонный портрет звезды, который движется со скоростью света. Наконец решение описывает тахионный портрет, движущийся со сверхсветовой скоростью. Этот теоретический результат схематично изображен на рис. 19.

Рис. 19. Триплетный характер решений уравнений вакуума. Скорости решений: υ1 – брадионного; с – люксонного; υ2 – тахионного

Понятно, что для находящегося в начале системы отсчета О исследователя люксонный и тахионный портреты будут «наблюдаться» в разных точках пространства. Здесь слово «наблюдаться» специально поставлено в кавычки, поскольку регистрация сверхсветовых объектов требует существования переносчиков сверхсветовых сигналов – тахионов. Более того, можно предположить, что в общем случае в пространстве должны быть разнесены все три портрета: брадионный, люксонный и тахионный. То, что мы видим обычно один объект, связано с малым расстоянием до него. Действительно, брадионные, люксонные и тахионные поля, переносящие информацию об объекте, скорее всего, удовлетворяют волновым уравнениям и описываются запаздывающими решениями u = u(r – ct). Когда расстояния малы, разница во времени между приходом тахионного и люксонного сигналов мала; при этом истинное положение объекта совпадает с наблюдаемым. При больших расстояниях они, естественно, не совпадают, и это несовпадение можно «наблюдать», если существует тахионный портрет, передаваемый со сверхсветовой скоростью.

Эксперименты по регистрации тахионного портрета звезд были впервые проделаны российским астрономом Н.А. Козыревым. Используя астрономические данные, Н.А. Козырев рассчитывал местоположение видимой звезды на небесной сфере на текущий момент и направлял на это место телескоп (рис. 20).

204

Рис. 20. Эксперимент Н.А. Козырева по наблюдению сверхсветовых сигналов (тахионов) от звезды

Ясно, что в оптическом диапазоне звезда в этом месте не видна из-за запаздывания, связанного с конечностью скорости распространения света. Входной зрачок телескопа был закрыт оптически непроницаемым материалом – черной бумагой или тонкой металлической фольгой, поэтому аппаратура оказывалась «слепой» по отношению к оптическому и ближнему ИК-излучению. На оптической оси в фокальной плоскоcти телескопа устанавливалось регистрирующее устройство, представляющее собой резистор, включенный в сбалансированный мостик Уинстона. Н.А. Козырев заметил, что при наведении телескопа на предполагаемое к настоящему моменту место расположения звезды в электрической цепи, образующей мостик Уинстона, появлялся ток. Какое-то излучение, идущее от звезды со скоростью, превышающей скорость света, проходило сквозь оптически непроницаемые препятствия и вызывало изменение сопротивления резистора. Последнее обстоятельство указывает на то, что наблюдаемое неизвестное науке излучение обладает достаточной мощностью или не ослабляется по мере распространения, хотя им пройдено огромное расстояние.

Совершенно неожиданной для общепринятой теории оказалась гипотеза Н.А. Козырева, предполагающая существование сигнала от будущего положения звезды (на рис. этой гипотезе соответствует фантом звезды), причем будущее местоположение источника «фантомного» сигнала определяется на звездной траектории перед истинным положением на расстоянии равном примерно расстоянию от оптического до истинного положения звезды. Однако Н.А. Козырев не анализирует физическую

205

природу носителя фантомного сигнала. Теория физического вакуума дает возможность для научного исследования этого, казалось бы, совершенно невероятного суждения. Действительно, ни тахионные, ни тем более люксонные сигналы не в состоянии переносить наблюдателю информацию о будущих событиях. Единственными претендентами на эту роль в теории вакуума являются первичные торсионные поля, обладающие двумя необходимыми свойствами:

а) для них не существует понятия скорости, поскольку они есть (если это так) всегда и в любой точке пространства;

б) они не обладают энергией, но переносят информацию.

Оба этих свойства делают первичные торсионные поля наиболее вероятным претендентом на роль переносчика сигналов из будущего (первичные торсионные поля несут информацию обо всей истории звезды, включая ее состояние в прошлом), правда с одной оговоркой: сигналы первичного торсионного поля идут из всех точек траектории, а не из одной, как предполагал Н.А. Козырев.

Эксперименты Н.А. Козырева по регистрации тахионных сигналов от звезд были проведены в Пулково под Ленинградом в конце 50-х годов и не вызвали в то время должной реакции научной общественности. Относительно недавно они были независимо подтверждены наблюдениями академика М.М. Лаврентьева с сотрудниками в Новосибирске и А.Ф. Пугачем на Кавказе.

Понятно, что эксперименты Козырева – Лаврентьева – Пугача не могут быть объяснены в рамках общепринятых представлений о про- странстве-времени, не допускающих (по крайней мере, официально) существования сверхсветовых сигналов, переносимых частицами с мнимой массой. С другой стороны, в современной теории фундаментальных частиц и космологии широко используется модель спонтанного нарушения симметрии вакуума. В основе этой модели лежит нелинейное уравнение скалярного поля φ вида φ – µ2φ + βφ3 = 0 с мнимой массой. Это означает, что современная теоретическая физика в своих моделях уже давно вышла за рамки обычной теории относительности.

Что касается фантома звезды, то, по предположению Н.А. Козырева, от видимого изображения он находится на таком же расстоянии, как и тахионный портрет, но в направлении будущего положения звезды. Таким образом, тахионное изображение делит расстояние между фантомным и люксонным портретами пополам (В научной печати отсутствуют сообщения о том, что Н.А. Козырев наблюдал фантом звезды, однако в своих выступлениях на научных семинарах ученый неоднократно заявлял об этом).

В самом общем виде схема эксперимента по передаче информации по торсионному каналу связи приведена на рис.21.

206

Рис. 21. Иллюстрация передачи двоичных торсионных сигналов а – схема трассы; б – вид передаваемых сигналов; в – вид принятых сигналов

В первом цикле экспериментальных сеансов связи передача сигналов осуществлялась в адресном режиме на систему из пяти приемников. В месте приема торсионного сигнала на интервале времени ожидания передачи (6 ч) не были известны время начала передачи, структура передаваемого сигнала, а также номер приемника, на который будет осуществлена передача.

Переданный и принятый торсионный сигнал во время одного из сеансов торсионной связи показан на рис.21. Сигнал был принят именно тем приемником, адресный признак которого был использован при передаче.

Во второй серии экспериментальных сеансов передачи торсионных сигналов торсионный передатчик был размещен на пункте приема. Это соответствовало нулевой длине трассы связи и отсутствию поглощающих сред. Фрагменты принятых торсионных сигналов на нулевых дистанциях без поглощающих сред приведены на рис. Нетрудно видеть, что принятые торсионные сигналы, изображенные на рис.21 не отличаются по интенсивности. Полученный результат оказался первым экспериментальным доказательством отсутствия поглощения торсионных сигналов различными средами. Это и предсказывалось теорией.

Сам факт передачи и приема торсионного сигнала имел такое же значение, как и первые эксперименты А.С. Попова и Г. Маркони для всего дальнейшего развития радиосвязи. Успешно выполненные эксперименты означали революцию, начало новой эпохи в решении задач по передачи информации. Была впервые продемонстрирована дистанционная передача информации по торсионному каналу, а также передача торсионных сигналов через поглощающие среды, без ослабления при малых мощностях передатчика.

207

4.18. Развитие общей теории относительности

Физическая теория подобна костюму, сшитому для природы. Хорошая теория подобна хорошо сшитому костюму, а плохая – тришкину кафтану.

Я. Френкель

Естественной лабораторией для проверки общей теории относительности служит все космическое пространство: собранные вместе массы миллиардов галактик вызывают искривление пространства в глобальном масштабе. По этой причине самые значительные успехи теории достигнуты при обращении на современной основе к наиболее глубинным космологическим периодам времени. Модель «большого взрыва» (the big bang), согласно которой рождение Вселенной произошло примерно 20 млрд. лет назад при гигантском взрыве, представляет собой наиболее замечательный результат такого развития теории.

В последние годы своей жизни Эйнштейн интенсивно работал над проблемой объединения теории гравитации и электромагнитных явлений в некую «сверхтеорию». Эти его попытки не увенчались успехом, равным образом, как и усилия многих других жаждавших опередить великого мастера в достижении цели.

EN PASSANT (фр.) – между прочим

Когда Н. Бор выступал в Физическом институте Академии Наук

СССР, то на вопрос о том, как удалось ему создать первоклассную школу физиков, он ответил: «По-видимому, потому, что я никогда не стеснялся признаваться своим ученикам, что я дурак…».

В некотором смысле Эйнштейн оказался жертвой той лавины, кото-

рую он сам привел в движение. Перед

его смертью

уже существовал

целый

калейдоскоп ускорительных установок; происходили

откры-

тия все новых элементарных частиц,

но никто еще не мог

предуга-

дать те

сложные законы симметрии, которым они подчиняются. С

другой

стороны, Эйнштейн не имел

привычки

внимательно сле-

дить

за эмпирическими данными. Его три основополагающие работы

1905 г. были порождены скорее соображениями эстетического

характе-

208

ра: речь шла о том, чтобы путем утверждения новых фундаментальных принципов исключить кажущуюся асимметрию в прежних законах. Специальная теория относительности все же родилась, хотя Эйнштейн при этом не ссылался на опыт Майкельсона и Морли; теория броуновского движения увидела свет, несмотря на то, что ее автор был знаком только поверхностно с работой Броуна, выполненной за сто лет до этого.

По этой причине, в частности, Эйнштейн останется в нашей памяти как человек уникальный и неповторимый. Он не оставил после себя выдающихся учеников, как в отличие от него сделали Ферми, Эренфест, Зоммерфельд к другие великие ученые. Поэтому будущая единая теория поля хотя и получит в наследство от Эйнштейна общий идейный импульс и философскую постановку проблемы, но будет отличаться своими характерными техническими деталями и конкретной практической реализацией. В настоящее время уже предприняты определенные усилия для синтеза такой теории и работа в этом направлении продолжается. XXI век возможно, окажется для физики решающим.

209

Глава 5. Концептуальные уровни современной химии

Высшую цель истинной науки составляет не просто эрудиция, то есть описание и знание, а постижение неизменяющегося среди переменного и вечного между временным.

Д.И. Менделеев

На определенном этапе эволюции нашей Вселенной в ней возникают условия, приводящие к формированию атомов вещества. В дальнейшем определенный набор атомов способен образовывать новые системымолекулы, ассоциаты, агрегаты, и т.д. Наукой, исследующей закономерности, проявляющиеся на атомно-молекулярном уровне организации материи, является химия.

Химия – область естествознания изучающая такую форму движения материи, в которой источником развития являются противоречия между электромагнитными силами притяжения и отталкивания протоннонейтронноэлектронных систем (нуклидо-электронных), имеет своим предметом состав, строение, состояние и приводящие к качественным изменениям взаимодействия химических соединений, простых и сложных веществ, а так же изучает явления, непосредственно сопровождающие такиевзаимодействия.

Фундаментальными основами химии стали квантовая механика, атомная физика, термодинамика неравновесных процессов, статистическая физика, а так же физическая кинетика. На основе физики построена теоретическая химия. Из этого не следует, что химия не существуют как самостоятельная наука: химия «выводится» из физики, но не сводится к ней.

На химическом уровне мы имеем дело с очень большим числом частиц, участвующих в квантово-механических процессах обмена электронами (химических реакциях). Это обусловливает макроскопичность проявлениязаконовквантовойфизикивхимических процессах.

Всвязи открытием уже шести фазовых состояний вещества изменилось и определение, что такое молекула. Если раньше считалось, что молекула – устойчивое собрание атомов соединенных и организованных в пространстве химическими связями, то сейчас можно представить молекулу, как систему атомов (ионов), удерживаемых друг возле друга любыми мыслимыми силами.

Всоответствии с кварковой теорией организации нуклонов (протона и нейтрона) можно констатировать, что атом, строго говоря, не состоит из ядра и электрона, он только возникает из них. Атом существует благодаря вездесущим виртуальным частицам, в данном случае виртуальным фотонам, которыми обмениваются протон и нейтрон.

210