Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юрислингвистика - 8.doc
Скачиваний:
123
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
3.34 Mб
Скачать

Литература

Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (социолингвистический аспект). Л., 1975.

Бондарко А.В. К проблеме функционально-семантических категорий (Глагольный вид и «аспектуальность» в русском языке) // Вопросы языкознания. 1967. №2.

Гайда С. Жанры речевых высказываний // Жанры речи–2. Саратов, 1999.

Голев Н.Д. Общие проблемы взаимодействия естественного и юридического языка, лингвистики и юриспруденции // Юрислингвистика-2: Русский язык в его естественном и юридическом бытии. Барнаул, 2000.

Голев Н.Д. Толерантность как вектор антиномического бытия языка // Философские и лингвокультурные проблемы толерантности. Екатеринбург, 2003.

Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XXвека // Язык и наука концаXXвека. М, 1995.

Жельвис В.И. Слово и дело: юридический аспект сквернословия // Юрислингвистика-2: Русский язык в его естественном и юридическом бытии. Барнаул, 2000.

Сыпченко С.В. О типах инвективных текстов как объекте лингвистической экспертизы // Юрислингвистика-3: Проблемы юрислингвистической экспертизы. Барнаул, 2002.

Успенский Б.А. Избранные труды. В 2-х т. Т. 2. Язык и культура. М., 1994.

Шарифуллин Б.Я. Речевая инвектива на рандеву лингвистики и юриспруденции: proetcontra// Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка. Барнаул, 2005.

Юй Цунсяо

Зоонимы как средство оценочной характеристики человека в русском и китайском языке

Одним из источников социально-языковых конфликтов является неэтикетное функционирование оценочных наименований человека. Важной составляющей системы оценочных названий человека в различных языках являются зооморфизмы –метафорические переосмысления названий животных. Использование в речи зоосемантических метафор, подчеркивающих отрицательные свойства человека, является источником конфликтных ситуаций.

Употребление зоонимов для характеристики человека является универсальным свойством языков, а само соотношение «животное – человек» можно признать семантической универсалией [Гак, 1997]. Основанием использования названия животного для обозначения человека является ассоциативный признак. Ассоциативные семы отражают культурные традиции народа, фоновые знания говорящих. Контрастивное исследование зооморфизмов дает основания для изучения как национально-специфического, так и универсального образа мира. Наличие национально-специфических особенностей создает значительные трудности для понимания и для уместного использования зооморфизмов в процессе межкультурной коммуникации.

Остановимся на рассмотрении особенностей метафорического использования названий животных для обозначения человека в русском и китайском языках.

              1. Переносные значения зоонимов в русском и китайском языках полностью совпадают.

СОВА. О человеке, активная деятельность которого приходится на вечерние, ночные часы (слово нейтрально и в русском, и в китайском языке).

ПОПУГАЙ. О том, кто повторяет чужие слова, не имея собственного мнения (отрицательная, неодобрительная оценочность).

ЛИСА. О хитром человеке (отрицательная оценочность).

СВИНЬЯ. О том, кто поступает низко, подло (отрицательная оценочность).

ОРЕЛ. О гордом, смелом, выдающемся человеке (положительная оценочность).

Как показывают примеры, совпадение значения слов в русском и китайском языке коррелирует с характером оценочности.

        1. Переносное значение зоонимов с оценкой человека существует в китайском языке и отсутствует в русском языке.

ЖАБА. О человеке, у которого нелепая идея (отрицательная, пренебрежительная оценочность). Жаба мечтает попробовать вкус лебедя.

ЁЖ. О человеке, который часто выступает первым с резкими или ироническими словами (отрицательная оценочность). Это ёж в нашем классе.

ХОРЕК. О человеке, который общается с людьми с недобрыми намерениями. Хорек пришел в гости, будь осторожен!

3. Переносное значение зоонимов с оценкой человека существует в русском языке и отсутствует в китайском языке.

ВОРОНА. Зевака, ротозей (отрицательная, неодобрительная оценочность).

КОРОВА. О толстой и тупой женщине (отрицательная, пренебрежительная оценочность).

КУКУШКА. О плохой матери, отдающей своих детей на воспитание другим людям (отрицательная оценочность).

4. Переносные значения зоонимов русского языка отличаются от переносных значений зоонимов китайского языка (переносные значения у адекватных по основному значению зоонимов не совпадают).

ОБЕЗЬЯНА. В русском языке обозначает человека, склонного к подражанию другим, гримасника, кривляку (отрицательная, неодобрительная оценочность).

В китайском языке обозначает человека, движения которого очень ловки (положительная оценочность).

МЕДВЕДЬ. В русском языке – о неуклюжем, неповоротливом человеке (отрицательная оценочность).

В китайском языке – о трусливом, никудышном человеке (отрицательная, пренебрежительная оценочность). Это медведь, не рассчитывай на него.

ЖАВОРОНОК. В русском языке – о человеке, активная деятельность которого приходится на утренние часы (нейтральная оценочность).

В китайском языке – о девушке, которая прекрасно поет (положительная оценочность). Таня – жаворонок в нашей группе.

5. Переносные значения зоонимов русского и китайского языков близки, но полностью не совпадают, различаясь оттенком значения либо характером оценочности.

СОБАКА. В русском языке это слово имеет переносное значение «злой, грубый человек», характеризующееся отрицательной оценочностью. Устойчивое словосочетание «собачья преданность» характеризует в переносном употреблении качества преданного кому-либо человека и носит негативную окраску. С этим значением соотносимо переносное значение в китайском языке «о человеке, который во всем слушает своего хозяина, часто поступает незаконно, обижая других» (отрицательная, презрительная оценочность).

ОСЕЛ. В русском языке – о тупом упрямце (отрицательная, презрительная оценочность). Китайский эквивалент не содержит в значении семы «тупой» (=глупый), поэтому слово имеет отрицательную оценочность, но характер этой оценки менее категоричен, чем в русском языке (это слово не имеет пренебрежительной окраски). Для русского человека упрямство оценивается как отрицательное качество, а упорство («последовательность и твердость в осуществлении чего-либо») – как положительное качество. В русском языке существует выражение с отрицательной оценкой «упрямый как осел», а в китайском языке – «упрямый как бык», которое выражает положительную оценку этого качества. Очевидно, китайское выражение «упрямый как бык» может быть соотнесено с русским представлением об упорстве как положительном качестве.

Выделенные типы соотношений русских и китайских зоонимических метафор с семантикой оценки человека отмечены и при контрастивном анализе русского языка с другими языками [Мона Мухаммед Абузейд, 1997].