Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юрислингвистика - 8.doc
Скачиваний:
123
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
3.34 Mб
Скачать

Вопрос 2

В сфере судебного речеведения принято различать утверждения о фактах и оценочные суждения, при этом необходимо, чтобы утверждение о фактах возможно было проверить на соответствие действительности, а оценочные суждения относились к конкретному лицу.

Под фактом понимается истинное событие, действительное происшествие или явление, существовавшее или существующее на самом деле.

С формальной точки зрения утверждения о фактах в тексте анализируемого рассказа имеются. Однако такие утверждения о фактах не могут быть верифицированы, поскольку описывают особый мир – мир художественного произведения, являющийся от начала до конца вымыслом автора. Условный мир художественного произведения не может быть соотнесен с реальной действительностью на предмет соответствия или несоответствия ей (см. ответ на вопрос 1).

В тексте рассказа также имеются многочисленные оценочные суждения, являющиеся одним из структурных элементов художественного произведения (например, «как крот, натаскал в свою норку» (с. 87); «декан наш – женщина с ухватками фельдфебеля» (с. 87); «было хорошее лицо с каменным выражением» (с. 89); «Вопросы были из резерва НКВД образца 37 года» (с. 90); «лицо – никакое. Даже нельзя назвать серым.» (с. 91) и пр.). Иными словами, оценочные суждения высказываются по отношению к персонажам, а не к каким-либо конкретным лицам.

Таким образом, информация, содержащаяся в тексте рассказа А.В. Рассыпнова «Хроника одного избрания», не может быть квалифицирована в принятых в области судебного речеведения категориях утверждений о фактах или оценочных суждений.

Вопрос 3

Под ненормативной лексикой в лингвистике понимаются нецензурные слова и выражения (синонимы: мат, брань). Лексем данной группы в тексте не содержится.

В юрислингвистическом аспекте (в области судебного речеведения) кроме понятия «ненормативная лексика» выделяется функционально ориентированное и более широкое понятие «инвектива» (оскорбление).

К инвективам относится разряд слов и выражений, употребление которых в речи (устных и печатных текстах) нарушает нормы общественной морали, общепринятые в данном социуме представления о приличии /неприличии.

Обязательным признаком инвективы является ее адресованность конкретному лицу.

К указанному типу лексики, наряду с матом, относятся следующие разряды инвективных слов, входящие в состав литературного языка:

1) констатирующие номинации лица, обозначающие негативную с точки зрения интересов общества деятельность (например, бандит, проститутка);

2) слова и словосочетания, в самом значении которых содержится негативная оценка деятельности, занятий, поведения кого-либо (например, изменник, предатель);

3) нейтральные номинации лица по роду занятий, которые в переносном значении приобретают резко негативную оценку (например, коновал, мясник);

4) зоосемантические метафоры, содержащие, как правило, негативные оценки адресата речи и грубую экспрессию неодобрения, презрения, пренебрежения (например, кобель, кобыла);

5) слова, обозначающие действия или качества, свойства кого-либо или чего-либо (например, воровать,хапнуть, лицемер);

6) слова и словосочетания, в самом значении которых заключена негативная (бранная) оценка кого-либо как личности (например, дурак, гадина);

7) словосочетания, представляющие собой эвфемизмы к словам 1 разряда (например, женщина легкого поведения);

8) окказиональные образования, создаваемые с целью оскорбить, унизить адресата (например, дерьмократы).

Таким образом, в тексте рассказа «Хроника одного избрания» инвективы (оскорбления) отсутствуют, поскольку оценочная лексика не адресована конкретному лицу или группе лиц.

ВЫВОДЫ

1. Текст рассказа А.В. Рассыпнова «Хроника одного избрания» информации о каком-либо конкретном лице не содержит.

2. Поскольку текст рассказа А.В. Рассыпнова «Хроника одного избрания» является художественным произведением, содержащаяся в нем информация не может быть квалифицирована как сведения о фактах или оценочные суждения.

3. Ненормативная и инвективная (оскорбительная) лексика в тексте рассказа А.В. Рассыпнова «Хроника одного избрания» отсутствует.