Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T1.rtf
Скачиваний:
116
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
23.43 Mб
Скачать

Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей

БрижакЗ.И. (г. Ростов-на-Дону)

Значение суда присяжных выходит далеко за рамки судебной реформы, поскольку данный правовой институт решает проблему открытости судопроизводства для общества и формируется при включенности представителей общества в сам судебный процесс.

Учреждение и укоренение суда присяжных в структуре орга­низации судебной системы сопряжено с рядом психологических ограничений.

В этом контексте проблема суда присяжных перестает быть сугубо правовой: эффективность этой формы судопроизводства связана с его психологической и социологической составляющей, что находит свое отражение прежде всего в достигнутом в обществе

156

А-Ж

единстве ценностей, а также в уровне развития правового сознания граждан, основывающимся на признании «закона» и «права» как социальных ценностей.

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанныес психической деятельностью всехлиц, участвующих в рассмотрении дела.

В то же время надо отметить, что в современной юридической психологии уделяется мало внимания изучению психологических особенностей судебной деятельности вообще и суда присяжных в частности. Обнаруживается отчетливый дефицит работ, посвящен­ных данной проблематике.

В судебной системе Ростовской области, накоплен богатый три­надцатилетний опыт функционирования этого института, который представляет большой интерес в целом для страны и, особенно, для Юга России.

Анализ материалов разбирательств дел в российских судах при­сяжных показал, что ценностный раскол современного российского общества, а также индивидуально-психологические особенности присяжных заседателей, определяют смещение центра внимания присяжных с объективного разбирательства дела на субъективную его оценку.

Многие проблемы и претензии к суду присяжных связаны с недостаточным вниманием к психологическим закономерностям функционирования этого правового института. Между тем, именно здесь лежат основные причины вынесения неправосудных решений присяжными.

Все вышеизложенное заставило нас обратиться к анализу тех психологических закономерностей, которые лежат в основе выно­симых коллегией присяжных заседателей вердиктов, и в частности к изучению психологических механизмов формирования внутреннего убеждения присяжных.

Внутреннее убеждение коллегии присяжных заседателей в первую очередь складывается системой отношений присяжных к судебному разбирательству, среди них выделяются отношение к подсудимому, отношение к председательствующему судье, от­ношение к государственному обвинению, отношение к защите и отношение потерпевшему.

Проведенный нами анализ позволил нам выделить следующие факторы, определяющие формирование внутреннего убеждения присяжных заседателей: уровень развития правосознания, до­минирующие ценностные ориентации присяжных заседателей и, наконец, характерные для них особенности характера возложения ответственности.

В результате проведенного эмпирического исследования фор­мирования внутреннего убеждения присяжных заседателей, нами были выделены четыре основных типа внутреннего убеждения, каждый из которых взаимосвязан с совокупностью определенных личностных характеристик присяжных заседателей:

  • наиболее распространенный, тип внутреннего убежденияприсяжных заседателей, обнаруживающийся как противопо­ставление высокой оценки личности подсудимого и сторонызащиты низким оценкам председательствующего судьи игосударственного обвинения, связан с «квазисоциальным»правосознанием, ориентацией на индивидуалистические исемейно-бытовые ценности, а также экстернальным характе­ром возложения ответственности;

  • тип внутреннего убеждения, проявляющийся в выраженопозитивном отношении присяжных заседателей к председа-

тельствующему судье и стороне обвинения на фоне низких оценокличности подсудимого и стороны защиты,опосредован просоциальным правосознанием, ориентацией на конформист­ские ценности и склонностью приписывать ответственность за преступление исключительно особенностям личности под­судимого;

- тип внутреннего убеждения, включающий беспристрастноеотношение ко всем участникам уголовного процесса, опреде­ляется высоким уровнем правосознания, ориентацией на гу­манистические ценности и средним уровнем интернальности-экстернальности;

- тип внутреннего убеждения присяжных, характеризующийсявысокой оценкой личности подсудимого на фоне низких оценоквсех остальных участников судебного разбирательства, связанс преобладанием «прокриминального» правосознания, ориен­тацией на индивидуалистические ценности и склонностью при­писывать ответственность за преступления обстоятельствам,ситуации события, а не личности подсудимого.Целесообразно отметить, что изученные в настоящем ис­следовании личностные особенности присяжных заседателей неисчерпывают всего многообразия системы внутренней детерми­нации формирования их внутреннего убеждения. Самостоятельногонаучного анализа требует, проблема социально-психологическихмеханизмов вынесения вердикта коллегией присяжных.

Принцип антропокосмизма в трудах Н.Н. Страхова, В.М. Бехтерева и Н.Н. Ланге

БрусенцевА.Е. (г. Железногорск)

Нарастание глобальных проблем делает катастрофу современ­ной цивилизации вполне реальной. Надежды на использование чисто технических возможностей иллюзорны без радикальной переоценки ценностей. Лишь недавно экологический кризис стал рассматриваться, прежде всего, как мировоззренческий. Систе­мообразующим принципом нового мировоззрения, способного дать основание адекватной стратегии выживания и развития чело­вечества, может стать антропокосмизм.

Как мировоззренческая позиция антропокосмизм, впервые сформулированный Н.Г. Холодным (1944), утверждал необходи­мость сознательного участия деятельного разума человека, прояв­ления его свободной воли в развертывании эволюционного процесса космического масштаба и значения. Антропокосмизм, по замыслу Н.Г. Холодного, предполагал кардинальное изменение места челове­ка в космосе: благодаря успехам науки и техники человек становится космическим фактором, преобразующим природу в том участке Вселенной, где он обитает. Такое понимание космоса противостоит индивидуалистической идее оторванности человека от макросистем природы, характерной для западного типа мышления.

По мнению В.Н. Сагатовского (2004), принцип антропокосмизма служит основой ноосферного мировоззрения: отрицает не только подчинение мира человеку (антропоцентризм), но и человека миру (космоцентризм и теоцентризм), ориентирует на диалог и сотворче-

157

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

ство тех сил человеческого и мирового бытия, которые направлены на преобладание единства и гармонии над борьбой и раздором. Это должно привести к следующей системе представлений о мире: высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы; развитие человека и природы мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства. В.Н. Сагатовский, раз­работавший удивительную философскую систему развивающейся гармонии, углубил вслед за Н.Г. Холодным учение В.И. Вернадского о том, что биосфера должна перейти в сферу разума - ноосферу.

Кризисные отношения человека и природы, человека и обще­ства потребовали смены техногенной парадигмы цивилизации на антропокосмическую, которая стала разрабатываться в рамках русского космизма. Идеи этого философского направления освоены современниками пока еще фрагментарно. Например, непосред­ственно к философии русского космизма, на наш взгляд, может быть отнесено творческое наследие Н.Н. Страхова, В.М. Бехтерева и Н.Н.Ланге. К сожалению, философская грань их творчества, которая была идейно ведущей во всей их многогранной деятельности, оста­ется малоизученной в отличие от их собственно психологических исследований и теоретического анализа философских концепций других космистов. Одна из причин существования лакун в изучении русского космизма заключается в том, что открытый, многоуров­невый характер человеческой природы в философии космизма требует для теоретического описания новых методологических идей, в частности, синергетических.

Так, для Н.Н. Страхова «мир есть стройное целое, или, как говорят, гармоническое, органическое целое, т. е. части и явления мира не просто связаны, а соподчинены, представляют правильную лестницу, пирамиду, всего лучше сказать, иерархию существ и явлений». При этом человек является центром и мерой вселенной во всем ее прошлом, настоящем и будущем. Как справедливо за-мечаютОД Куракина (1993) и Н.В. Поддубный (2003), Н.Н. Страхов предвосхитил идеи синергетики, утверждая, что лишь на основе представления о самоорганизующей природе материи, форми­руемого с помощью «органических категорий», можно будет рас­сматривать мир как единое целое.

Концепция мира как интегрального целого, содержащего выс­шие организующие принципы, разрабатывалась В.М. Бехтеревым в науке будущего, названной им космономией, которая «должна представлять собою общие данные, касающиеся учения об энергии и о происхождении вещества, основные данные о строении мира и о развитии мирового процесса и, наконец, как обобщение всех наук, изучающих отдельные явления, открываемые на земле и во вселенной, учение об общемировых или универсальных законах».

Продолжая традиции сферного учения русского космизма, Н.Н. Ланге предложил понятие психосферы, обозначающее «психи­ческий мир» - огромное целое, простирающееся по планете - «от едва брезжущей зари сознания у низших животных и до высокого его развития у исторического и социального человека».

Сравнительный анализ концепций Н.Н. Страхова, В.М. Бехте­рева и Н.Н. Ланге выявляет характерные черты русского космизма: убежденность в особом космическом предназначении человека, представление о мире как едином, развивающемся организме, тревога за судьбы природы, общества и мира, активные поиски путей гуманистического развития цивилизации. Их забытые идеи позволят не только реконструировать психику человека как кос­мического существа, но и обозначить целостное постижение мира и человека в космической перспективе. Труды этих ученых, внесших

огромный вклад в становление отечественной психологии, находят­ся в центральном русле развития русской культуры и полностью вписываются в современную научную картину мира. Антропокос-мизм становится одним из фундаментальных блоков мировоз­зрения постновой эры, который подчеркивает своеобразное место человека в космосе, их неразрывную связь, существующие между ними взаимодействия и взаимовлияния.

Психологический мониторинг разных образовательных сред

Будрина Е.Г. (г. Ижевск)

Исследование выполняется при финансовой поддержке

Совета по грантам при Президенте РФ

(грант МК-8245.2006.6).

Создание системы образовательной статистики, равно как и раз­работка модели мониторинга качества образования - задачи весьма актуальные. От их решения во многом за висит успех программы мо­дернизации российской школы. Система государственной статистики в области образования слабо соответствует современным требова­ниям, как в содержательном, так и в технологическом аспектах: по­теряна насыщенность и оперативность; ослаблено организационное построение; практически не проводятся комплексные аналитические разработки. На федеральном уровне не выработаны необходимые по комплексности и полноте потоки государственной унифицированной информации, соответствующей международным стандартам по статистике образования. Существующая многоступенчатая система сбора и обработки информации не имеет единых методологических принципов, не обеспечивает адекватного представления данных, их интерпретацию и использование широким кругом пользователей.

В настоящее время делаются попытки разработать критерии эффективности и диагностическую базу образовательной среды школы (В.В. Рубцов, Н.И. Поливанова, И.В. Ермакова, И.М. Уланов-ская, О.В. Яркина). Разработка количественных и качественных по­казателей оценки эффективности образовательной среды, адекват­ность их использования на практике актуальны сейчас как никогда. Проблема оценки образовательной среды школы стала одной из центральных в современной педагогической психологии.

Постепенно складывается понимание того, что различные модели обучения, программы развития образовательных учреж­дений, новые технологии и методики, авторские программы и педагогические эксперименты значимы лишь в той мере, в какой они реально обеспечивают интеллектуальное и личностное развитие детей, создают условия для успешного обучения учащихся с учетом индивидуального своеобразия ресурсов каждого ученика.

Построение образовательной среды как многомерного про­странства, адекватного задаче формирования социально зрелой личности (В.И. Панов, В.И. Слободчиков, B.C. Собкин) невозможно без изучения реально существующих образовательных систем, про­грамм обучения с точки зрения их развивающего потенциала.

Понятие образовательной среды (и производные от него) раз­рабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых.

158

А-Ж

Рассмотрению философских аспектов понятия «образовательная среда», поиску приемов и технологий ее проектирования посвя­щены работы В.И. Слободчикова, В.А. Петровского, Н.Б. Крыловой, М.М. Князевой и др. Вопросы конструирования образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания рассмотре­ны в работах О.С. Газмана, М.В. Кларина, В.И. Панова, В.В. Рубцова, И.Д. Фрумина, В.А. Ясвина и др.

Среда становится образовательной тогда, когда появляется личность, «имеющая интенцию на образование». При этом одна и та же среда может быть образовательной для одного человека и абсолютно нейтральной в этом смысле для другого (Г.И. Шатан).

Опираясь на позиции экопсихологии развития, функционально образовательную среду можно рассмотреть с нескольких точек зрения: как совокупность возможностей для обучения учащегося, а также для проявления и развития его способностей и личностных потенциалов; как средство обучения и развития; как предмет проек­тирования и моделирования; как объект психолого-педагогической экспертизы и мониторинга, необходимость которых диктуется постоянной динамикой образовательной среды.

Рассмотрение образовательной среды как фактора социализа­ции приводит к необходимости разработки комплексного подхода к изучению ее развивающего влияния на всю психическую сферу ученика: интеллект, личностные качества, самосознание, систему ценностей, стратегии общения и т.д.

В этой связи представляется актуальным проведение много­мерного анализа влияния образовательной среды на интеллек­туальное и личностное развитие учащихся. Комплексный подход, объединяющий идеи деятельностного, субъектного, ресурсного под­ходов, позволитнетолько оценить вклад образовательной среды в становление интеллектуальной и личностной сферы учащихся, но и зафиксировать влияние образовательных программ на интеграцию их интеллектуального и личностного развития.

Таким образом, перед российской школой сейчас стоит задача проектирования особой образовательной среды развивающего типа, в которой должна произойти смена приоритетов: с дидактических компонентов на психологические в рамках психодидактического подхода. Для реализации этих целей необходимо осуществлять постоянный мониторинг интеллектуального и личностного роста учащихся и, в зависимости от его результатов, вносить изменения в учебный процесс. Обогащение образовательной среды должно сочетаться сличностно-ориентированным подходом, реализуемым и в обучении, и во внеучебной работе (в частности, в рамках пси­хологической поддержки образовательной среды) через внедрение системы инновационных образовательных программ.

Роль ценностных ориентации в межличностном взаимодействии с подростками-правонарушителями

Бузина Т.С., Калягин Ю.С., Козлов АЛ. (г. Москва)

Эффективность работы сотрудников правоохранительных ор­ганов во многом зависит от знания психологических особенностей контингентов правонарушителей, с которыми они имеют дело.

Особую сложность в межличностном взаимодействии пред­ставляет такой контингент как подростки. В последние годы, к сожалению, приходится констатировать рост несовершеннолетних преступников, и в настоящее время на территории России находится 164 воспитательные колонии и 185 изоляторов временного содер­жания для несовершеннолетних. В то же время именно для этого контингента правонарушителей особо остро встает проблема воз­вращения в социум, что требует большой психопрофилактической, а также коррекционной работы.

От специалистов, работающих с этим контингентом, требуется особый подход в межличностных отношениях с подростками, т.к. подростки в силу особенностей переходного возраста склонны к критическому отношению и оценке взрослых, что приводит к по­вышенной конфликтности и недоверию с их стороны.

Одним из наиболее важных моментов межличностного взаи­модействия с подростками является первоначальное установление доверительных отношений и продуктивного контакта. Облегчить эту задачу может знание ведущих жизненных целей и мотивов под­ростков, что на когнитивно-операциональном уровне проявляется в ценностных ориентациях.

Для изучения ценностных ориентации подростков, совершив­ших правонарушения, был проведен опрос 139 воспитанников воспитательной колонии Липецкой области с помощью методики Рокича. В результате исследования была получена иерархическая структура из 18-ти терминальных ценностей.

Анализ полученных данных показал, что на первом и втором местах в иерархии находятся ценности свободы и здоровья, что, видимо, определяется наличной ситуацией содержания изучаемых подростков. На третьем, четвертом и пятом местах находятся цен­ности: счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность и любовь. Далее располагаются жизненная мудрость, наличие друзей, интересная работа и уверенность в себе.

Обращает на себя то, что ценность счастья других находится лишь на пятнадцатом месте в иерархии ценностей изучаемых подростков, малозначимыми также являются ценности познания, развития, творчества и активной деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что ведущими цен­ностями у подростков-правонарушителей являются ценности межличностного взаимодействия (семья, любовь, дружба) наряду с ценностью материальной обеспеченности. Вто же время ценности, которые могли бы способствовать эффективной социализации, а именно, активная деятельность, познание, развитие, счастье других, творчество. Это свидетельствует о преобладании эгоистической и гедонистической жизненных установок в сочетании с пассивным отношением к жизни.

Явная эгоистическая ориентированность в жизни может свидетельствовать о трудностях межличностного взаимодействия у данного контингента. При установлении продуктивного контакта

159

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

с данным контингентом надо учитывать тот факт, что они с трудом могут становиться на позицию другой стороны, преследуя, прежде всего, собственные индивидуальные интересы.

Необходимо также отметить, что выявленная ценностная иерархия подростков, находящихся в воспитательной колонии, является дисгармоничной и требует коррекционной работы в направлении развития и осознания гуманистических ценностей, формирования способности принимать точку зрения и ценностей других людей, а также необходимость собственной активности для преодоления жизненных проблем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]