Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T1.rtf
Скачиваний:
116
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
23.43 Mб
Скачать

Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей

Богомаз С.А. (г. Томск)

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ

06-06-80216

Наличие у человека значимых целей и устремлений в жизни многими современными психологами рассматривается в качестве детерминанты достижения им высокого уровня качества жизни. Вместе с тем, низкая степень связности имеющихся целей и устрем­лений может существенно осложнять жизнь человеку (Эммонс Р., 2004). Учитывая данный факт, а также то, что на современную ин­теллектуально одаренную молодежь российское инновационное со­общество склонно делать особую «ставку», представлялось важным выявить отличительные черты молодых людей с высокой и низкой целеустремленностью и связностью целей и устремлений.

Определение этих групп молодых людей проводилось с по­мощью модифицированного «Теста устремлений» Р. Эммонса (2004). Модификация заключалась в том, что респондентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале сформулированные ими цели и устремления только по параметрам «радость», «огор­чение», «успех», «усилие», «вероятность» и «ясность». На основе этих субъективных оценок для каждого респондента вычислялся суммарный показатель целеустремленности. Кроме того, согласно инструкции методики для каждого респондента рассчитывался итоговый показатель связности целей и устремлений. Результаты психодиагностического исследования, в котором приняли участие 150 студентов (возрастет 18 до 25 лет), были организованы в базу данных и обработаны с использованием программы «Statistica».

В результате обработки данных были определены средние зна­чения и стандартное отклонение для показателей целеустремлен­ности (19,57±3,52 балла; нижний квартиль 17,8, верхний квартиль 21,8) и связности целей (6,96+4,29 балла; нижний квартиль 4,17, верхний квартиль 9,83). Ориентируясь на эти значения, были созда­ны две группы респондентов с высокой и низкой целеустремленно­стью, а также две группы с высокой и низкой степенью связностью целей (в каждой группе по 35 человек).

Проведенный дисперсионный анализ (метод ANOVA-MANOVA) не выявил значимых межгрупповых различий в темпераментных и личностных свойствах респондентов, диагностируемых, соот­ветственно, с помощью Опросника формально-динамических свойств индивидуальности (автор В.М. Русалов) и личностного опросника Р Кеттелла (компьютерная версия Агентства гуманитар­ных технологий, г. Москва). Это свидетельствует в пользу того, что целеустремленность и связность целей человека незначительно зависят от его конституциональных особенностей.

Вместе с тем, анализируемые группы респондентов раз­личались по степени выраженности ригидности в структуре их личности, изучаемой с использованием Томского опросника ригидности (автор Г.В. Залевский). В меньшей степени актуальная и сензитивная ригидность были свойственны лицам с высокой целеустремленностью (в среднем 23,6 балла и 24,8 балла, соот­ветственно, против 31,1 балла и 32,5 баллов в группе лиц с низкой целеустремленностью; различия достоверны с р=0,006 и р=0,018). Похожим образом различались между собой и группы, разли-

чающиеся связностью целей. Кроме того, респонденты с высокой связностью целей отличались и низкой установочной ригидностью (16,4 балла против 22,7 баллов у группы лиц с низкой степенью связности целей; р=0,0005). Данный факт представляется особо важным, поскольку указывает на то, что высокая степень связности целей у молодых людей не является препятствием для изменения их установок в мышлении и поведении.

Существенные межгрупповые различия были обнаружены при изучении смысловой сферы, которая изучалась у респондентов с помощью теста смысложизненных ориентации (автор Д.А. Леон­тьев). Как оказалось, целеустремленные лица характеризовались высоким стремлением к поиску смысла жизни (в среднем 112,7 балла), наличием целей (35,1 балла) и более высокой оценкой соб­ственного Я (локус-Я, 23,3 балла) по сравнению с противоположной группой лиц (100,2 балла при р=0,0002,29,6 балла при р=0,0002, 19,9 баллов при р=0,0001). Статистически значимо, но в меньшей мере отличались они и более высокой степенью удовлетворенности своим настоящим и прошлым, а также уверенностью в возмож­ности управления жизненными событиями. В том же ключе, но статистически менее значимо различались между собой группы респондентов с разной степенью связности целей.

Входеанализа данных, полученных с помощью теста социально-психологической адаптации (авторы К. Роджерс и Р Даймонд), было выявлено, что целеустремленным респондентам свойственны более высокие уровни социально-психологической адаптированное™ (в среднем 153,7 балла) и принятия себя (53,3 балла), а также менее выраженное непринятие других (13,2 балла) в отличие от группы лице низкой целеустремленностью (соответственно, 138,8 баллов при р=0,002,48,0 баллов при р=0,008,18,1 балла при р=0,010). Однако по этим параметрам не наблюдалось различий между группами лиц с высокой и низкой степенью связности целей.

На основе совокупности полученных фактов можно утверждать, что целеустремленность молодых людей, сочетаемая с их низкой ригидностью (личностной гибкостью) и наличием смыслов вжизни, является важной детерминантой достижения ими высокого уровня социально-психологической адаптированное™ в современной соци­альной ситуации, характеризующейся высокой степенью неопреде­ленности. Связность целей и устремлений может рассматриваться как важное условие готовности к личностным изменениям.

Индивидуальный и групповой коучинг в тайм-менеджменте

Болотова А.К., Яксина И.А. (г. Москва)

Проблема организации и регулирования временных ресурсов становится актуальной и настоятельной потребностью реинжени-ринга бизнес-процессов в корпоративных организациях различных стран и их представителей в современном бизнес-сообществе. Сегодня без традиционного тайм-менеджмента и управления ско­ростью бизнес-процессов не обходится ни одно бизнес-сообщество, как на Западе, так и в России. Время и бизнес смыкаются в 3-х основных точках:

153

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

  1. бизнес-взаимодействия проистекаютво времени, имея целыйряд временных характеристик последовательности, периодич­ности, ритмичности, прерывности;

  2. время является своеобразным мерилом эффективности дело­вых взаимодействий;

  3. индивидуальные особенности ориентации во времени, «чувствовремени» личности соотносится с умением выстраивать эффек­тивные деловые взаимоотношения (Hedaa L. & Tornroos J.A.,2000).

Основные стратегии управления временем сегодня направлены на организацию интенсивных тренинг-групп по развитию времен­ных восприятий и оптимизаций управления индивидуальным временем: чем эффективнее ты инвестируешь свое время, тем ты успешнее презентируешь себя в корпоративном сообществе.

Наряду с этими стратегиями в последнее время стал широко распространяться подход, разработанный Бостонской консалтин­говой группой, получивший название «time-based management», или «управление временем бизнес-циклов». Стратегии и методы, которые он использует, восходят еще к эпохе Форда: компания, которая обслуживает клиентов быстрее, чем ее конкуренты, бы­стрее развивается и более рентабельна. Этот подход направлен на оптимизацию управления временем на уровне всей организации. Предлагаемые потребителю стратегии управления и резерви­рования времени основаны на том, что, во-первых, восприятие, резервирование и планирование времени на уровне организации и в разных ее отделах, секторах сбыта или производства продукции весьма различно. Во-вторых, восприятие времени и отношение к временным перспективам долгосрочного или краткосрочного пла­нирования на уровне индивидуальном, интерперсональном также весьма дифференцировано. Исследования ряда консалтинговых фирм показывают, что время для организаций часто выступает не только как ценностный временной ресурс, но и как форма раз­вития организации и структурирования внутриорганизационных отношений. Так руководители высокого ранга, топ-менеджеры ориентированы на долгосрочные перспективы и глобальные до­стижения в будущем, а служащие среднего звена обязаны хорошо рассчитывать актуальные временные ресурсы и планировать временные затраты в краткосрочной перспективе. Ибо компания, успевающая на рынке сегодня, быстрее продвигает свой продукт и доносит его до потребителя, удовлетворяет актуальные запро­сы сегодняшнего дня быстрее, чем конкуренты, становится более рентабельной, а значит, развивается эффективнее.

Таким образом, наиболее продуктивными и обеспечивающи­ми бизнес-активность организациям выступают такие стратегии тайм-менеджмента, предполагающие оптимизацию управления временем нетолько на интерперсональном уровне, но и на уровне всей организации. Такое управление временными ресурсами целе­сообразно должно быть дополнено ускорением принятия решений (внедрение IT-систем), сокращением временных буферов, реинжи­нирингом бизнес-процессов, «just-in-time systems» и т.д. Стратегии тренингов по управлению временем на интерперсональном уровне в основном носят характер групповых интенсив-тренингов и со­провождаются последующим индивидуальным коучингом. Они направлены на процессы формулирования целевых установок и временных вех, планирование и паритетное распределение личного и рабочего времени. Цель таких тренингов- развитие чувства вре­мени, временных ориентиров в прошлом, настоящем и будущем, а также осознание ценности времени как экономического ресурса и

энергопотенциала человека. Это видимые и осознаваемые нормы, регламентирующие восприятие, осознание и организацию времени в компании. Известно, что чрезвычайно важная составляющая психического здоровья человека и его работоспособности - это готовность самостоятельно определять цели своей жизни, на­личие в образе мира протяженной и содержательно насыщенной временной перспективы. Здесь широко используются техники тайм-менеджмента по перспективному планированию, составлению жизненных целей и планов, навыков анализа временных потерь и временных ловушек, принципы использования органайзеров. Такой коучинг повышает удовлетворенность индивидуальным управлением временем и личным позиционированием в структуре организации. Тренинг позволяет осознавать свое отношение ко времени, его приоритетную ценность в карьерных достижениях, а также повышает субъективный контроль над рациональным рас­пределением собственных временных ресурсов.

Однако ни одно из экспериментальных исследований не под­твердило расхожего представления о том, что индивидуальный коучинг по тайм-менеджменту повышает эффективность труда на уровне организации. Традиционный тайм-менеджмент учитывает индивидуальные особенности отношения к времени, но упускает из виду особенности коллектива: пространственно-временные характеристики задач, которые решает подразделение (темп, последовательность, периодичность, скорость обратной связи), а также сложившиеся в коллективе нормы отношения к времени, представления о его ценности и заканчивая ситуациями времен­ной депривации и цейтнота. Обнаружив прямую зависимость между умением строить временные перспективы и продуктив­ностью деловых взаимодействий, A. Halinen (1995) и CJ. Medlin (2003), обращают внимание на основополагающую роль времени в организации деловых взаимодействий. В ситуациях бизнес-взаимодействия выделяется (Halinen A., 1998) «горизонтальное» время: прошлое, настоящее, будущее и «вертикальное» время: социальное время, организационное, культурное. Способность человека действовать «в уме» во всех перечисленных временах может целенаправленно использоваться им для построения эф­фективных бизнес-взаимодействий. Новые технологии управления временем требуют целенаправленно выстраивать отношения со­трудников к прошлому, настоящему и будущему, поскольку новые стратегии тайм-менеджмента нацелены на восстановление связи времен, на построение временной транспективы. Следует отметить своеобразную специфику деловых взаимоотношений, строящихся на 2-х уровнях: уровне экономического взаимодействия и обмена; уровне межличностного взаимодействия и адаптации (Johanson J. & Mattsson L.G., 1987). В ситуации экономического обмена объект взаимодействий находится в настоящем, в то время как адаптив­ные взаимоотношения сфокусированы на будущем и обращены к прошлому как к референции при принятии решений в бизнесе. Поэтому важно сформировать на основе анализа прошлых успехов и неудач позитивную временную перспективу коллектива. Это в отличие от индивидуальных временных планов ведет к необходи­мости командообразующего тайм-менеджмента, основанного на командном единстве, миссии организации с ее общей историей, общего прошлого, настоящего и будущего.

Главное в таких технологиях управления временем сформи­ровать в группе образ временной перспективы общего будущего, умения ставить и осуществлять ближние и дальние цели, дробить будущее проекта на более управляемые во времени части.

154

А-Ж

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]