Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Гурьев, Д. В. Становление общественного производства

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.10.2023
Размер:
8.02 Mб
Скачать

рые по своим свойствам, как правило, не ус­ тупали дубинам из длинных костей живот­ ных.

Приведенные выше факты об использова­ нии австралопитеками различных предметов в качестве орудий говорят о существенном отличии их от всех остальных животных. Только австралопитеки употребляли естест­ венные орудия каждодневно, систематически, причем орудия разнообразные как но форме, так и свойствам. Как известно, многие виды млекопитающих и птиц тоже используют предметы как орудия для удовлетворения своих потребностей. Например, дятел, чтобы раздолбить шишку, сначала выдалбливает в толстой ветви или стволе дерева углубление, в которое вставляет затем ее. Известны при­ меры сложного гпездостроения, в том числе и у антропоидов, создания плотин, каналов, «хаток» бобрами и т. д.

Но у всех животных применяемые пред­ меты в общем весьма строго определены: каждое новое поколение животных данного вида употребляет в основном те же самые предметы, что и жившие многие тысячи лет назад. К тому же их орудийная деятельность не повседневна, а определяется, как правило, наследственной программой действий в соот­ ветствии со сменой сезонов, наступлением ти­ пичных обстоятельств и т. п.

Судя по имеющимся фактам, австралопи­ теки уже во многом освободились от этих ог­ раничений и могли непрерывно расширять ассортимент естественных орудий, приме­ нять их в самых разнообразных ситуациях.

90

Употребление австралопитеками таких твердых, стойких к изменениям материалов, как кость и камень, обусловливало длитель­ ность применения естественных орудий, а значит, и некоторую определенность, устой­ чивость орудий по форме и свойствам. Р. Дарт среди большого разнообразия костя­ ных орудий выделил несколько более или ме­ нее типичных, изготовленных из длинных костей, рогов и нижних челюстей.

Твердость и прочность естественных ору­ дий делали возможным накопление их. Это подтверждается не только огромным числом орудий, найденных на стоянках австралопи­ теков, но и наблюдениями над современными высшими обезьянами, которые в эксперимен­ тальных условиях проявляют устойчивую склонность к сохранению используемых предметов !.

Постоянное наличие в стадах австралопи­ теков разнообразных, устойчивых по форме и свойствам естественных орудий позволяет, на наш взгляд, говорить о появлении в нем вегцного образования — предметного и л и ору­ дийного фонда стада.

Вто же время износ многих естественных орудий предопределял постоянную обновляемость предметного фонда стада за счет вклю­ чения в него все новых и новых предметов.

Вделом предметная часть состава стада австралопитеков, как совокупность разнооб­

разных по форме и свойствам орудий, явля-

! См. Н. Н. Ладыгина-Котс. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М., 1959.

91

лась специфической особенностью объедине­ ний наших предков, отличавшей их от всех остальных животных.

Мы поэтому не можем согласиться со стремлением некоторых ученых полностью отождествить естественные орудия австрало­ питеков с орудиями других животных. Не­ сомненно, что те и другие в принципе одно­ типны. Однако нельзя не заметить качествен­ ное отличие большого и разнообразного фон­ да естественных орудий австралопитеков от немногочисленных, стереотипно и случайно применяемых орудий других животных.

Качественное отличие австралопитеков от других животных выражалось не только в специфических чертах живой и вещной ча­ стей состава их стад, но и в особенностях са­ мого стада — в постоянном объединении в одно целое таких разнородных явлений, как организмы и предметы.

Связь австралопитеков с их орудиями бы­ ла не случайной, временной, а постоянной, необходимой. При этом обе стороны в процес­ се функционирования непрерывно воздейст­ вовали друг на друга, приобретали новые черты.

Это выражалось в явном усилении и уд­ линении природных органов австралопите­ ков, в разнообразном применении окружаю­ щих предметов, в приобретении членами ста­ да определенной информации об используе­ мых предметах, навыков обращения с ними. Одновременно изменялись и естественные орудия. Само промежуточное, срединное по­ ложение их вместе с их субстратными черта-

92

ми, очевидно, способствовало закреплению за ними соответствующих функциональных свойств по дополнению и усилению органов австралопитека, универсальности их приме­ нения и др.

Особенности поведения австралопитеков

Согласно общей теории систем, компонен­ ты сложных динамических систем существу­ ют только в непрерывном функционирова­ нии. Это положение целиком применимо и к стаду австралопитеков как органичному мно­ жеству особей. Применимо к нему и другое важное положение этой теории — обуслов­ ленность поведения австралопитеков, с одной стороны, свойствами стада, в которое бнв включены, и, с другой, их собственными, субстратными свойствами.

Мы видели, что более совершенное, чем у других животных, телесное строение австра­ лопитеков создавало возможность разнооб­ разных действий, в том числе и использование таких предметов, которые компенсировали в известной мере тнхоходность австрало­ питеков, слабость мускулов, отсутствие ост­ рых когтей и больших клыков. Такое взаимо­ дополнение универсальности поведения авст­ ралопитеков и разнообразия свойств окружа­ ющих их вещей являлось, очевидно, одной из основ появления в стадах наших предков оп­ ределенного числа более или менее устойчи­ вых, постоянных родов деятельности. Этому способствовало и относительное постоянство

93

окружавших австралопитеков флоры и фау­ ны, поставлявших им одни и те же объекты деятельности, а также непрерывное действие определенного множества разнообразных био­ логических потребностей в пище, обороне, укрытии от непогоды, холодов и т. д. Разбе­ рем главные из постоянных стадных деятель­ ностей австралопитеков.

Многочисленные факты из жизни австра­ лопитеков позволили специалистам сделать вывод, что эти существа систематически охо­ тились с помощью орудий на различных жи­ вотных, включая таких сравнительно круп­ ных, как олени, антилопы, кабаны. В пользу такого вывода говорит н огромное скопление использованных костей и других «кухонных» остатков, обнаруженных на местах обитания австралопитеков.

Представляется достаточно обоснованным вывод Р. Дарта и других ученых, что авст­ ралопитеки охотились коллективно. В оди­ ночку, как правило, было невозможно спра­ виться не только со свирепым быком или ка­ баном, но и безобидной, но быстроногой ан­ тилопой. Разнообразие совместных действий, отмечаемое у австралопитеков, обусловлива­ лось свойствами животных и орудий (напри­ мер, камни могли употребляться, в основном, когда объект охоты находился на расстоянии, а дубины — вблизи), характером местности, сменой сезонов и т. д.

Таким образом, уже австралопитеки осу­ ществляли постоянную охотничью деятель­ ность и, следовательно, перешли к питанию мясом. Этот важный для раскрытия процесса

94

возникновения общества вывод заставил пе­ ресмотреть долго бытовавшее представление, что охота — более позднее явление, появив­ шееся вместе с человеком (равно как и ана­ логичное представление о прямохождении). Оказалось, что охота (и прямохождение) са­ ма по себе не может служить границей, от­ деляющей людей от животных, что надо раз­ личать охоту дочеловеческую и челове­ ческую.

С охотой тесно связан и другой вид посто­ янной деятельности австралопитеков — сов­ местная оборона от хищников. Возможность ее заключена в тех же особенностях строения австралопитеков и употреблении орудий. Да­ лее, оборона родственна охоте по объекту и способам деятельности, и, наконец, по ее ре­ зультатам. Она удовлетворяла потребность в охране взрослых особей, их потомства, в ох­ ране добычи от многочисленных хищников, окружавших их, ибо, как показали исследо­ вания, «местность, в которой жили австрало­ питеки, была лишена плодов и орехов, но зато полна опасных зверей, как ни одна дру­ гая страна в мире» '.

0 существовании обороны в стадах авст­ ралопитеков ярко свидетельствует такой факт. В пещерах, где обитали австралопите­ ки, найдено 58 черепов павианов, причем многие из них (примерно 50) имели вмяти­ ны, форма которых совпадает с формой кон­ цов плечевых костей, использовавшихся в ка-1

1 См. R. Dart. The Predatory Transition from Ape to Man. International Antropoiogical and Linguis­ tic Review, Vol, I, no 4, 1953, p. 202.

.95

честве дубин. Поскольку эти повреждения в основном расположены в передней части че­ репов, можно предполагать, что наносились они в схватках, борьбе. «Любое существо,— отмечает Р. Дарт,— должно было обладать большим мужеством, чтобы атаковать бабуи­ нов систематически, так как те защищали ДРУГ ДРУга и готовы были биться насмерть за своих детей» *. Смелость австралопитеков, продолжает Р. Дарт, подтверждается тем, что «большинство черепов принадлежит взрос­ лым особям. Из 21 черепа бабуинов, найден­ ных в Таунгсе, только один оказался детским, 5 — юношескими и 3 — неопределенного воз­ раста» 1.2

Охота, да и оборона, не обходятся без ути­ лизации добычи. Значит, ее тоже можно от­ нести к одному из видов постоянных деятель­ ностей. Об этом говорят и многочисленные «кухонные» остатки на местах обитания ав­ стралопитеков, а также разнообразные «ку­ хонные» орудия из костей и камни, использу­ емые для добывания костного мозга.

Австралопитеки занимались и добывани­ ем растительной пищи, которая, очевидно, со­ ставляла значительную часть их рациона, особенно в урожайные годы, и, возможно, восполняла недостаток мясной пищи при не­ удачной охоте и других обстоятельствах.

Добывание растительной пищи также мог­ ло осуществляться в основном с помощью ес­

1 R. Dart. The

Predatory implemental Technique

of Australopithecus.

«Am Journal of Physical Anthropo­

logy»,

1949, Vol. 7,

no 1, p. 9.

2

Там же.

 

96

тественных орудий. Из-за отсутствия когтей и других органов копания земли австралопи­ теки вынуждены были искать палки, кости, камни, с помощью которых можно выкапы­ вать коренья и т. п. Известные нам перво­ бытные племена тоже зачастую используют естественные орудия для этих целей, что по­ зволяет лучше представить приемы анало­ гичной деятельности у австралопитеков.

0 возможности использования австрало­ питеками естественных орудий для добыва­ ния растительной пищи говорят н наблюде­ ния над антропоидами на воле и в экспери­ ментальных условиях. Так, шимпанзе на Тенерифской антропоидной станции (о. Те­ нерифе) без всякого обучения при необходи­ мости брали первую попавшуюся палку и выкапывали ею корешки растений, причем это употребление палки помогало им дости­ гать большей глубины, чем при копании зем­ ли рукой'.

Все виды деятельности австралопитеков, о которых шла речь, обладают одним важным общим признаком — они осуществлялись с помощью естественных орудий, причем не случайно, не временами, а постоянно, систе­ матически. «В высшей степени вероятно,— отмечает видный знаток австралопитеков К. Оукли,— что пред-люди были полуплотоядными и что они использовали камни, палки и кости как подручное оружие и орудия» 21.4*

1 См. В. Келер. Исследование интеллекта чело­ векоподобных обезьян. М., 1930, стр. 64.

2 К. Oakley. The earliest Tool-makers. Antiguity, 1956, Vol. XXX, no 117, p. 6.

4 Д. В. Гурьев

К такому же выводу приходит В. П. Якимов: «Пользование предметами в качестве орудий становилось жизненно необходимым услови­ ем успешного биологического существования этих приматов»

Хотя и косвенным, но существенным под­ тверждением этих выводов могут служить наблюдения над современными обезьянами. Условия жизни в тропических лесах требуют от обезьян непрерывного исследования окру­ жающих их разнообразных полезных и вред­ ных предметов и даже изменения их: разгры­ зать скорлупу орехов, снимать кожуру с пло­ дов и т. д. На основании ознакомительной и обрабатывающей деятельности, способности подмечать пространственные соотношения между частями вещей у высших обезьян воз­ никают и развиваются дальше попытки кон­ структивной деятельности, практического синтеза. Последний проявляется, в частно­ сти, в ежедневной деятельности по постройке гнезд на деревьях для ночлега, а также в орудийной деятельности, суть которой, как и у австралопитеков, заключается в использо­ вании окружающих предметов в качестве орудий для удовлетворения потребностей в пище, обороне и др. Хорошо известны приме­ ры употребления обезьянами камней для раз­ бивания орехов, палочек для добывания му­ равьев и меда и т. п.1

1 В. П. Якимов. Ранние стадии антропогенеза. Сб. «Происхождение человека и древнее расселение человечества». Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия, т. XVI. М., 195:1, стр. 49.

Эксперименты Н. Н. Ладыгиной-Коте и других исследователей показали, что шим­ панзе постоянно употребляют предметы в ка­ честве орудий при ознакомительно-обследова­ тельской деятельности, которая у них чрезвы­ чайно развита: с помощью палки они осторож­ но исследуют свойства незнакомых им ежа и мыши, огня или какого-нибудь другого ново­ го для них явления. Палки и иные подручные средства они употребляют и в тех случаях, когда не в состоянии произвести воздействие на интересующий их предмет руками.

Наблюдения показали, что если в услови­ ях вольерного (свободного) содержания обезьяны мало манипулируют предметами, то в клетках, когда количество окружавших предметов резко сокращается, они компенси­ руют естественную потребность в ознакоми­ тельно-обследовательской деятельности более сложными операциями над каким-нибудь од­ ним. «Способность к подобной компенсации естественной двигательной активности и к производству «компенсаторных движений» (в частности, типа «рычаговых манипуля­ ций»),— пишет участник этих экспериментов К. Э. Фабри,— дает животному возможность быстро приспособляться к резко изменяю­ щимся условиям среды. Поэтому нам пред­ ставляется, что эта способность играла изве­ стную роль в эволюции приматов, а также в процессе происхождения человека»1

1 К. Э. Фабри. Обращение с предметами у низ­ ших обезьян и проблема зарождения трудовой дея­ тельности. «Советская антропология», 1958, № 1, стр. 29.

4*

99

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ