Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Poruchenie,_komissiya,_deistviya_v_chuzhom_interese-1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
481.28 Кб
Скачать

Глава XIII

Деятельность в интересе другого лица без его поручения 343,

лица и интерес самого действующего лица. Например, квартирант принимает вместо отсутствующего собственника строения те или иные меры, обеспечивающие для собственника целость его строе­ния, но вместе с тем создающие и для самого квартиранта больше удобств пользования снимаемым помещением. Такое сочетание интересов не служит препятствием для признания в подобного рода случаях обязательств из деятельности в интересе другого лица, если только нет иного юридического основания для урегулирова­ния взаимных отношений заинтересованных лиц. Так, например* нет надобности говорить об обязательстве на почве деятельности одного лица в интересе другого без поручения от последнего в тех: случаях, когда один из участников в общей собственности ремон­тирует вещь, состоящую в общей собственности, или производит на такую вещь иные целесообразные затраты. В этих случаях можно признать, что лицо прежде всего и главным образом дей­ствует в своем интересе; а для того, чтобы разложить сумму рас­хода между всеми участниками общей собственности, в распоря­жении действующего лица имеется ст. 63 Г К. (о расходах по управлению и сохранению общего имущества).

Таким образом, первый необходимый элемент для возникнове­ния обязательства из ведения дел другого лица заключается в со­знании, что одно лицо действует не в своем интересе, а в интересе другого —• заботится об этом другом лице, желает оградить его интерес. Интерес «другого лица» выявляется или из характера и содержания совершенного действия или из всей фактической об­становки. Не требуется, однако, точное знание действующего лица о личности того, к чьей имущественно-поавовой сфеве относится дело. Поэтому заблуждение лица, ведущего дело, относительно' личности собственника имущества (если дело идет о мерах пред­упреждения нарушения права собственности) или заинтересован­ного лица (если принимаются меры для предупреждения нару­шения личных прав) несущественно.

Деятельность в интересе другого будет и в том случае, когда лицо, взявшееся за известное дело, знает только, что это не его-дело, а дело кого-то другого, а кого именно,—не знает. Обязатель­ство в этом последнем случае возникает между совершившим из­вестные действия в интересе другого лица и подлинно заинте­ресованным лицом. Если, наконец, оказывается, что в том действии,, которое совершено данным лицом в интересе и за счет другого, заинтересовано также и какое-то третье лицо, обязательство воз­никает между действующим лицом — на одной стороне и вторым и третьим лицами совместно — на другой стороне.

Дело, за которое взялось данное лицо, обычно относится к сфере имущественно-правовых отношений другого лица; не исключена возможность, как отмечено выше, и принятия мер для охраны личных (неимущественных) прав другого лица. Имеют ли совер-

шаемые действия юридический характер (совершение сделки) или сии сводятся к фактической услуге — безразлично; не важно и то,, совершено ли одно, единичное действие или ряд действий. \л.

б) Второй элемент фактического состава — воля действующего лица совершать действия (вести дело) за счет собственника иму­щества или иного заинтересованного лица. Лицо, которое прини­мает известные меры для другого, может действовать с двояким: намерением. Оно может иметь намерение сделать нечто для дру­гого с целью дарения, без расчета на последующее возмещение: затрат, безвозвратно. В этом случае не возникает обязательства! из «деятельности в интересе другого лица». Но намерение дейст­вующего лица может быть и иным: лицо, принимающее известные: меры, может иметь намерение оказать заинтересованному лицу услугу лишь в том смысле, чтобы необходимые действия были со­вершены своевременно; вместе с тем в намерения действующего лица не входит нести для этой цели материальные жертвы со своей стороны; действующее лицо имеет в виду, что его расходы в конеч­ном итоге будут отнесены на счет заинтересованного. Другими словами, у данного лица имеется намерение действовать за счет другого лица.

Этот второй волевой элемент, т. е. намерение действовать за счет другого, имеет существенное значение. Поэтому, если за дело другого лица возьмется недееспособное лицо, воля которого не признается правом, нельзя применить правил о деятельности в интересе другого лица. Если действия недееспособного принесли выгоду имуществу другого лица, может возникнуть обязательство из так называемого неосновательного обогащения (например, ре­бенок или душевнобольной кормил и лечил чужое заблудившееся животное и этим избавил собственника от определенного расхода; сумму этого предотвращенного расхода собственника последний обязан вернуть недееспособному), но никаких взаимных обяза­тельств, связанных с деятельностью в интересе другого лица, здесь не возникает.

В тех случаях, когда лицо совершает какие-то действия в ин­тересах другого без его поручения, не предполагается, что оно не имеет в виду переложить понесенные расходы на заинтересо­ванное лицо. Поэтому если действующее лицо ничем не проявило такого своего намерения, то сразу приходится принять, что дей­ствие совершено им с намерением отнести расходы за счет заин­тересованного К

1 Только в этом смысле (презумпции намерения обязать заинтересованного) можно принять выраженное В. А. Рясенцевы м («Ведение чужого дела без поручения», «Ученые записки Московского государственного университе­та», вып. 116, 1946, «Труды юридического факультета», кн. 2-я, стр. 109), поло­жение, что намерение обязать своими действиями заинтересованное лицо не яв­ляется необходимым признаком ведения чужого дела без поручения.

344