Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Poruchenie,_komissiya,_deistviya_v_chuzhom_interese-1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
481.28 Кб
Скачать

Глава XI

Договор комиссии 317

15. Кроме основной обязанности комиссионера — выполнить взятое на себя комиссионное поручение — ст. 275-е ГК возлагает на него обязанность: а) немедленно известить комитента как о заключении сделки с третьим лицом, так и об ее исполнении; б) ис­ полнить все обязанности и осуществить все права, вытекающие из сделки с третьим лицом, и, наконец, в) по окончании поручения представить комитенту отчет и передать ему все причитающееся по исполнению этого поручения, а также по требованию комитента передать последнему все обязательства против третьих лиц, выте­ кающие из договора комиссии.

Согласно гражданским кодексам всех союзных республик сто­ронам по комиссионному договору предоставляется право устано­вить по соглашению между собой срок, в пределах которого коми­тент вправе возражать против представленного отчета. При отсутствии возражений со стороны комитента в пределах этого срока отчет считается им принятым. На случай отсутствия в до­говоре соглашения между сторонами по вопросу об этом сроке гражданские кодексы содержат в себе норму, устанавливающую этот срок. Однако в связи с этим нельзя не отметить едва ли чем-либо оправдываемое расхождение в установлении длительности этого срока по гражданским кодексам отдельных союзных респуб­лик: например, по ГК РСФСР этот срок установлен в три месяца (см. ст. 275-у), по ГК УССР и ГК Грузинской ССР этот срок уста­новлен в один месяц (см. ст. 27521), так же как и по ГК Азербайд­жанской ССР (см. ст. 310), а, например, по ГК БССР ('см. ст. 306) и ГК Узбекской ССР (см. ст. 27521) этот срок равен лишь двум неделям.

Указание гражданских кодексов на то, что если комитент при отсутствии иного соглашения не отправит комиссионеру возраже­ний против представленного отчета в течение какого-то (разного по разным ГК) срока со дня получения, то отчет считается приня­тым,— не может быть истолковано в том смысле, что слова «при отсутствии иного соглашения» дают возможность сторонам по соглашению между собой освободить комиссионера вообще от представления комитенту отчета по окончании поручения, так как по большинству гражданских кодексов соглашения сторон, направ­ленные на освобождение комиссионера от этой обязанности, при­знаются недействительными (см., например, ст. 275-щ ГК РСФСР, ст. 27527 ГК УССР, ст. 312 ГК БССР и т. д.).

16. Согласно гражданским кодексам всех союзных республик раз м ер ко м и с с и о н н о г о вознагражден и я, равно как и вознаграждения за ручательство (делькредере), опреде­ ляется по соглашению сторон, а при отсутствии соглашения — по усмотрению суда. Разумеется, может иметь место еще и третий способ определения размера комиссионного вознаграждения, а именно — непосредственно самим законом, как это и имеет место,

когда в качестве комиссионера выступает госз^дарственный комис­сионный магазин (о чем подробнее см. ниже, п. 20).

По вопросу о форме вознаграждения имеется расхождение меж­ду отдельными гражданскими кодексами. Так, ГК РСФСР, раз­решая устанавливать комиссионное вознаграждение «в виде определенного процента от суммы сделки, а равно и в другой, не запрещенной законом форме», тут же добавляет, что «по всем комиссионным договорам, за исключением договоров комиссии на экспорт или импорт товаров, запрещается определение возна­граждения комиссионеру в виде разницы или определенной части разницы между назначенной комитентом ценой и той более выгод­ной ценой, по которой комиссионер совершит сделку» (см. ст. 275-к ГК).

На иной точке зрения стоят гражданские кодексы УССР (ст. 27523), БССР (ст. 308), Узбекской ССР (ст. 27523), Азербайд­жанской ССР (ст. 312) и Грузинской ССР (ст. 27523), которые столь же категорически, как это запрещено в РСФСР и Туркмен­ской ССР, разрешают устанавливать комиссионное вознагражде­ние не только в виде определенного процента с суммы сделки, но и в виде разницы или определенной части разницы между назна­ченной комитентом ценой и той более выгодной ценой, по которой комиссионер совершит сделку, «а равно и в другой, не запрещен­ной законом, форме».

  1. В статьях Гражданского кодекса, говорящих о комиссион­ном договоре, не содержится ответа на вопрос об очередности вы­полнения встречных обязанностей сторон по договору, сводящихся в конечном счете к вопросу о том, когда комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, если в договоре по этому вопросу нет никаких указаний. Представляется, что при отсутствии согла­шения по этому вопросу в самом договоре комиссии комиссионер имеет право на получение вознаграждения немедленно по испол­нении им комиссионного поручения, т. е. по заключении им соот­ветствующего договора с третьим лицом во исполнение поручения комитента. Иначе говоря, комиссионер не обязан дожидаться вы­полнения третьим лицом заключенного договора. Последнее ока­залось бы необходимым лишь в одном случае, а именно тогда, когда комиссионер принял на себя ручательство (делькредере) за исполнение договора, заключенного им с третьим лицом К

  2. Согласно ст. 275-ц смерть комитента не прекращает договора к о м и с с и и, а возлагает на комиссионера обязан­ность «продолжать свои действия по данному ему поручению до тех пор, пока от правопреемников или представителей комитента не поступит надлежащих указаний».

1 См. Ландкоф, Торговые сделки (теория и практика), Юриздат, УССР, Харьков, 1929, стр. 208.

318 Глава XI

Договор комиссии 319

Смерть же комиссионера прекращает договор комиссии, за исключением случаев, «когда правопреемники или представители комиссионера продолжают ведение его торгового предприятия». В этом случае правопреемники или представители комиссионера «обязаны продолжать действия по исполнению поручения до тех пор, пока комитент не даст им надлежащих указаний» (ст. 275-ч ГК).

В связи с тем, что постановлениями ЦИК и СНК СССР от 20 мая 1932 г. «О порядке производства торговли колхозов, кол­хозников и трудящихся единоличных крестьян и уменьшении налога на торговлю сельскохозяйственными продуктами» 1 и от 22 августа 1932 г. «О борьбе со спекуляцией» 2 частным лицам запрещено заниматься торговой деятельностью, к которой безус­ловно относится и комиссионная деятельность, необходимо при­знать, что ст. 275-ч в отношении граждан утратила значение.

19. Во исполнение принятого на себя поручения комиссионер от своего имени заключает договор с третьим лицом. Правоотно­ шения по этому договору устанавливаются лишь между комиссио­ нером и третьим лицом. Никаких прав или обязанностей з отно­ шении третьего лица у комитента не возникает, хотя договор за­ ключен за его счет. Однако, если третье лицо нарушило условия договора (о чем комиссионер согласно ст. 275-д ГК обязан уведо­ мить комитента), комитент вправе требовать передачи ему требо­ ваний комиссионера к третьему лицу для того, чтобы осуществить их самому (см. ст. 275-ш ГК).

Гражданские кодексы союзных республик (кроме ГК РСФСР) устанавливают, что если комиссионер не выполнит этого требова­ния комитента, последний может путем предъявления иска к третьим лицам добиваться решения о запрещении им рассчиты­ваться с комиссионером.

20. В быту договор комиссии заключается чаще всего между гражданами, выступающими в качестве комитентов, и комиссион­ ными магазинами, имеющими немаловажное значение в обслужи­ вании населения и являющимися одним из эффективных средств борьбы с перекупщиками и спекулянтами.

Первым постановлением правительства, которое было специ­ально посвящено вопросу об организации и деятельности комис­сионных магазинов, является постановление СНК СССР от 29 июля 1935. г.3. Согласно этому постановлению была установлена твер­дая сеть комиссионных магазинов, сосредоточенных исключительно в руках государственных торговых организаций. Организациям систем потребительской кооперации, кооперации инвалидов и дет-

комиссиям (при центральных исполнительных комитетах союз­ных и автономных республик и при местных исполкомах) за­прещалось открывать такие магазины. Работа магазинов была ограничена приемом на комиссию (а также покупкой и продажей) только предметов широкого потребления (одежда, обувь) и до­машнего обихода (мебель, посуда, музыкальные инструменты). Постановление особо указывало на то, что комиссионным мага­зинам воспрещается прием на комиссию, а также покупка и про­дажа материалов производственно-строительного значения, стан­ков и оборудования.

Постановление СНК СССР от 29 июля 1935 г. разрешало об­ращаться к услугам комиссионных магазинов только лицам физи­ческим (за исключением кустарей, у которых запрещается при­нимать на комиссию и покупать за твердый счет продукцию их производства). Согласно же дополнительному постановлению СНК СССР от 3 февраля 1936 г. ', комиссионным магазинам было разрешено принимать на комиссию и покупать у ломбардов, тамо­женных, финансовых и других государственных учреждений на основе специальных договоров и соглашений с ними невыкуплен­ное или конфискованное имущество. Однако расширение круга клиентуры комиссионных магазинов не должно было влиять (как это особо указано в постановлении СНК СССР от 3 февраля 1936 г.) на номенклатуру вещей, составляющих предмет операций комиссионных магазинов. В развитие постановления СНК СССР от 3 февраля 1936 г. был разработан типовой комиссионный до­говор между -комиссионным магазином и местным финансовым органом 2.

Если первоначально согласно постановлению СНК СССР от 29 июля 1935 г. комиссионные магазины могли быть организованы только в системе государственной торговли, то в 1947 году Цен­тросоюзу было разрешено открыть до 150 комиссионных магази­нов в городах, рабочих поселках и крупных районных центрах, где отсутствует торговая сеть Министерства торговли СССР. На эти комиссионные магазины распространяются условия приема на комиссию и продажи, установленные для комиссионных магазинов системы Министерства торговли СССР.

В настоящее время комиссионные магазины как в системе го­сударственной торговли, так и в системе потребительской коопера­ции действуют на основе Правил торговли в комиссионных мага­зинах, утвержденных приказом Министерства торговли СССР от 29 сентября 1951 г. №824.

В первую очередь необходимо отметить, что согласно этим Правилам круг операций комиссионных магазинов ограничен

1' СЗ СССР 1932 г. № 38, ст. 233.

2 СЗ СССР 1932 г. № 65, ст. 375.

3 СЗ СССР 1935 г. № 40, ст. 332.

i СЗ СССР 1936 г. № 10, ст. 79.

2 См. «Бюллетень НКВнуторга СССР» 1936 г. № 19, ст. 454.

Ш -Глава XI

Договор комиссии 321

лишь приемом вещей на комиссию и продажей их во исполнение этого комиссионного поручения, покупка же комиссионными мага­зинами вещей воспрещена. Это запрещение вызвано тем, что в на­стоящее время организована широкая сеть пунктов по скупке вещей у населения.

Комиссионные магазины специализируются, среди них особо ■выделяются магазины по приему на комиссию антикварных пред­метов.

Комиссионные магазины принимают на комиссию предметы широкого потребления и домашнего обихода как новые, так и бывшие в употреблении, но не требующие ремонта или рестав­рации.

Прием вещей на комиссию производится только от отдельных лиц, с обязательным предъявлением паспорта или заменяющего его документа. Воспрещается прием на комиссию вещей, запре­щенных к продаже соответствующими законами или изъятых из гражданского оборота, вещей от детей и подростков до 16 лет, предметов кустарного производства от кустарей, вещей от работ­ников данного магазина и членов их семей, материалов производ­ственно-строительного назначения, станков и оборудования, изде­лий из драгоценных металлов (золота, серебра, платины) и драгоценных камней, инвентаря от организаций, учреждений и предприятий.

Размер комиссионного вознаграждения в пользу магазина установлен в 7 процентов, а с антикварных вещей — 10 процентов с продажной оценки.

В течение двух месяцев сданные на комиссию вещи хранятся бесплатно, за исключением случаев, когда комитент берет вещь обратно в течение первых десяти дней. В этих случаях он уплачи­вает за хранение вещи 3 процента от ее продажной цены. По исте­чении двух месяцев за хранение взимается ежемесячно 2 процента от продажной цены. По прошествии четырех месяцев неуцененная владельцем вещь подлежит обязательной переоценке даже в от­сутствие владельца вещи. Выплата денег за проданную вещь производится на третий день после продажи вещи по предъ­явлении комитентом паспорта или другого заменяющего его документа.

В случае неявки комитента за получением денег комиссионный магазин учитывает на своем балансе эти суммы в течение трех лет, после чего они должны быть списаны в доход государства.

Продажа вещей из комиссионных магазинов производится только индивидуальным покупателям за наличный расчет. В виде исключения разрешается продажа из комиссионных магазинов за наличный расчет (с выдачею счетов) театрам, концертным орга­низациям и циркам предметов бутафории, реквизита и одежды специального характера, необходимых для постановок.

На договор комиссии, заключаемый гражданином с комиссион­ным магазином, распространяются лишь изложенные выше основные положения, установленные в гражданских кодексах со­юзных республик, в главах о договоре комиссии. Так, комиссион­ный магазин заключает договор с третьим лицом (покупателем) от своего имени (ст. 275-а), приобретает права и становится обя­занным по этому договору (ст. 275-в). В то же время находящиеся в его распоряжении вещи, переданные ему для продажи гражда­нином, остаются собственностью этого гражданина (ст. 275-г).

Однако ряд норм, содержащихся в главе Гражданского кодекса о договоре комиссии, не может быть распространен на договор комиссии, в который вступает гражданин, сдавая свою вещь в ко­миссионный магазин. Это объясняется тем, что глава о договоре комиссии Гражданского кодекса имеет в виду такой договор, в котором в качестве не только комиссионера, но и в качестве комитента выступают организации или предприятия, для которых самое участие в договорах комиссии входит в круг их деятельно­сти, осуществляемой ими в качестве промысла. Договор же ко­миссии, заключаемый гражданином в качестве комитента с комис­сионным магазином, носит для одной стороны, а именно для комитента, единичный, по существу случайный характер. Поэтому некоторая часть специальных норм гражданских кодексов о до­говоре комиссии не может иметь применения к договору, заклю­чаемому с комиссионным магазином. Так, например, статьи, гово­рящие о сроке, в течение которого комитент может возражать против отчета комиссионера, не могут иметь применения в рас­сматриваемом нами случае договора комиссии.

ЛИТЕРАТУРА

К. А. Граве, Договор розничной купли-продажи и охраны прав граж­данина, «Ученые записки ВИЮН», 1941, вып. II, стр. 216—223; глаза V, Продажа гражданином своего имущества через комиссионный магазин.

И. Г. К о б л е н ц, Договор комиссии по Гражданскому кодексу РСФСР, «Еженедельник советской юстиции», 1926 г. № 50 и 51.

И Г.Кобленц, Договор комиссии, «Еженедельник советской юстиции», 1927 г. № 11 и 12.

B. А. К р а с н о к у т с к и й, Договор комиссии, изд. Народного комисса­ риата внутренней торговли, 1925.

C. Н. Л андкоф, Торговые сделки (теория и практика), Юриздат, УССР, Харьков, 1929, стр. 159—223. Договор комиссии.

лГ-sjg^jM»™*»"»

21. Отдельные виды обязательств.

-'■ ■ --* <■-- mstsasm - - ЪЗ&дв&Я