Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uspenskiy_Yu_I_-_Dni_arabov_Pora_kazney_egipetskikh_Istoricheskaya_kniga_-_2017.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.16 Mб
Скачать

поддерживаемых США? Он решил начать собственную войну с «Демократическим союзом», когда в самом конце лета 2016 всё же вторгся в Сирию открыто.

Печальны, печальны перспективы Турции с таким руководством. Эрдоган рассорился с Израилем, Египтом, Германией, США, Россией – то есть, со всеми важными и нужными Турции странами. А и то сказать: кто ему доктор? Пусть себе воюет со своими комплексами и дальше. Лишь бы на Халеб не полез.

13.10. Калиф на час

Люди приходят к дереву в пору его расцвета и покидают его, когда плоды кончатся.

1001 ночь. Халиф на час, или Рассказ про Абу ль-Хасана-кутилу

В первый день – свет в окне, на второй день – аллерген, на третий – свинья свиньёй[9].

Иракская поговорка

В Сирии действуют сотни разномастных банд, ополчений и группировок. В этом пункте я предлагаю читателю краткий обзор наиболее заметных из них (за исключением группировки «Исламское государство», о которой было сказано в главе 12). Начнём со «светской оппозиции» (об эфемерности этого понятия писал я, и говорил Томас Лоуренс, цитату которого я вынес в эпиграф к главе 12) – «Сирийской свободной армии», которая хронологически была первой антисирийской структурой, оформившейся в ходе войны. В принципе, всё, что можно о ней сказать, я уже сказал в АХ, где её зарождение было рассмотрено в мелких деталях. Разве что стоит добавить, что под её брендом скрываются два основных образования: «Фронт освобождения революционеров Сирии» в составе не менее, чем семи «бригад» (районы активности – Идлиб, Халеб, Хама, Дейр эз-Зор; главарь – Ахмад Иса), и «Штаб “Свободной армии”» («начальник» – Абдалла ашШир). Политическое прикрытие ССА осуществляет т. н. временное

правительство Сирии во главе с сирийским туркоманом Халедом Ходжой, которое сидит в турецком Газиантепе.

Конкурентом группировки ИГ на ниве салафизма является «Исламский фронт», образованный в Сирии в ноябре 2013 семью группировками. В него входят «Ахрар аш-Шам» («Свободные Сирии», где много выходцев из СНГ), «Лиуа ат-таухид» («Бригада единобожников») и даже «Курдский исламский фронт». Поддерживается Турцией и Саудовской Аравией.

«Джабхат ан-Нусра» («Фронт победы») действует в основном под Идлибом и Халебом. Она гремела в 2012–2013 годах, а потом пальму первенства у неё перехватила группировка ИГ (момент этой смены флагмана салафитского движения в Сирии был освещён в моих «Арабских хрониках»). Тем не менее, она ещё не вовсе сдулась, попрежнему находясь на подпитке у Катара, который в 2014 даже посредничал в деле освобождения ДН миротворцев ООН, захваченных группировкой в эль-Кунейтре.

Группировка «Джунд аль-Акса» («Солдаты аль-Аксы», ранее «Иерусалимские роты») укомплектована в основном несирийскими арабами. До начала 2016 «Джабхат ан-Нусра», «Ахрар аш-Шам» и «Джунд аль-Акса» входили в один альянс – «Джейш аль-Фатх» («Армия завоевания»), история которого началась в марте 2015 со взятия Идлиба. Потом «Джунд аль-Акса» из него вышли и сегодня почти растворились в группировке «Джабхат ан-Нусра».

«Джейш аль-ислям» («Армия ислама», бывшая «Бригада ислама») – это протурецкая боёвка, окончательно сформированная из пяти десятков группировок в сентябре 2013. Но ещё в бытность свою «бригадой» именно она организовала теракт в штабе военной разведки Сирии, в результате которого погиб министр обороны (о нём я подробно писал в «Арабских хрониках»). Отметилась также неприятием «Исламского государства», выпустив ролик с казнью членов ИГ. Считается террористической в Египте, Иране и России; американцы наше предложение признать очевидное отвергли, так что для ООН «Джейш аль-ислям» «в списках не значится» – даже несмотря на применение ей химического оружия в апреле 2016 под Халебом. Группировка серьёзно потеряла во влиянии после смерти под нашей бомбой её лидера Захрана Аллюша. Ему наследовал Исам альБувейдани.

«Джейш аль-муджахидин» («Армия моджахедов»),

образовавшаяся в январе 2014, провозгласила своей целью борьбу с ИГ. В мае 2015, осознав, что ноша ей не по плечу, вошла в широкую коалицию по завоеванию Халеба («Фатх Халеб»).

Особняком стоят «Отряды народной самообороны» сирийских курдов. Об их действиях я уже говорил выше в этой главе. Они входят в альянс «Демократические силы Сирии», который объединяет их с национальными ополчениями более мелких этноконфессиональных групп – туркоманов, ассирийцев, армян и прочих.

Рассуждать о нюансах идеологии всех этих группировок (кроме курдской, идеология которой – национально-освободительная) большого смысла нет, т. к., во-первых, для нормальных людей их салафитский идеологический мейнстрим категорически неприемлем (и все расхождения между ними, из-за которых подчас они становятся друг другу врагами, следует воспринимать в том же ключе, что и спор уголовных авторитетов о том, кто из них правильно соблюдает «понятия»); во-вторых, при необходимости они с лёгкостью переобуваются, на голубом глазу отказываясь от того, что говорили ранее, если это им выгодно; в-третьих, кроме максимум десятка самых заметных, группировки подвержены частым сделкам по слиянию и поглощению, меняя названия, но оставаясь человеконенавистническим сбродом. Орден Чёрного Знамени играет пятьюдесятью оттенками, от иссиня-чёрного до цвета мокрого асфальта, но цели его от этого не меняются.

Все эти группировки, всячески эксплуатирующие тему халифата и возвращения к временам пророка, – коллективный калиф на час. Не раз в истории арабского мира наступали тёмные времена, когда различные радикально настроенные граждане пытались переломить в свою пользу ход исторического развития. Таковы были в VII в. аз-ракиты – наиболее радикальная хариджитская секта, чья идеология ничем не отличалась от идеологии нынешней группировки «Исламское государство». Они точно так же считали всех, кроме себя, неверными, которых нужно убивать. Таковы были, например, карматы, которые в первой половине X в. погуляли по Аравии так, что умудрились уволочь к себе чёрный камень Каабы. Хоть формально они относились к шиитам-исмаилитам, их действия ничем не отличаются от действия сегодняшних, формально суннитских, группировок. Так же, как ИГ, карматы совершали массовые

казни гражданских заложников; так же, как ИГ, они приблизились к Багдаду, но не смогли его взять. А рядом, под Басрой, кстати, о ту пору резвились зинджи – восставшие чёрные рабы, которые совершили исход из полона не хуже древнееврейского и тоже оторвались на подданных Аббасидского халифата, пока их не успокоили (а возглавлял их, кстати, азракит). Уже в конце XVIII в. Мухаммад беи Абд эльВаххаб, основавший «Саудовскую Аравию 1.0» (а нынешняя может считаться версией 2.0, поскольку во власти в ней – его потомки), искренне полагал, что христиане и иудеи верят в дьявола, а потому наказание им одно – смерть..

Легендарный халиф Гарун ар-Рашид любил бродить по Багдаду инкогнито, чтобы узнать заботы и настроения простого народа. И однажды встретился ему некий Абу ль-Хасан, бывший ужасным мотом и бретёром, который любил зазывать к себе случайных людей, чтобы провести вечер за распитием штофа старого вина и весёлой беседой. И вот за именной чашей (Абу ль-Хасан звал её «Диковинка») хозяин поведал гостю своё сокровенное желание: хоть на один день стать халифом, повелителем правоверных, чтобы всыпать плетей имаму, который его порицал, и сторожам, что его поносили. Халиф напоил его, а затем велел отнести во дворец с тем, чтобы на следующее утро, когда тот проснётся, все невольницы, евнухи и визири оказывали бы ему почести, какие подобают халифу.

И вот Абу ль-Хасан проснулся поутру в роскошном дворце, чтобы провести день с наложницами, одна прекраснее другой, которых звали Нитка Жемчуга и Утренняя Звезда. Но, когда халиф Гарун ар-Рашид вдоволь насмеялся над ним, он повелел вновь опоить его и отнести обратно в его дом. Очнувшись, Абу ль-Хасан не мог поверить, что он не халиф.

Этот момент обязательно наступит для нынешнего «халифа», Абу Бакра аль-Багдади, и для возглавляемого им «Ордена Чёрного Знамени» (на Русь ходил Тевтонский орден, а на Сирию пошёл именно этот). Точно так же, как недалёкий Абу ль-Хасан он ошалел от свалившихся на голову (я так думаю, после общения с кураторами) почестей, и не ждёт, что сказка закончится (если, конечно, жив ещё, а то периодически возникают вбросы о его смерти; но, если и так, то же верно для его

преемника).

А она, похоже, кончается.

 

Сдувание

группировки

«Исламское

государство»

очевидно

в

Ливии,

отчётливо

просматривается в Ираке, начинает проявляться в Сирии. Чернознамённая группа уже прошлась парадом: пора сдавать реквизит. И когда сирийская армия вернёт город Ракка, президент Сирии Башар Хафез аль-Асад с полным правом сможет повторить им слова из повести Н.С. Лескова: «Вы здесь – калиф на час, а я земский человек!».